Цель урока: продолжить формирование навыка чтения, счёта.
Задачи урока:
- Научить читать слова и слоги с буквой Р р.
- Показать, как образуются числа от 11 до 20.
- Развивать мышление, внимание, воображение.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, абак, плакаты с буквами и словами, музыка для физкультминуток, палочки для моделирования чисел.
Ход урока
Повторение изученных букв.
Внимание, сегодня наш 1а класс отправляется на ракете в космическое путешествие на планету “Грамотей”.
Космонавты готовы? (Дети встали).
Корабли готовы? (Навели порядок).
Для космического путешествия нам нужны космические ручки, линейки, тетради, учебник, абак с буквами.
К старту приготовились. На старт! (дети поднимают руки вверх и изображают полет ракет). Полетели! Приземлились! Посмотрите в волшебные бинокли. (На доске появляются 2 плаката:
Мы видим, что наделал Буквоед: он надкусил буквы и слова. Нужно срочно всё привести в порядок. (К доске вызываются ученики, которые дописывают элементы букв и гласные буквы в словах).
А давайте придумаем задачи по данным буквам. (Нужно провести анализ написанного на плакате и увидеть, что буквы гласные и согласные.) Возможный вариант задачи:
- Буквоежка покусал 5 гласных и 1 согласную букву. Сколько всего он их покусал?
- Буквоежка покусал 5 гласных и 1 согласную. На сколько больше покусал гласных, чем согласных?
На поляне росло 7 букв, Буквоежка покусал 6. Сколько букв он не покусал?
А какую букву он не смог съесть? (Букву Р).
Почему? (Она сердитая).
Вот с этой буквой мы сегодня познакомимся.
Работа по учебнику “Грамота” и тетради “Грамота 2”.
Чтобы идти по планете “Грамотей” дальше, нужно открыть учебник с. 93, найти схему слов, посмотреть на рисунок и выложить слова фишками и знакомыми буквами.
- Сколько всего звуков в слове рысь? (3). Дайте характеристику каждого звука.
- Назовите первые звуки в словах? Чем они отличаются? (Твердостью, мягкостью).
- Кто знает, какой буквой обозначим эти звуки на письме? (Р р)
- На что похожа эта буква? (на топорик, на иголку с ниткой).
А теперь покажем Буквоежке, как мы умеем писать (Работа в тетради “Грамота № 2”, печатание букв Р р)
Вспомните, как правильно нужно сесть, как положить тетради.
(Учебники убрать в портфель).
Физкультминутка для пальчиков: упражнение “цепочка” и “зайчик”
Впереди нас ждет учебник, нужно научить гномика Буквоежку читать слова и слоги с буквами Р р. Напомните мне правило чтения. (Если после согласного – гласный верхнего ряда, то произносим твердо, если нижнего ряда, то мягко.)
Дифференцированное чтение шепотом. Те, кто умеет читать, читают слоги, слова. Кто не умеет – только слоги. Учитель слушает.
Игра “Живые слоги”.
Ребята выбирают себе роль “нужный слог”, встают в ряд, дети, сидящие за партами вслух читают его имя.
Физкультминутка “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется 3, буква на месте - замри”.
Образование чисел от 11 до 20. А сейчас давайте научим жителей планеты образовывать числа от 11 до 20.
(Работа с набором “Цветные палочки”. Моделирование чисел).
Задания:
- положите одну красную палочку, а теперь столько белых, сколько нужно, чтобы получилась длина красной палочки (одна красная палочка – десяток);
- образование чисел 11, 12, 13;
- рассмотреть рисунок в левом нижнем углу страницы, назвать номера автобусов, которые останавливаются на остановке;
сосчитать конфеты на с. 94 (15);
Работа в паре; один называет число – второй составляет, потом наоборот;
Учитель показывает запись чисел второго десятка 1 дес. 1 ед., стирает букв. обозначение и получается 11.
Физкультминутка: Упражнения на внимание. Учитель показывает упражнение, дети запоминают и повторяют.
Работа в тетради “Грамота” (с. 50-51). Ребята, все жители планеты умеют читать, писать, считать. А вы?
а) установление соответствия между словами печатными и письменными буквами;
б) составление и запись слов из данных букв;
в) составление и решение задач по рисунку на умножение и деление; (Мама разложила пирожки в 4 ряда по 2 пирожка. Сколько пирожков?)
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
Дифференцированная работа .(Самостоятельно)
Для сильных детей – тетрадь “Я учусь писать и читать” с.35
Для детей, нуждающихся в педагогической поддержке: закрепление зрительного образа буквы Р (тетрадь “Я учусь писать и читать” с.35).
Закрасить части рисунка, в которые вписана буква Р.
Подведение итогов урока. Нам пора домой. Давайте попрощаемся с жителями планеты и полетим. (Дети имитируют полёт и приземление).
Если вы работали активно, у вас всё получалось, то поднимите зеленый кружок, если было трудно, получалось не очень легко-то синий, а если было очень трудно, то красный.