Пояснительная записка
Задачи курса:
- Расширение кругозора в области прикладного творчества и народных промыслов.
- Формирование умения чтить и ценить художественное наследие страны, лучшие традиции в прикладном искусстве.
- Нравственное и эстетическое воспитание учащихся.
- Развитие творческих способностей, личной инициативы и самостоятельности.
Программа рассчитана на 36 часов учебного
времени. Основная часть предусмотренного
программой времени отводится на практическую
работу учащихся, на овладение трудовыми умениями
и навыками.
По окончании курса учащиеся самостоятельно
выполняют проект в технике лоскутного шитья -
создание произведений утилитарного назначения:
панно, различных комплектов на кухню, покрывал,
одеял и других полезных вещей.
Учебный план курса «Лоскутное шитье»
№ |
Наименование разделов и дисциплин |
Всего часов |
В том числе |
Формы преподавательского контроля |
|
лекции |
практические занятия |
||||
I. Введение в курс | |||||
1 |
История пэчворка и квилта. Современное использование лоскутных изделий Ткани, их подготовка к работе. Закономерность цветовых сочетаний. |
2 |
1 |
1 |
Работа на компьютере в графическом редакторе. Подбор наиболее удачных цветовых сочетаний. |
2 |
Инструменты и оборудование.
Использование шаблонов. |
2 |
1 |
1 |
Самостоятельное изготовление шаблонов к любому предложенному лоскутному блоку. |
3 |
Ручные швы, их использование в
лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье. Техника безопасности при выполнении швейных работ. |
2 |
1 |
1 |
Тренировочные упражнения в выполнении
ручных швов. Тренировочные упражнения на швейной машине. |
II. Технология соединения лоскутов | |||||
4 |
Шитье из полос. Техника шитья «Елочка». Техника шитья «Колодец». Техника шитья «Пашня». |
4 |
1 |
3 |
Выполнение одного учебного блока на выбор. |
5 |
Шитье из квадратов. Техника шитья «Шахматка». |
2 |
1 |
1 |
Выполнение одного учебного блока на выбор. |
6 |
Шитье из прямоугольных
треугольников. Техника шитья «Мельница». Техника шитья «Звезда». Техника шитья «Квадрат в квадрате». Техника шитья «Русский квадрат». |
4 |
1 |
3 | Выполнение одного учебного блока на выбор. |
7 |
Шитье из равносторонних
треугольников. Шитье из ромбов. |
4 |
1 |
3 |
Выполнение любого учебного блока на выбор. |
8 |
Шитье на основу. Витражный способ шитья. |
2 |
1 |
1 |
Выполнение любого учебного блока на выбор. |
9 |
Стежка изделия. | 2 |
1 |
1 |
Стежка любого, предложенного учителем лоскутного блока. |
10 |
Окантовка изделия. | 2 |
1 |
1 |
Окантовка любого, преложенного учителем блока. |
III. Практическая работа | |||||
11 |
Самостоятельные творческие работы учащихся. |
10 |
10 |
Самостоятельное выполнение мини-квилта. |
Программное содержание курса «Лоскутное шитье».
I тема. История пэчворка и квилта. Современное использование лоскутных изделий (2 часа)
Значение названий: печворк и квилт, их
содержание и различие.
История развития лоскутного шитья в Америке и
Европе.
История развития лоскутного шитья в России.
Мини-квилты, тематические квилты, квилт под
девизом, традиционные квилты, крези-квилт.
Ткани, их подготовка к работе. Закономерность цветовых сочетаний
Использование тканей для квилтов.
Ахроматические и хроматические ткани. Яркие и
ненасыщенные сочетания, светлые и темные, теплые
и холодные.
Закономерности цветовых сочетаний. Цветовой
круг.
II тема. Инструменты и оборудование. Использование шаблонов (2 часа)
Инструменты для пэчворка и квилта.
Оборудование для выполнения лоскутных изделий.
Оборудование для стежки изделия. Шаблоны
сплошны, прорезные.
Припуски на швы. Раскрой деталей изделия.
III тема. Ручные швы, их использование в лоскутном шитье. Машинные швы, их использование в лоскутном шитье (2 часа)
Выполнение ручного соединения лоскутов.
Выполнение машинного соединения лоскутов.
Быстрые способы машинного соединения лоскутов.
Техника безопасности при выполнении швейных
работ.
IV тема. Шитье из полос (4 часа)
Техника шитья «Елочка». Техника шитья
«Колодец»
Техника шитья «Пашня». Техника соединения
лоскутов.
V тема. Шитье из квадратов (2 часа)
Техника шитья «Шахматка».
VI тема. Шитье из прямоугольных треугольников (4 часа)
Техника шитья «Мельница».
Техника шитья «Звезда». Техника шитья «Квадрат в
квадрате».
Техника шитья «Русский квадрат».
VII тема. Шитье из равносторонних треугольников. Шитье из ромбов (4 часа)
Техника шитья из равносторонних треугольников.
Техника шитья из ромбов.
Техника шитья из многоугольников. Шаблонный
способ соединения.
VIII тема. Шитье на основу. Витражный способ шитья (2 часа)
Техника шитья на основу. Работа с шаблоном.
Витражная техника шитья. Работа с тесьмой.
IX тема. Стежка изделия (2 часа)
Соединение трех слоев «сэндвича». Скрепление
всех слоев квилта сметкой.
Ручная стежка. Особенность выполнения килтинга
(стежки). Машинная стежка.
Оборудование для машинной стежки. Шаблоны для
стежки.
X тема. Окантовка изделия (2 часа)
Способы окантовки изделия. Техника выполнения окантовки.
XI тема. Самостоятельные творческие работы учащихся (10 часов)
Учащиеся самостоятельно проектируют и выполняют любые стеганные лоскутные работы.
Литература:
- Пэчворк: изделия и одежда из лоскутиков. Издательский дом «Ниола XXI век».
- Ким Х.Риттер, Стеганные лоскутки. изд. «ЭКСМО – ПРЕСС», 2000 г.
- Т.А. Мазурик, Лоскутное шитье, изд. «Паритет», 2000 г.
- Магия лоскутка. Изд. Vogie, 1994 г.
- М.Кормик, Г.Мэгги, Лоскутное шитье. изд. «Ниола 21 век», 2000г.
- И.Ю.Муханова, Лоскутные узоры. изд. «ОЛМА – ПРЕСС», 2002 г.