1. Обучающая цель урока.
С помощью звукового ориентира учить читать бегло, осмысленно и выразительно.
2. Развивающая цель урока
Развивать фонематический слух, культуру речи, образную и логическую память, мелкую моторику кистей рук. Развивать коммуникативные отношения учащихся.
3. Воспитательная цель урока
Воспитывать аккуратность при обучении письму, прививать навыки самоконтроля у учащихся 1 класса. Воспитывать у детей ценности к здоровому образу жизни и добрые чувства к окружающему миру.
Оборудование:
- магнитофон,
- запись текстов: “Про умную собаку”,
- фонограмма песни “Пропала собака”,
- карточки информационного чтения,
- блокноты,
- силуэт собаки,
- рисунки собак, ационные рисунки,
- информ
- калька,
- плакат с надписью девиза урока: “Жизнь дана на добрые дела”.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Повернитесь направо, поздоровайтесь с гостями, повернитесь ко мне, найдите мои глаза, улыбнитесь мне и удобно устраивайтесь на своём месте. Давайте настроимся на урок. Девиз нашего урока - народная мудрость “Жизнь дана на добрые дела”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
2. Аутотренинг (на фоне спокойной музыки)
- Я на уроке;
- Сейчас я начну учиться;
- Внимание моё растёт;
- Я, как разведчик, все замечу;
- Голова мыслит ясно;
- Я хочу учиться;
- Я очень хочу учиться;
- Я готов к работе.
Сегодня на уроке мы должны соблюдать следующие правила: (плакат)
- Пиши правильно, аккуратно.
- Читай целыми словами, плавно.
- Будь бодрым к окружающим.
(Плакат дети читают хором)
3. Здороваемся с буквами (повторение алфавита)
4. Информационное чтение
Дети молча читают по карточкам, а затем, рассказывают о чем читали.
- У кого в рассказе есть добрые поступки?
5. Беседа о собаках
(на доске рисунки собак)
- У кого дома есть собака?
- Зачем нужны собаки? (ответы учащихся)
- Где еще приносят пользу собаки? (в милиции, на границе, у спасателей)
- Не все собаки приносят пользу для службы. Собак учат, тренируют и тогда они сложат на благо человеку. Таких собак называют “служебные”. (карточка)
Дома вы читали рассказ Л.Н. Толстого “Пожарные собаки”. Сейчас я проверю, насколько внимательно вы поработали.
У вас есть силуэт собаки. Давайте сделаем подарок мамам. Красиво правильно запишем слова, отвечая на мои вопросы одним словом.
Но перед этим гимнастика для пальчиков:
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни
Раз, два, три, четыре, пять
Можем снова мы писать.
Вопросы:
- Как звали собаку?
- Что загорелось?
- Кого вынес Боб из горящего дома?
- Кто плакал от радости?
- Кого ещё спас Боб?
У детей запись: Боб, дом, девочку, мать, куклу.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Наш Барбос встаёт на зорьке.
И к реке сбегает с горки.
Он весёлую зарядку
Любит делать по порядку.
Для начала бег на месте.
Лапы врозь
И лапы вместе.
Тренировка для хвоста.
А потом бегом с моста.
Проверяем.
Учитель читает вопрос, дети отвечают, проговаривая слова, на доске выставляют карточки слов. Учитель: я думаю, что мамы будут довольны. А вы любите своих мам? Помогаете им, как? (ответы детей)
6. Работа с книгой “Буква за буквой”
В книге “Буква за буквой” на стр.100 есть интересный рассказ. Прочтите название (“Про умную собаку”)
- О ком будем читать?
После чтения рассказа вы ответите мне, только ли про собаку этот рассказ.
Чтение со звуковым ориентиром с озвучиванием. В середине текста физкультминутка для глаз по офтальмотренажеру.
- Так только ли про собаку этот рассказ?
- Какой ценный вывод вы сделали для себя?
Найдите слово в девизе урока (на доске плакат), которое должно было охарактеризовать качество, не проявленное мальчиком по отношению к своей маме. (Доброта)
7. Тестирование
В блокнотах дети, отвечая на вопрос, ставят “+” или “-”.
- Собака очень любила папу?
- Мама попросила поставить чайник?
- Я приклеивал трубу к пароходу?
- Собака принесла маме тапочку?
- Мама сказала собаке “Молодец”?
- А мальчику мама сказала “Умница”?
У детей в блокнотах:
-;+;+;+;-;-;
Поменяйтесь блокнотами, проверяем.
Во время проверки учитель читает вопросы, дети, выборочно читают из текста предложения, доказывая свой ответ, оценивая друг друга.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы читали, мы писали
А теперь все дружно встали
Ножками потопаем
Ручками похлопаем
Затем пальчики сожмём,
Сядем и писать начнём
8. Работа в прописях
Звучит песня “Пропала собака”
У детей листочек с письменным текстом первого куплета песни.
Висит на заборе,
Колышется ветром.
Колышется ветром
Бумажный листок.
Пропала собака.
Пропала собака.
Пропала собака.
По кличке Дружок.
Дети обводят слова по буквам на кальку. Кто выполнит эту работу, обводит бордюр – узор в прописях.
9. Подведение итога урока
Учитель: Подумай, как ты поработал на уроке. Узнал ли ты что-то новое, был ли внимательным, старательным, добрым к окружающим. Выполнил ли наши правила? Если “да”, то солнышко подари веселому человечку, если не всё получалось, чуточку ошибался или ты не доволен собой, то подари человечку грустному.
Почему ты подарил солнышко весёлому человечку? Почему ты подарил солнышко грустному человечку? Кто из вас выполнил критерии нашего урока? (ответы детей) Молодцы!
10. Караоке (песня “Пропала собака”).
У детей листок с текстом песни “Попала собака”, под музыку дети поют караоке песню, читая текст с листа.
“Пропала собака”
Висит на заборе,
Колышется ветром.
Колышется ветром
Бумажный листок.
Пропала собака.
Пропала собака.
Пропала собака.
По кличке Дружок.Щенок белоснежный.
Лишь рыжие пятна,
Лишь рыжие пятна
И кисточкой хвост.
Он очень забавный.
Он очень забавный
Совсем еще глупый
Доверчивый пес.А дождь забияка
Листочек закапал.
И буквы и строчки
Заплакали вдруг.
Найдите собаку!
Найдите собаку!
Вернись по скорее,
Мой маленький друг!