Открытый урок "Окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Окружающий мир

Тип урока: закрепление полученных знаний.

Задачи.

Образовательные:

1.- обобщить и систематизировать знания по теме “Наш край”.

  • географическое положение (соседи, природная зона),
  • особенности природы родного края (растения, животные),
  • формы поверхности,
  • водоемы нашего края, способы охраны,
  • показать важность рационального использования и охраны окружающей среды,

2. - учить умению самостоятельно находить в дополнительных источниках сведения по определенной теме.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность, логическое мышление,
  • активизировать мыслительную деятельность учащихся путем исследовательской деятельности.

Воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе и любовь к родному краю.

Цели:

  • сформировать представления учащихся о родном крае.
  • обобщить и проверить знания детей по изученному разделу ”Родной край- часть большой страны”.

Оборудование:

  • мультимедийная техника,
  • перфокарты для исследовательской деятельности учащегося (тесты),
  • тексты для заучивания детьми,
  • тетради по окружающему миру,
  • физическая карта России и Мурманской обл.,
  • буклеты.
  • фотографии Мурманской области.
  • стенд с литературой по родному краю.
  • напечатанные слова: Лапландский заповедник, Кандалакшский заповедник, Пасквик, Кольский полуостров, Заполярье,
  • зкран.

Для индивидуальной работы карточки для группы детей, план:

  1. Название
  2. Расположение на карте нашего края
  3. Природа нашего края
  4. Охрана окружающей среды

Оформление доски:

Тема урока: “Наш край - Мурманская область”.

Знать

  • расположение на карте нашего края
  • особенности природы
  • основные водоемы Кольского полуострова
  • заповедники в нашем крае

Уметь

  • рассказывать о своем крае по плану
  • показывать географическое положение нашего края на карте

Фото с изображением Мурманской области,

Карта России, Карта Мурманской области,

Карточки с названием заповедников Мурманской области, сочинения детей.

Содержание урока

Слова учителя Работа учащихся
1. Организационный момент

Показ на фоне музыки слайдов “Мое Заполярье”

2.Актуализация знаний учащихся.

- Какую тему раздела изучаем?

- Как называется наша родина?

- В этой огромной стране есть небольшой уголок, который мы зовем нашей малой Родиной.

- Как он называется?

- А какие названия мы можем ему дать?

Родной край- часть большой страны

Россия (Показ на карте России)

Мурманская область, город Кировск (Показ на карте Мурманской области)

Крайний Север, Заполярье, Кольский полуостров

3. Определение темы, целеполагание

- О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем

Просмотр слайдов с презентацией “Заполярный край”.

 
- Тема нашего урока? Наш край.
- Закрепляем темы “Поверхность нашего края и водоемы”

- Сформулируйте задачи урока.

 
 
- Что должны знать? (чтение с доски)
  1. Расположение края на карте
  2. Водоемы нашего края
  3. Природу края.
  4. Формы поверхности
- Что уметь? (Индивидуально напечатать задачи для слабовидящих)

Рассказывать о своем крае по плану:

  1. Название края
  2. Расположение на карте нашего края
  3. Природа нашего края
  4. Охрана окружающей среды
Что же такое наше Заполярье?

- Давайте полюбуемся видом из окна и послушаем стихотворение “Люблю я Заполярный край”

Физкультминутка. Отдых у окна.

Стихотворение читает ученик.

Люблю я заполярный край
За крайности
И за бескрайность
За то, что чувство это
Вкралось,
Другого чувства не украв.
Не заслоняя от меня
Равнины моего рожденья,
Светло, почти без наважденья,
Отроги Кольские манят.
Люблю зайти на самый верх,
Взглянуть на Кольский полуостров,
Где все затем и низкоросло,
Чтоб был высоким человек…

4. Работа по теме  
- Р ассказывать о своем крае вы должны по плану

Работа у доски.

- Покажите наш край на карте России

Чтение у доски плана
- Назовите областной центр нашего края Мурманск
Слайд

- Какие города Мурманской области вы еще знаете?

Карта Мурманской области.

Мурманск,Североморск, Снежногорск, Апатиты, Полярные Зори, Ковдор, Кандалакша, Никель, Кола, Ревда, Мончегорск, Кировск-12 городов

- В каком направлении от Москвы находится Мурманск?

- А в каком вы городе живете?

- Как раньше назывался город?

Показ на карте России

- Мурманская область находится на северо-западе России

- В Кировске

- Хибиногорск (Показ Кировска на карте Мурманской области)

- Какое знаменательное событие отмечали кировчане в 2006 году? - 75- летие со дня рождения города Кировска.
- К этому событию у нас в классе прошло много интересных внеклассных мероприятий:

вы посетили музей Сергея Мироновича Кирова, прошли конкурсы на лучшее сочинение.

- Послушайте одно из них.

Чтения отрывка из сочинения:
- А стихотворение, которым мы начали урок – победило на конкурсе чтецов, - “Я живу на Кольском полуострове, в Мурманской области. Она находится на северо-западе России. Кольский полуостров омывается Баренцевым и Белым морями.

Поверхность полуострова гористая и заболоченная. Этот край называют краем тысяч озер и болот. Озеро Имандра- самое большое озеро на Кольском полуострове. Вторым по величине является озеро Умбозеро. В нашем краю много рек, среди них: Тулома, Кола, Варзуга, Поной, Нива, Куна.

Природные зоны Кольского полуострова - зона тундры и зоналесов. Тундра-слово финского происхождения, означает “безлесная плоская вершина”.

Почва в лесах чаще всего покрыта сплошным ковром мхов и лишайников. Здесь можно встретить карликовую березу, бруснику, чернику, морошку, клюкву, плаун куропаточий, исландский мох, дерен шведский и др. Во влажных местах, на окраинах болот, вдоль ручьев и лесных речушек растут карликовые ивы. Климат у нас суровый, и растениям приходится приспосабливаться к жизни на севере.

В лесу обитают: куропатки, глухари, куницы, горностаи, росомахи, зайцы, лисы, лоси, медведи и северные олени. Большие стада северных оленей бродят по тундре в поисках еды. Их широкие копыта не дают им проваливаться в рыхлый снег и помогают разгребать его и добираться до мха.

На Кольском полуострове много городов: Мурманск, Кандалакша, Апатиты, Кировск, ковдор, Мончегорск, Полярный, Североморск, Оленегорск, Никель.

Я живу в Кировске. Этот город находится у подножия гор Хибин. Я люблю путешествовать по горам. Прошлой осенью мы спускались в ущелье к “Голубым” озерам и очень огорчились, когда увидели, что все озера высохли. Но несмотря на это, там было очень красиво.

Я люблю свой родной край!

- Рассказать о расположении Мурманской области - На северо-западе России, охватывает весь Кольский п-ов, омывается двумя морями: Белым - на юге, а Баренцевым, не замерзающим - на севере.

В Баренцевом море проходит теплая ветвь Северо-Атлантического течения

(Гольфстрим)

Мурманская область лежит за Северным полярным кругом

- Кто наши соседи? - Норвегия, Финляндия
- Гости из какой страны у вас, ребята, были на открытом уроке? - Из Финляндии, из города Торнио.
На уроке вы рассказывали о своем городе и исполняли музыкальное произведение. Послушаем. Исполнение песни “Край мой Заполярный”
- В каких природных зонах находится Мурманская область? - Зона тундры, лесотундры и зона смешанных лесов.
На территории Мурманской области 3 природные зоны

Сегодня мы повторим о природной зоне тундра, а дома подберете материал для рассказа о зоне лесотундры 1 вариант и зоны смешанных лесов

2 вариант

 
Слайды

- В каких природных зонах находится Мурманская область?

- Сегодня мы повторим о природной зоне тундра, а дома подберете материал для рассказа о зоне лесотундры -1 вариант и зоны смешанных лесов –

2 вариант

Природные зоны

На территории Мурманской области три природные зоны:

зона тундры, лесотундры и зона смешанных лесов.

Слайды

Работа по слайдам. Вопросы и ответы:

- Что я хочу узнать?

  • Что такое тундра?
  • Где расположена?
  • Какой климат?
  • Какие растения?
- Как приспособились растения к суровым климатическим условиям? Чтение выводов со слайдов.
- Как приспособились к суровым условиям животные?  
Отгадайте загадки:

Сам пушистый,
Мех серебристый,
В тундре живет,
Хищником слывет.

Песец.

Трав копытами касаясь,
В тундре бегает красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.

Олень.

Живет под землей,
Сам рыжий такой.
Зимой и летом в норке живет,
Корешки и травку жует.

Выводы прочитайте про себя.

Лемминг
- Рассказать о природной зоне тундры Чтение выводов со слайдов.

Рассказ подготовленного ученика

- Тундра занимает северное побережье Мурманской обл. С северо-запада на юго-восток она идет полосой 20-30 км. Климат суровый, зима длится 6- 8 месяцев. Часто дуют сильные ветры, снежные бури. Летом солнце слабо греет, поэтому лето холодное. Почва не успевает прогреться. На глубине двух метров многолетняя мерзлота.

- Какая поверхность преобладает? Разнообразная: равнины и горы.
Физкультминутка (на движение)

Раз - подняться, потянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Путешествуем по свету,
Изучаем мы планету.
Пестрый глобус покрути,
Покажи материки.

 
- А почему наш край называют краем рек и озер? - В нашей области свыше 100 тысяч озер и свыше 21 тысячи рек.
- А что наша северная природа дает человеку?

- Возьмите буклет и подготовьте рассказ.

- Северные ягоды. Они лекарственные

Брусника содержит до 12% сахаров и кислоту, которая подавляет развитие вредных микроорганизмов. Клюква - применяется при болезни суставов, простуде, ангине. Голубика - используется как средство от головной боли.

- Природа заботится даже о нашем здоровье.

- А как человек относится к окружающей природе?

- Какой вред наносит?

- Загрязнение окружающей среды отбросами производства

- Уничтожение животных и растений

- Вырубка леса

- Но есть люди, которые заботятся об охране природы.  
- Какие заповедники в Мурманской области вы знаете? Лапландский, Кандалакшский, Пасвик

(названия написаны на доске)

- А какой вклад в охрану природы можете вы внести? - Не засорять лес, не срывать цветы , не засорять водоемы
- Прочитайте устав поведения в природе, который мы вместе с вами вывели Устав поведения в природе.
  1. Чтобы быть Земле полезным
    Надо знать Устав железно:
    Вовремя туши костер
    Ведь огонь как лис хитер
  2. С корнем куст не выдирай,
    Мусор сразу убирай,
    Муравейники не трогай
    А иди своей дорогой
  3. Гнезда птиц не разоряй,
    Водоем не засоряй
  4. Много трав еще целебных
    Для здоровья нам полезных.
    Лес – ведь наше достоянье
    И зверушек состоянье!
  5. 5. Замечателен наш край,
    Витаминов целый рай.
    Здесь брусника с голубикой
    И для наших глаз черника.
Слайды

- Мы повторили много вопросов

- Расскажите по плану о нашем крае.

Отдых на зрительном тренажере.

5. Самостоятельная работа

-Выполнить тест на знание темы “Наш край”

Тест

1.Мой край расположен на материке:

А) Африка
Б) Австралия
В) Евразия
Г) Северная Америка

2. Мой край находится:

а) в Восточном полушарии;
б) в Западном полушарии.

3. Мой край находится в природных зонах:

А) лесов
Б) степи
В) тундра
Г) пустыни

4. В моем краю растут:

а) кактусы, кипарисы;
б) ель, береза, осина;
в) полынь, саксаул, ковыль.

5. У нас обитают:

а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи

Охрана окружающей среды.

Выполнение тестов

- Говоря о севере, нельзя не сказать о коренных жителях.

- Кто они?

Саамы, Поморы
Слайды Коренные жители Кольского полуострова
- На уроках музыки вы изучали творчество коренных жителей.

- И сегодня живут со своими законами сказы и ритмы древних песен, народные предания и обряды. Нужно только захотеть их услышать и узнать, тогда они поведают о глубокой старине, о том к чему стремились наши предки, о том чего хотели достичь, с чем боролись, что любили.

 
Исполнение песни.

Ритмы севера родного
Заколдуют нас с тобой,
Края нет нигде такого
С неизменной красотой

В ритме ветер песню носит,
Между сопок голося,
В ритме снежные заносы

Надувает, унося.
Вдоль по улице летят
В ритме и сосульки тают,
Тихо капелькой звеня.

Бубен старого шамана
Раздается вдалеке...
В ритме танца - слог саама
Говорит нам о себе.

Что ж, ритмично все вокруг,
Ты запомни, милый друг -
Цвет, звук, слог ритмичны так,
Что без них нельзя никак.

6. Домашнее задание.

-Подготовить рассказ о нашем крае по плану, по которому мы работали.

- На следующем уроке мы будем проводить исследовательскую работу на основании подобранного материала (из книг, иллюстраций и т. д.)

7. Итог

- Какие открытия для себя сделали?

- Что вы знали и только повторили?

8. Рефлексия

- Кто испытал гордость за то, что живет за Полярным кругом?

Благодарю за работу.

 

Примечание: Слайды презентации, можно получить у автора!