Урок изучения нового материала по теме "Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш"

Разделы: Информатика


Раздел программы: Компьютер для начинающих.

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся об устройстве компьютера;
  • познакомить учащихся с различными устройствами ввода информации в память компьютера;
  • изучить клавиатуру – важнейшее устройство ввода информации в компьютер.

Задачи урока:

  • обучающие – повторение, закрепление и углубление знаний учащихся; формирование практических умений в текстовом редакторе Блокнот;
  • развивающие – развитие логического мышления, наблюдательности, памяти, самостоятельности;
  • воспитательные – воспитание доброты, бережливости, аккуратности при работе с компьютером.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

  • компьютеры;
  • мультимедийный проектор;
  • экран;
  • Информатика. Учебник для 5 класса. Л.Л. Босова. 2005г;
  • Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса. Л.Л. Босова. 2005г;
  • цветные карандаши;
  • презентация к уроку (Приложение1).

План урока.

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Проверка усвоения изученного материала. (5 мин).
  3. Сообщение темы и целей урока (2 мин).
  4. Объяснение нового материала (12 мин).
  5. Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях. (5 мин).
  6. Компьютерный практикум. Работа 1. (10 минут).
  7. Физкультминутка. (2 мин).
  8. Итог урока. Домашнее задание. (2 мин).

Ход урока

1. Организационный момент.

Презентация

Слайд 1. На день рождения Ежику Лосяш и Пин подарили компьютер и рассказали об его устройстве. Давайте проверим, как вы знаете устройство компьютера.

2. Проверка усвоения изученного материала.

Слайд 2. Подпишите основные части компьютера.

Учащиеся выполняют работу в тетради.

Слайд 3. Давайте сверим.

Проверка выполненной работы. Выставление оценок.

3. Сообщение темы и целей урока.

Об устройстве компьютера и Ежик, и вы знаете хорошо. Возникает другой вопрос. Как информация вводится в память компьютера? Ответить на этот вопрос нам помогут друзья Ежика. Вспомните, как зовут Смешариков?

4. Объяснение нового материала.

Слайд 4. Люди имеют дело с разными видами информации, воспринимаемой органами зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния. Получаемую информацию человек умеет обрабатывать и представлять в текстовой, числовой, графической и других формах.

Слайд 5. Самые первые компьютеры работали только с числами, то есть обрабатывали только числовую информацию.

Через некоторое время, закодировав буквы числами, люди научили компьютеры работать со словами и предложениями – обрабатывать текстовую информацию.

Затем компьютеры стали работать с графической информацией – чертежами, рисунками, схемами.

Прошло еще немного времени, и компьютеры стали воспроизводить звуки, человеческую речь, музыку – работать со звуковой информацией.

И лишь совсем недавно компьютеры научились работать с видеоинформацией, то есть принимать, обрабатывать и показывать фильмы и мультфильмы.

Слайд 6. Для ввода в компьютер звуковой информации служат микрофоны.

Слайд 7. Сканеры, цифровые фотоаппараты и видеокамеры используются для ввода сложных графических изображений, фотографий и видеофильмов.

Слайд 8. Для настоящих художников придумали особые приборы - дигитайзеры. Рисуют они на специальных планшетах. Именно такими электронными ручками художники-аниматоры рисуют мультики про Смешариков.

Слайд 9. Специальные датчики, присоединяемые к компьютеру, позволяют измерять и вводить в его память такие числовые характеристики окружающей среды, как температура, влажность, давление и многое другое.

Вводить текстовую информацию можно с помощью специальных устройств речевого ввода.

Слайд 10. Но до сих пор, для того чтобы успешно работать на компьютере, необходимо хорошо ориентироваться в клавишах клавиатуры – важнейшего устройства ввода информации в память компьютера. Они различаются формой, размером и количеством командных кнопок.

Внимательно рассмотрите клавиатуру вашего компьютера.

Слайд 11. Все клавиши можно условно разделить на несколько групп:

функциональные клавиши;

Функциональные клавиши F1 — F12, размещенные в верхней части клавиатуры, заранее запрограммированы на выполнение определённых действий. Так, очень часто клавиша F1 служит для вызова справки.

символьные (алфавитно-цифровые) клавиши;

В центре расположены символьные клавиши, очень похожие на клавиши обычной пишущей машинки. На них нанесены цифры, специальные символы (!, :, * и так далее), буквы русского алфавита, латинские буквы. Способ переключения алфавитов зависит от настройки клавиатуры компьютера. Чаще всего применяется одна из следующих комбинаций клавиш:

Alt слева + Shift или Ctrl + Shift.

Знак “+” между названиями клавиш означает, что требуемое действие выполняется только в том случае, если в нажатом состоянии будут находиться обе клавиши. Выполнять клавиатурные комбинации можно так: нажать первую из указанных клавиш и, удерживая ее нажатой, нажать вторую клавишу; обе клавиши отпустить.

С помощью символьных клавиш вы будете набирать всевозможные тексты, арифметические выражения, записывать свои программы.

Буквы каждого алфавита могут быть прописными (большими) или строчными (маленькими). Переключают режим ввода букв нажатием клавиши Caps Lock. Если горит индикатор Caps Lock – будут вводиться прописные буквы, иначе – маленькие.

Вводить одну или несколько больших букв удобно с помощью комбинации клавиш Shift + {буква}.

В нижней части клавиатуры находится большая белая клавиша – пробел. Пробел используется для отделения слов и выражений друг от друга.

клавиши управления курсором;

Курсор ввода ( | ) – мигающая черточка, отмечающая место ввода очередного символа на экране монитора. Для перемещения курсора по тексту служат курсорные стрелки. Они перемещают курсор на одну позицию в заданном направлении.

Клавиши PageUp и PageDown позволяют листать документ вверх и вниз, а Home и End переводят курсор в начало и конец строки.

специальные клавиши;

Специальные клавиши не собраны в одну группу, а размещены так, чтобы их было удобно нажимать.

Клавиша Enter завершает ввод команды и вызывает ее выполнение. При наборе текста служит для завершения ввода абзаца.

Esc – клавиша расположена в левом верхнем углу клавиатуры. Обычно служит для отказа от только что выполненного действия.

Клавиши Shift, Ctrl, Alt изменяют действия других клавиш.

дополнительная клавиатура.

Дополнительная клавиатура – при включенном индикаторе NumLock удобная клавишная панель с цифрами и знаками, расположенными, как на калькуляторе.

Если индикатор NumLock выключен, то работает режим управления курсором.

5. Закрепление изученного материала. Работа в рабочих тетрадях.

Задание № 6 (стр. 53). Раскрасьте цветными карандашами основные группы клавиш.

Слайд 12. Посмотрите на таблицу. Прочитайте названия клавиш на английском языке.

Задание № 7 (стр. 54). Заполните следующую таблицу.

Слайд 13. Клавиатура – это электронное устройство, содержащее внутри микросхемы и другие детали. Поэтому обращаться с ней следует бережно и аккуратно. Нельзя допускать загрязнения клавиатуры пылью, мелким мусором, металлическими скрепками и т.д. Нет нужды сильно стучать по клавишам. Движения ваших пальцев должны быть легкими, короткими и отрывистыми.

6. Компьютерный практикум.

Выполнение учащимися практической работы № 1 (учебник, стр. 138 – 139).

Теперь мы умеем:

  • использовать комбинации клавиш;
  • переключать алфавиты (русский/ латинский);
  • вводить прописную букву в режиме ввода строчных букв;
  • переключать режимы ввода букв;
  • вводить специальные символы.

7. Физкультминутка.

Комплекс упражнений для глаз.

8. Итог урока. Домашнее задание.

§ 2.3 (1, 2), стр. 69-72, выучить назначение основных клавиш.