Урок информатики по теме "Графическое представление числовых данных"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Общеобразовательная:

  • освоить способы визуализации числовых данных;
  • научиться строить математические модели с использованием диаграмм.

Развивающая:

  • развивать навык формализации при решении информационных задач с помощью средств электронного процессора.

Воспитывающая:

  • восприятие компьютера как инструмента обработки информационных объектов.

Девиз урока: “То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует сделать с великой настойчивостью”. Конфуций

Ход урока
(на экране: тема урока, стратегическая цель, девиз (Приложение №1)

I. Организационный момент.

Учитель: - Здравствуйте! Наш урок – это ёщё одна ступень в освоении электронных таблиц.

- Пусть девизом нашего урока станут слова Конфуция: “То, что не ясно, следует выяснить. То, что трудно творить, следует сделать с великой настойчивостью”.

- В качестве стратегической цели предлагаю следующее: освоить способы визуализации числовых данных; научиться строить математические модели с использованием диаграмм.

- Если вы со мной согласны, тогда вперёд! В мир числовой информации!

II. Теоретическая часть.

Бывает очень сложно представить числовую информацию визуально, а в месте с этим сделать определённые выводы, увидеть соотношения, провести анализ данных.
Возможно и вы бывали в такой ситуации.

(- Да, часто в исследовательских работах по предметам приходиться проводить такую работу. Иногда это очень сложно).

(на экране слайд “Основные понятия темы”)Для наглядного представления числовых данных используют графики и диаграммы.

Диаграмма – способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств.

Широко используются в социологии, экономике. геологии, математике, статистике и т.д.

(слайд “Типы диаграмм”)

Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм:

  • гистограммы;
  • линейчатые диаграммы;
  • график;
  • круговые и т.д.

20 нестандартных.

Построение диаграммы осуществляется только при наличии числовых данных. (слайд “Алгоритм построения”)

Для этого необходимо:

1. Выделить данные.

2. Задать функцию построения диаграммы: Вставка/диаграмма или используя Мастер диаграмм (на панели инструментов).

В нём прописаны все шаги, выполнение которых приводит к результату.

III. Практическое задание.

Предлагаю познакомиться с Мастером поближе.

(Ребята получают задания, желательно совпадающие с их интересами.)

Вариант 1

1. Энергозатраты “стандартного” человека (массой 60 кг)

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Вид деятельности Энергозатраты, ккал/кг
Сон 50
Отдых лёжа без сна 65
Чтение вслух 90
Делопроизводство 100
Работа в лаборатории сидя 110
Домашняя работа 180
Работа в лаборатории стоя 165
Спокойная ходьба 190
Быстрая ходьба 300
Бег трусцой 360
Ходьба на лыжах 420
Гребля 360
Езда на велосипеде 450
Катание на коньках 540
Плавание 360

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

2. Построить график функции: y = x2 .

Вариант 2

Самые дорогие футболисты

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Футбольный клуб Имя, фамилия Стоимость, млн евро
Рома Франческо Тотти 37,0
Барселона Рональдиньо 70,0
Челси Фрэнк Лэмпард 38,5
Арсенал Терри Анри 50,0
Интер Эстебан Камбьяссо 19,0
Манчестер Юнайтед Криштиану Роналду 25,0
Челси Михаэль Балак 35,0
Челси Андрей Шевченко 51,0

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

2. Построить график функции: y = x – 2.

Вариант 3

1. Какие катастрофы страшнее?

Учёные Ю. Воробьев и Г. Малинецкий, исследовавшие проблемы риска и безопасности, утверждают, что стихийные бедствия значительно уступают по смертности целому ряду “рукотворных” катастроф. И любой из природных катаклизмов, например, землетрясение, займёт не выше пятого места в списке самых распространённых опасностей.

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Ранжир риска Опасность Уровень смертности в % от числа всех погибших
1 Курение 41,4
2 Потребление алкоголя 27,6
3 Наземный транспорт (без ж/д) 13,8
4 Огнестрельное оружие 4,6
5 Стихийные бедствия 4,4
6 Поражение электротоком 3,8
7 Езда на мотоцикле 0,8
8 Хирургическое вмешательство 0,7
9 Медицинский рентген 0,6
10 Железные дороги 0,5
11 Частная авиация 0,35
12 Обрушение больших конструкций 0,3
13 Езда на велосипеде 0,27
14 Охота 0,22

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

3. Построить график функции: Y = X.

Вариант 4

1. Самые крупные морские катастрофы XX века

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Страна Название Число жертв, чел. Причина и год катастрофы
Англия Титаник 1503 Столкновение с айсбергом, 1912 г.
США Лузитания 1198 Потоплен немецкой подлодкой, 1915 г.
СССР Армения 6000 Потоплен немецкой

авиацией, 1941 г.

СССР Ленин 3500 Подорвался на минах, 1941 г.
Германия Гойя 7000 Потоплен советской подлодкой, 1945 г.
Германия Вильгельм Густлоф 5300 Потоплен советской подлодкой, 1945 г.
Китай Тай-Пин и

Цзинь-Юань

1500 Столкновение,1949 г.
Филиппины Дона Бас 3000 Столкновение с Танкером, 1987 г.
Эстония Эстония 900 Затонул во время шторма, 1994 г.

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

2. Построить график функции: Y = X + 5.

Вариант 5

1. Как изменялась рождаемость в России

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Год Рождаемость (млн человек)
1985 2,38
1990 2,00
1995 1,36
1999 1,21
2000 1,27
2003 1,48
2004 1,50
2005 1,46

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

2. Построить график функции: Y = 2x.

Вариант 6

Какая ягода самая полезная

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

Название ягоды Антиоксидантная активность (в мг на 1 г сока)
Крыжовник 0,5
Ежевика 0,9
Чёрная смородина 7,7
Калина 3,2
Малина 1,7
Клубника 1,6
Чёрная черешня 2,2
Слива 0,2

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

2. Построить график функции: Y = X2 – 1.

Вариант 7

Динамика успеваемости учащихся нашей школы за последние 3 года.

Занести на лист электронной таблицы следующие данные:

  2005 г 2006 г 2007 г
Первая ступень 49,4% 53,1% 48,6%
Вторая ступень 33,2% 38,5% 40,4%
Третья ступень 43,2% 47,6% 53,8%
По школе 41,95% 44,1% 44,7%

Проиллюстрируйте данные таблицы диаграммой.

2. Построить график функции: Y = X2 – 1.

- Прошу обратить внимание на то, что результат можно редактировать, в целом весь объект и каждый элемент по отдельности:

(слайд “Объекты диаграммы”)

- ряд данных;

- легенда;

- подписи данных;

- заголовок;

- оси координат.

Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием узора или цвета.

- Исследуйте способы редактирования элементов диаграммы.

Приложение.

IV. Самоанализ работы.

(Учащиеся говорят о результатах своей работы, указывают на свои недостатки, что пришлось редактировать, почему; какой вывод можно сделать, анализируя представленные числовые данные).

V. Подведём итог.

  • Что является способом наглядного представления данных? (диаграмма)
  • От чего зависит тип диаграммы? (от представленных данных и необходимости получения результирующих описаний числовых данных)
  • Из каких элементов состоит диаграмма? (ряд данных, легенда, подписи данных, заголовок, оси координат)
  • Что такое легенда диаграммы? (это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием узора или цвета)

VI. Задание на дом.

Задание на карточках № 2: Построить график заданной функции.

Подготовить к сдаче на электронных носителях (на выбор).

VII. Заключение.

Я думаю, что урок был непростым, но продуктивным.

Хочется услышать ваше мнение по этому поводу.

(учащиеся высказывают своё мнение о том, чему научились, на что не хватило времени или навыков, дают свою оценку происходившему и т.д.)

- Спасибо всем. Оценки за сегодняшний урок: …. (каждую оценку – аргументировать).

Всего доброго!