Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме "Сложносочиненное предложение. Ознакомление"

Разделы: Русский язык


Задачи урока.

  1. Продолжить работу над формированием у учащихся умения отличать сложносочиненное предложение от других типов сложного предложения, от простого предложения с однородными членами;
  2. Содействовать развитию навыка правильного оформления предложений изученного типа, творческих способностей ребят;
  3. Способствовать привитию интереса учащихся к культуре речи.

Оборудование урока.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: Учебник для 5 –го класса основной школы. В 2 кн. Кн. 1/ Под науч. Ред. Акад. РАО А.А. Леонтьева. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс, 2006.
  2. Презентация (мультимедиа);
  3. Раздаточный материал для индивидуальной работы учащихся.

План урока

1. Организационный момент.

2. Повторение (Слайд № 2)

3. Постановка задачи урока. Ознакомление с новым материалом.

Слайд № 3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

4. Физминутка.

5. Закрепление. (Слайд №8)

6. Обобщение.

7. Подведение итогов урока.

8. Комментирование учителем отметок учащихся.

9. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, я рада вас видеть, и сегодня мы продолжаем разговор о предложении. Повторяя, будем помогать друг другу.

2. Повторение.

“Слово или сочетание слов, которые содержат сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение, называется (предложением).

А какую информацию содержит это объявление?

Слайд №2

“Сдается конура сторожевой пес Мартын сдается бесплатно хозяйка добрая бывает редко кормит хорошо конура сдается бездомной собаке с садом огородом и печным отоплением”.

Помня о том, что предложение – это связанные между собой по смыслу, грамматически и пунктуационно слова, при помощи которых люди передают друг другу мысли и чувства, создайте из набора слов текст.

Представьте себе благоустроенную конуру, в которой беззаботно живет пес Мартын. Но он одинок, ему не с кем пообщаться. И вот однажды его осеняет гениальная идея: сдать (бесплатно!) конуру, пригласить к себе какую-нибудь бездомную собаку: ведь вдвоем будет намного веселее! Но не видать Мартыну долгожданного друга-собеседника, если вы не поможете ему грамотно составить текст.

Слайд №3

(Бездомной собаке бесплатно сдается конура с печным отоплением, садом и огородом. Хозяйка добрая, кормит хорошо, бывает редко. Пес Мартын.)

Важное это умение - связывать слова в предложение?

Набор слов вы превратили в предложения, теперь текст совершенно ясен и можно надеяться, что пес Мартын обретет друга.

Итак, как называется целое, связывающее между собой слова и выражающее наши мысли и чувства? (Предложение).

Грамматическую основу предложения составляют (подлежащее и сказуемое), которые называются (главными членами предложения).

По цели высказывания предложения делятся на (повествовательные, вопросительные и побудительные).

По эмоциональной окраске бывают (восклицательные и невосклицательные).

Предложения, имеющие в своем составе второстепенные члены называются (распространенными).

Предложение может быть осложнено (однородными членами, обращениями, вводными словами).

Чем отличается сложное предложение от простого?

Как могут соединяться части сложного предложения? (С помощью интонации – бессоюзные; с помощью интонации и союзов - союзные).

А что поможет нам отделить предложения друг от друга? (Знаки препинания).

Внимательно прослушайте рассказ, подумайте, о чем он!

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они не происходили – в Космосе, на земле или даже в его собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал – так он разучился мыслить и дошел до точки”.

Какие выводы можно сделать, прослушав этот текст? (Берегите знаки препинания, чтобы не обеднела наша речь, чтобы всегда оставаться человеком с чувством собственного достоинства).

3. Постановка задачи урока. Ознакомление с новым материалом.

Итак, знаки препинания помогают нам отделить простые предложения друг от друга, а союзы – соединить их в составе сложного.

На предыдущем уроке мы с вами говорили о сложных предложениях, сегодня мы продолжим о них речь, но это будут уже … сложносочиненные предложения.

Запись темы на доске и в тетрадях.

Вспомните тему “Словосочетание”. Совсем недавно мы говорили о том, что словосочетания бывают сочинительные и подчинительные. Как вам известно, сочинительные – независимые, а подчинительные обязаны подчиняться. Так и в предложениях.

1) Аналитическая работа с теоретическим материалом П.31.

Задание: задайте одноклассникам вопросы по тексту.

2) Давайте еще раз задумаемся над значением нового термина. Что означает слово сложносочиненное?

Наша задача: Не только понять, что сложное предложение включает в себя несколько простых и объединяет их в одно целое; но и находить их в тексте; а самое главное – самим научиться сочинять сложные предложения.

И вообще, сложное предложение богаче объединившихся в него простых. Рассмотрим это на примере предложения:

Слайд №4

Записка была на английском языке. Катя не поняла ее.

(Кроме того, что написано, ничего извлечь нельзя. Фантазии и предположения не в счет).

Читаем сложное предложение:

Слайд №5

Записка была на английском языке, и Катя не поняла ее.

(Мы дополнительно узнаем, что Катя не знала английского языка, хотя прямо об этом не говорится).

Переменим союз:

Слайд №6

Записка была на английском языке, но Катя не поняла ее.

(Это дает новые сведения: Катя знала английский язык).

И, наконец, еще раз переменим союз:

Слайд №7

Хотя записка была на английском языке, Катя не поняла ее.

(Дополнительный смысл: Катя должна была понять ее).

Эти дополнительные сведения появились потому, что части сложного предложения вступают в разные отношения друг с другом. А происходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество.

Ребята, вы обратили внимание, что последнее предложение отличается от предыдущих. Чем? (Оно сложноподчиненное; от одной части можно поставить вопрос к другой).

ФИЗМИНУТКА

4. Закрепление.

1) Упр. 294. (Составление предложений и схем к ним. Комментированное выполнение 1,2 предложений, далее самостоятельно).

2) Индивидуальная работа учащихся с текстом (раздаточный материал).

Выписать из текста сложносочиненные предложения, подчеркнуть грамматические основы сложносочиненных предложений, составить их схемы.

Встал ежик рано утром, а синичка уже сидит на форточке. Сидит и пищит: “Скоро Новый год! Радуйся! Радуйся!”

Вышел ежик на крыльцо. Яркое солнце светит, и весь лес сверкает серебром. На черных елях огромные снежные шапки лежат, а над елями сияет голубой свод неба. Любуется Вася.

Шорох послышался за кустиком, и выскочил на полянку зайчик, а за ним притопал и медведь. Сели они все вместе на скамеечку, и завязался разговор о новогодней елке. Какую елочку в лесу выбрать? Какую нарядить?

(Раздать учащимся тексты для работы; самопроверка отобранных предложений через медиапроектор. Заслушивание учащихся: определение грамматических основ предложений, средств связи простых предложений в составе сложного).

Слайд №8

Встал ежик рано утром, а синичка уже сидит на форточке. Сидит и пищит: “Скоро Новый год! Радуйся! Радуйся!”

Вышел ежик на крыльцо. Яркое солнце светит, и весь лес сверкает серебром. На черных елях огромные снежные шапки лежат, а над елями сияет голубой свод неба. Любуется Вася.

Шорох послышался за кустиком, и выскочил на полянку зайчик, а за ним притопал и медведь. Сели они все вместе на скамеечку, и завязался разговор о новогодней елке. Какую елочку в лесу выбрать? Какую нарядить?

3) Индивидуальные задания по карточкам (3 ученика выносят схемы на доску, комментируют их; 2 ученика выполняют синтаксический разбор СП: 1 предложение – карточка №1; 2 предложение – карточка №2).

№1. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы.

1) Дядя Федор спрашивал а кот из сумки отвечал.

2) Синицы ссорились трещали и этот треск сливался в веселую мелодию.

3) Элли взяла бессильного Тотошку на руки и путники пошли через лес.

№2. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы.

Жила в болоте лягушка ловила она комаров и мошек весной громко квакала со своими подругами.

Дождик моросил по ее пестренькой спинке и капли стекали с ее боков.

Осенью лягушки не квакают, и наша лягушка примолкла.

№3. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы.

1) Роща пылает кострами берез а земля светится россыпями золота.

2) В холодной воде реки отражается прозрачная голубизна неба желтые и рыжие обрывистые берега красноватые ветки кустарника.

3) Осенний воздух свеж и прозрачен.

Упр. 293. Записать только сложносочиненные предложения, расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы предложений, составить схемы.

5. Обобщение.

- Что такое сложносочиненное предложение? Чем оно отличается от простого предложения?

- Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке? – Какие виды работ понравились? – Что хотели бы пожелать себе и одноклассникам?

6. Подведение итогов урока.

Комментирование учителем отметок учащихся.

Ф.И. уч-ся Повторение Значение ССП Упр. 294 Работа с текстом Инд. з-е Упр. 293
1            

7. Инструктаж домашнего задания. П.31, упр. 295.