Урок-зачет
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по основным разделам русского языка, изучаемым по 9 класс.
Зачет проводится в виде игры “Путешествие по станциям знаний”.
Станций семь: “Фонетическая”, “Лексическая”, “Словообразовательная”, “Орфографическая”, “Морфологическая”, “Синтаксическая”, “Пунктуационная”.
Табличка с названием “станции” вывешивается на парте (вернее, на двух партах, составленных вместе), и ученики-путешественники переходят со “станции” на “станцию”, проверяя свои знания по разделам русского языка, изучаемым в школе.
Для проведения зачета в такой форме привлекается группа сильных учащихся, которые исполняют роль “учителей”. Их семь (по количеству “станций”). Главная задача учителя – подготовить этих ребят, начальников “станций”. За неделю до проведения игры они тщательно повторяют материал по своей теме. Затем учитель проводит собеседование с каждым отдельно и дает задание – подобрать карточки для зачета. Учащиеся использовали справочные материалы и друг е пособия.
Сдающим зачет нужно выполнить задания на всех “станциях”, и на каждой начальник, в зачетной книжке выставит свою оценку.
Учитель регулирует переходы от “станций” к “станции”, а также выполняет роль консультанта. Он же выставляет итоговые оценки, которые объявляет в конце урока. В заключение выступают начальники “станций”, которые делятся своими впечатлениями (рассказывают, с какими заданиями ребята лучше справились; в чем затруднялись).
Учитель, следивший за работой начальников “станций” во время собеседования, подготовки карточек, проведения зачета, подведения итогов, выставляет им оценки.
Такая форма проведения зачета нравится всем учащимся. Здесь осуществляется дифференцированный подход в обучении, ребята проявляют инициативу и самостоятельность.
Примеры карточек.
Станция “Фонетическая”
Карточка 1
Расставьте ударения.
Агент, досыта, инструмент, красивее, обеспечение, партер, процент, планер, средства, столяр, хвоя, цемент, центнер, щавель.
Карточка 2
Из следующего предложения выпишите глаголы и произведите их фонетический разбор.
Прочесть хорошую книгу — что встретиться с добрым другом. (Пословица.)
Карточка 3
Какие звуки обозначены выделенными буквами.
Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой...
(И. Никитин.)
Карточка 4
Выпишите слова в таком порядке: а) количество звуков и букв одинаковое; б) звуков больше, чем букв; в) звуков меньше, чем букв.
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название еще драгоценней самой вещи. (Н. Гоголь.)
Станция “Словообразовательная”
Карточка 1
Найдите самое трудное слово для разбора по составу и разберите его.
Говоря строго, язык никогда не устанавливается окончательно: он непременно живет и движется, развиваясь и совершенствуясь... язык идет вместе с жизнью народа. (В. Белинский.)
Карточка 2
Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах. Выделенные слова разберите по составу.
Лингвист, писатель, ленинградец, ответственность, реченька, галчонок, выползти, ввести., пришить, прекрасный, антифашист, надводный, подводный, безжалостный, недобрый.
Назовите синонимичные и антонимичные приставки.
Карточка 3
Образуйте от слова вода его формы и однокоренные слова. (Определите способы образования этих однокоренных слов.
Карточка 4
Найдите слова с чередующимися гласными и согласными. Разберите одно из них по составу, определите способ образования.
Мать мужает вместе с детьми. И благословенна мать, которая умеет вовремя отпустить руку ребенка и не выказывает страха, когда он делает первые шаги в жизни на своих еще не окрепших ногах.
Вырастают дети и выбирают себе дороги, но дети никогда не идут по проторенным дорогам отцов, а продолжают их или ищут свои, новые и всегда неожиданные для матери.
Станция “Лексическая”
Карточка 1
Пользуясь школьным словарем иностранных слов, определите происхождение следующих слов: класс, каникулы, календарь, коллектив, директор, ветеран.
Приведите примеры заимствованных слов.
Карточка 2
Найдите в толковом словаре три однозначных и три многозначных слова. Придумайте с ними предложения.
Карточка 3
Запишите текст. Вместо слова красный подберите и вставьте подходящие по смыслу синонимы. (Разрешается пользоваться словарем синонимов.)
За ягодами
Давно мы собирались пойти в лес за ягодами. И вот долгожданный день наступил. Мы просыпаемся рано. На востоке краснеет узкая полоска зари. Медленно поднимается из-за горизонта красное солнце.
И вот мы на чудесной лесной поляне. Краснеют в невысокой траве красные ягоды земляники. Ребята набрасываются на эти красные огонечки; и вот уже в руке самой проворной девочки букетик крупных красных ягод.
Наш проводник, мальчонка в красной майке, зовет нас идти скорее к нему. Мы гурьбой выбегаем на лесную просеку. Она вся залита солнцем, и в его ярких золотых лучах красным огнем горит россыпь красных ягод. Кажется, вся просека залита красным пламенем. Мы останавливаемся, как завороженные.
Карточка 4
Объясните значение фразеологизмов (разрешается пользоваться фразеологическим словарем). Укажите, какие из них относятся к книжному стилю, какие – к разговорному.
1) Семи пядей во лбу; 2) пялить глаза; 3) перейти рубикон; 4) где раки зимуют; 5) вносить свою лепту; 6) разрубить гордиев узел; 7) рыцарь без страха и упрека; 8) родимые пятна; 9) со щитом или на щите; 10) вавилонское столпотворение; 11) с боку припека.
*Для справки.
Книжные выражения: 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10; их значение: 3) решиться на что-либо; 5) помогать; 6) решить трудную задачу; 7) безупречный человек; 8) недостатки, являющиеся, пережитком; 9) победить или умереть; 10) беспорядок, суматоха.
Разговорные выражения: 1, 2, 4, 11; их значение: 1) очень умный; 2) смотреть пристально; 4) очень далеко; 11) посторонний.
Станция “Морфологическая”
Карточка 1
По каким признакам слова делятся на части речи. Определите части речи.
Чистота, чистый, чистить, (в комнате) чисто, чистивший, вычистив.
Карточка 2
Закончите таблицу.
Карточка 3
Выпишите имена существительные. Сделайте морфологический разбор существительного I склонения.
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами...
Вы к словам проявляйте терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
(М. Матусовский.)
Карточка 4
1. Употребите имена существительные в форме именительного падежа множественного числа.
Директор, доктор, профессор, сторож, катер, китель, тополь, ордер, отпуск, бухгалтер, инженер, торт, шофер, редактор, лектор, офицер.
2. Употребите имена существительные в форме родительного падежа множественного числа.
Апельсины, помидоры, граммы, носки, чулки, ботинки, метры, гектары, башкиры, цыгане, оладьи, мандарины, судьи, блюдца, яблоки, кольца, ружье, полотенца, места, дела, облака, стекла.
Станция “Орфографическая”
Карточка 1
Подчеркните орфограммы. Обозначьте их в глаголах.
Есть один-единственный язык на Земле, который понимают все народы. Большие и малые. Это язык правды. И именно на этом языке написаны все лучшие произведения мирового искусства. Потому-то они доступны всем, и потому они не умирают. (Ф. Абрамов.)
Карточка 2
Составьте табличку “ь после шипящих”.
Карточка 3
Назовите орфограммы, в которых правильный выбор букв зависит от умения находить а) корень в слове (и подбирать однокоренные слова); б) приставку; в) суффикс; г) окончание; определять часть речи.
Карточка 4
Вставьте пропущенные буквы. Сгруппируйте слова по орфограммам.
Ц..тата, ж..лудь, уд..вительный, р..стение, в..ст..бюль, прил..гательное, ар..мат, ш..рох, прик..сновение, ж..ри, тяж..лый.
Станция “Синтаксическая”
Карточка 1
Замените простое предложение синонимическими конструкциями.
Ветеран войны рассказывал ребятам о действиях белорусских партизан в тылу врага.
Карточка 2
Исправьте предложения.
1) Метелица перед самым носом мальчишки осадил коня. Тот от испуга едва перевел дух.
2) Портрет написан известным художником. Я недавно видел его на выставке.
Объясните, чем вызвана двусмысленность предложений.
Карточка 3
Сделайте синтаксический разбор предложения.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
(А. Пушкин.)
Карточка 4
Составьте схему предложения.
Еще была зима, но солнце начинало ходить выше и в полдень, когда отряд прошел уже верст десять, пригревало так, что становилось жарко, и лучи его были так ярки, что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки, которые вдруг вспыхивали на меди пушек. (Л. Толстой.)
Станция “Пунктуационная”
Карточка 1
Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните их постановку условными обозначениями на полях (о/ч – однородные члены, о – обращение, в/с – вводное слово, п/о – причастный оборот, д/о – деепричастный оборот, сл/п – сложное предложение).
Мужество
Мы знаем что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь
Не горько остаться без крова
И мы сохраним тебя русская речь
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки!
(А. Ахматова.)
Карточка 2
Оформите цитату различными способами.
Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. (М. Горький.)
Карточка 3
Приведите примеры на разные случаи употребления тире в простых и сложных предложениях.
Карточка 4
Приведите примеры на разные случаи употребления двоеточия в простых и сложных предложениях.