Народные мотивы в творчестве Театра моды

Разделы: Общепедагогические технологии


Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей.

В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию учащихся разного возраста. Его основные цели: формирование и развитие активной творческой личности, способной к саморазвитию, самоопределению и самообразованию.

Одним из увлекательных и творческих видов дополнительного образования в профессиональной подготовке учащихся учебной ассоциации ГОУ НПО ПУ №30 и ГОУ ВПО “КГПИ” Московской обл., г. Коломна является театр моды “Флёр”, деятельность которого кроме важной воспитательной и образовательной функции способствует развитию творческих способностей учащихся.

Как известно, творчество - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации. Творческий процесс – это всегда прорыв в неизвестное, но ему предшествует длительное накопление опыта, знаний, умений и навыков, он характеризуется переходом количества всевозможных идей и подходов в новое своеобразное качество.

Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся.

Признаки и критерии творческой деятельности: продуктивность, нестандартность, оригинальность, способность к генерации новых идей, возможность “выхода за пределы ситуации”, сверхнормативная активность. Для выявления и развития способностей зачастую решающую роль играет труд, возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве.

На основе этого можно сформулировать основную цель развития творческих способностей учащихся:

  • приобщить учащихся к творческой работе;
  • привить интерес к творчеству, поиску;
  • развить навыки созидания, самореализации.

В творчестве театра моды “Флер” одним из направлений в создании коллекций моделей является использование народных мотивов.

Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни и эстетически оформлять свой быт.

Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”.

В современном мире преобладает демократичный имидж, в котором размыты социальные, возрастные и национальные рамки, стираются грани между мужским и женским костюмом, между деловой и повседневной одеждой, дневной и вечерней и, казалось бы, нет места тем древним рукоделиям, которыми наши “прапрабабушки” долгими зимними вечерами создавали наряды, подлинные произведения искусства. Однако, это далеко не так. Несмотря на то, что традиционный народный костюм давно ушел из повседневного обихода, этнический, фольклорный стиль занимает достойное место в коллекциях Высокой Моды, в иные годы он становится ведущим направлением, а порой спокойно стоит в общем ряду модных тенденций. Наверное, потому, что в народном костюме воплощены представления многих поколений о красоте, гармонии, целесообразности. Здесь веками, как в природе, отбирались, отшлифовывались формы, покрои, декоративные элементы. Русский костюм часто вдохновлял и вдохновляет по сей день и русских и зарубежных модельеров. История не прерывается, каждая новая её страница неизменно связана с другой - из прошлого в будущее. Костюм - часть материальной культуры народа, красноречивым и понятным языком рассказывает о народе, создавшем его.

Однако в настоящее время изменился подход к принципу использования народных мотивов в современной одежде: основную роль в дизайне играет образное решение модели. Заимствованные народные традиции должны быть адаптированы и осовременены с учетом образа жизни, времени, существующих и перспективных направлений моды.

Таким образом, изучение и творческая трансформация народного искусства способствует как развитию, обновлению, обогащению современного костюма, так и эстетическому и нравственному воспитанию личности, формированию творческих способностей.

Одним из ответственных и важных компонентов деятельности театра моды “Флёр” стало участие в фестивалях-конкурсах разного уровня, что позволяет получить оценку нашего творчества и знакомиться с творчеством других коллективов.

Так, в 2006 г. Театр моды дважды стал лауреатом II степени: на областном фестивале-конкурсе студенческого творчества “Студенческая весна – 2006”

и на 6-ом национальном фестивале-конкурсе традиционного народного творчества молодежи “Есенинская Русь, который проходил в г. Рязани. По условиям конкурса принимались работы, выдержанные в народных традициях и представляющие художественную ценность.

Часть работ из последней коллекции “Шедевры портного” отвечала выше перечисленным требованиям и была представлена на конкурс в номинации декоративно-прикладное искусство.

Из 23 регионов России: городов, поселков, сел от Норильска до Сочи съехались конкурсанты, чтобы показать свое мастерство в разных номинациях на рязанской земле, малой родины русского народного поэта Сергея Есенина.

Коллекция стилизованных моделей по народным мотивам театра моды “Флёр” получила высокую оценку, как зрителей, так и жюри.

Костюмы, навеянные сказочными образами - “Иван-царевич”, “барышня-боярышня”, “девица-красавица”, выполнены из жаккардового гобелена, ткани марлевка под лен. В качестве отделки используется мешковина, тесьма, кант, кружева, ленты. Древнее богатство гобеленов любили не только в Европе, но и на Руси и сегодня благодарно принимает мода.

В декабре 2006 г. наш коллектив с коллекцией “Шедевры портного” принял участие в 5-ой Московской Международной недели моды и искусства “АССАМБЛЕЯ МОДЫ” и стал Дипломантом.

На ежегодный областной конкурс “Подиум 2007”, продолжая этническую тему, театр моды “Флёр” представил коллекцию моделей по мотивам славянского костюма “Сказочная Русь”. Рисунок 4. Что же послужило идеей для разработки именно такой коллекции? Ответ очень простой. Мы не могли оставить без внимания событие, которое должно было пройти в нашем городе.

Праздник в Коломне запомнится всем

“В мае 2007 года центром всероссийских торжеств по случаю празднования Дня славянской письменности и культуры станет подмосковная Коломна. Правительство Московской области активно готовится принять у себя гостей со всех уголков России и зарубежных государств...”

Никаких сомнений быть не могло – новая коллекция должна быть созвучна, более того посвящена Дню славянской письменности и культуре, ведь праздник в Коломне - это большое событием не только для России, но для всех славянских государств.

Первое с чего мы начали свою работу, это со сбора информации об истории и культуре славянских народов.

Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь?

На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытнообщинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке. Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. Территория, называемая ныне Коломенским районом, была заселена много столетий назад. Когда-то тут жили финно-угорские племена. В II-VIII веках пришли сюда с юга славяне - вятичи. Коломна впервые упоминается в Лаврентьевской летописи в 1177 году как пограничный город Рязанского княжества и торгово-ремесленный центр. В 1301 присоединён к Московскому княжеству.

Почему в русской традиции отдается предпочтение одежде из белого льна? Вроде бы, белый цвет нейтральный. Однако, по славянским народным представлениям, белый цвет - абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей, разрешение проблем, новое начало. Почему нужно обшивать обрядовую одежду красной тесьмой или лентой? Такова славянская традиция, в которой красный цвет всегда занимал особое место. Если вкратце, то красный цвет отпугивает всякую “нечисть”, которая пытается проникнуть в человека и там обосноваться. Эти представления дошли до нас от наших предков, и лучше, если этот элемент традиции будет сохранен.

При разработке новой коллекции моделей мы не ставили задачей строгое соблюдение требованиям традиционного народного славянского костюма, напротив, разработать коллекцию современных моделей, в которых угадывается веяние древней славянской культуры в одежде.

При подборе материалов бесспорной была бело-красная цветовая гамма коллекции, структура ткани приближена к полотняному переплетению, рогожке, домотканому полотну.

В основе конструкции юбок лежит квадрат, что характерно для народной одежды, но используется в современных сочетаниях: небольшой объем по линии талии и увеличение к низу изделия.

Славянские народы жили в гармонии с природой, во многом обожествляя ее, поэтому отношение к природе в нашей коллекции образно выражено в костюмах “Березка”, “Колосок”, “Цветочная поляна”. Элементы народного костюма просматриваются и в этих моделях: венок из полевых цветов, головной убор в виде венца, подрез выше линии талии и др.

Сам сюжет представления коллекции на подиуме и музыкальное сопровождение усиливают ее эмоциональное восприятие.

Пастушок играет на своей волшебной дудочке, и вся природа приходит в движение: березка, вторя нежным звукам, перебирает своей листвой, стройный колосок, изгибаясь в танце, тянется к солнцу, цветочная поляна озарена буйством красок и радостной улыбкой.

Девицы-красавицы выходят на поляну танцуют, резвятся, водят хороводы, заигрывают с пастушком.

Кульминацией коллекции является модель “Лебедушка”, выполненная по канонам девичьего славянского костюма в виде длинного белого платья, полуприлегающего силуэта с широкими удлиненными рукавами, в качестве отделки используется красная и золотая тесьма. Акцентом данной модели являются объемные, утрированные рукава, напоминающие крылья.

Весь песенно-сказочный фольклор Руси и поэзия России расцветали под сенью лебединых крыльев. Лебединый образ русский человек впитывает с молоком матери, он передается как драгоценная память предков. Когда поэт пишет "О Русь, взмахни крылами!" - у русского читателя, скорее всего, возникает ассоциация птицы-лебедя. Россия - это и есть Царевна Лебедь.

С коллекцией моделей “Сказочная Русь” театр моды “Флёр” стал Дипломантом 1-го Московского Международного Фестиваля детского творчества “Кремлевские звездочки”, посвященного Году ребенка.

Презентация (сокращенный вариант)

Список литературы:

1. Андреева А. Ю. Русский народный костюм. Путешествие с севера на юг. Санкт-Петербург, 2006.

2. Калашников В. Боги древних славян. - Москва, 2006.

3. Каштанов Ю. Русский костюм. - Москва, 2006.

4. Пармон Ф.М Народный костюм: истоки дизайна. Монография. - М., 2005. -200 с., 129 ил.