Цели и задачи.
Образовательные цели:
- Научить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли.
- Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”
Задачи:
- Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.
Развивающие цели:
- Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.
Задачи:
- Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.
Воспитательные цели:
- Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.
- Воспитание чувства дружбы и товарищества.
Задачи:
- Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку русского языка.
1. Организационный этап
Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.
Учитель: Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня 20декабря 2007 года. Урок русского языка.
Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.
Каким вы хотите видеть урок?
Дети: познавательным, интересным.
Учитель: Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.
1. Мобилизирующий этап.
Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку
Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.
Учитель: Ребята, хочу представить вам наших гостей.
В класс входит девочка “ Имя существительное”, держась за руки с “Именами прилагательными”. Они читают сказку “Скромные просители”.
Сущ-ное:- Здравствуйте! Надеюсь, вы меня узнали Я ваш постоянный спутник на уроках русского языка. Хочу представить вам своих друзей.
Прилаг-ные:
Определяем мы предметы
С нами они весьма приметны
Мы украшаем вашу речь
Нас надо знать вам и беречь!
Да, мы имена прилагательные. И пришли мы к вам за советом.
Сущ-ное: От рождения у прилагательных были очень покладистые характеры. Они с удовольствием согласовывались с нами с существительными, да вот незадача нет у прилагательных собственных рода и числа.
Прилаг-ные: - А что, если нам попросить их у вас у существительных. Ну, хотя бы на время?
Сущ-ное: - Вот я и хочу попросить совета у вас ребята.
- Как вы думаете, можем мы существительные предложить свои формы рода и числа именам прилагательным?
Дети: Да, т.к. существительное обозначает предмет, а прилагательное его признак. Значит, прилагательное всегда принимает формы того же рода и числа, что и существительное.
-Спасибо, ребята, за ясный и подробный ответ. Мы благодарны вам. И все таки один вопрос для нас так и остается неясным. Предлагаем решить его вам, и в помощь дарим стихотворение. Заранее вам благодарны.
Открывается запись на доске.
Как-то раз с большого клена оторвался лист зеленый.
И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.
Закружилась голова у зеленого листа.
Ветер нес его и нес, бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес шмыг – к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист, дескать, поиграем
“Не хочу” - парашютист, головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым над землей взметнулся снова,
Я пишу в саду под кленом, стих о том листе зеленом.
(дети выразительно читают стихотворение )
Учитель: Обратите внимание на выделенные слова. Что общего есть в этих словах?
Дети: Это прилагательные. Их объединяет общее значение, один род и одно число.
Учитель: А какие отличия и почему?
Дети: Отличия состоят в том, что прилагательные имеют разные окончания т. к. прилагательные употреблены в разных падежах.
3. Этап формулировки темы и целей урока.
Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.
Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.
Учитель: Ориентируясь на эти прилагательные, учитывая их отличия, сформулируйте тему нашего урока.
Дети: Прилагательные имеют разные окончания т.к. стоят в разных падежах, значит тема нашего урока “ Склонение имен прилагательных”
Учитель: Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.
- Повторить……
- Составить……
- Научиться…..
Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку.
Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.
4. Актуализация знаний учащихся.
Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.
Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы.
Учитель: Приступим к реализации первой цели. Посмотрите на слова записанные, на доске.
Дорога, комн_та, А__ея ,кв_ртира.
(слова для справок: длинная, уютная, широкая, большая)
Учитель: Какое задание мы можем выполнить, опираясь на эти слова?
Ученик Вставить пропущенные буквы, подобрать смысловые пары существительное + прилагательное. Разделить на группы, учитывая значение слов.
Учитель: Выполните задание на карточках, обозначая группы цифрами.
(дети выполняют задание)
Дорога – широкая 1 | Комната – большая 2 |
Аллея - длинная 1 | Квартира – уютная 2 |
Учитель: Подберите к каждой группе еще по одному словосочетанию, учитывая признаки по которым они разделены.
(дети подбирают самостоятельно. Н-р: узкая тропинка, огромная гостиница.)
Посмотрите на слова второго столбика. Выделите, что в них есть общего, и вы узнаете какие сочетания букв, вы будете писать на минутке чистописания.
Дети: Это имена прилагательные женского рода, значит, их объединяет общее окончание.
Мы будем писать сочетания букв ая яя.
Учитель: А теперь предлагаю подумать и определить последовательность написания букв в каждой цепочке. (открывается запись цепочек аяяяяя яяаяая)
Дети: В первой группе цепочки после окончания прилагательных с твердой основой дважды пишется окончание прилагательных с мягкой основой, а во второй цепочке наоборот.
Учитель: выполните написание этих цепочек в тетрадях, комментируя в парах, меняя роль ведущего и проверяющего.
(дети выполняют задание в парах с комментированием)
Учитель: Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)
Тест:
Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов.
1) Что обозначает имя прилагательное?
а) предмет с) признак предмета в) действие предмета
2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?
Т) кто? что? л) что делает? что сделает? К) какой какая какие?
3) Как определить род прилагательного?
м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.
4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?
а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой
5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?
т) главным н) второстепенным
6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?
а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый
7) с чем связано прилагательное в предложении?
н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.
8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.
А) проводка И) вода е) уводить
9) Прилагательное это:
О) часть слова И) член предложения е) часть речи.
Какова цель этого задания?
Дети: Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово
Учитель: Как будете выполнять задание?
Дети: Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу,
Учитель: Как будете работать?
Дети: Будем работать сообща, вместе, слушая друг друга.
Учитель: Желаю удачи!
(дети работают в парах)
Учитель: Какое ключевое слово вы получили?
Дети: склонение.
Учитель: что такое склонение?
Дети: изменение окончаний по падежам называется склонением.
Учитель: Какой цели вы достигли, выполнив это задание?
Дети: Мы не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном.
Учитель: Я рада за вас!
5. Репродуктивно-поисковый этап.
Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.
Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.
Учитель: У вас на партах лежат карточка№1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.
Объясните почему:
К- №1. 1.Допиши прилагательное, определи его род. Мак………, пальто ………., мороз …….., трава ………, снежинка ……, Дерево ……, молоко …, потолок ……, сыр ……., щенок ……, собака …. 2. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного, Определи склонение существительного.
3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят. Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце. Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром. Я направился по лисьему следу… |
Дети: Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.
Учитель: Приступаем к реализации второй цели нашего урока.
Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными
1ряд просклоняет прилагательное женского рода – вкусная вода
2ряд просклоняет прилагательное мужского рода - вкусный сироп.
3ряд просклоняет прилагательное среднего рода – вкусное яблоко.
(представитель от каждого ряда работает у доски).
Ж.р. | М.р. | С.р. |
И.п. вкусная вода | вкусный сироп | вкусное яблоко |
Р.п. вкусной воды | вкусного сиропа | вкусного яблока |
Д.п. вкусной воде | вкусному сиропу | вкусному яблоку |
В.п. вкусную воду. | Вкусный сироп | вкусное яблоко |
Т.п. вкусной водой | вкусным сиропом | вкусным яблоком |
П.п. о вкусной воде | о вкусном сиропе | о вкусном яблоке |
Учитель: Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?
Дети: Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.
Учитель: А как можно определить падеж у прилагательного?
Дети: Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.
Учитель: Докажите на примере данного стихотворения.
Дети доказывают на примерах:
- оторвался что? лист. Существительное “лист” стоит в Именительном падеже.
лист, какой? зеленый. Прилагательное неразрывно связано с существительным, значит, принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное “зеленый” тоже стоит в Именительном падеже.
Учитель: Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.
Какие шаги мы должны сделать?
Дети:
- 1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным.
- 2 шаг – определить падеж у имени существительного.
- 3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного.
(каждый шаг памятки открывается на доске)
Учитель: Молодцы, вы хорошо поработали!
Физминутка.
(На доске изображена большая картина с изображением гор и поменьше с изображением орла)
Учитель: Какая это птица?
Дети: орел
Учитель: встаньте около своих парт. Сначала посмотрите на острый клюв орла, а потом за птицу, далеко, далеко на вершину гор.
(упражнение выполняется несколько раз)
Учитель: а теперь представим, что мы орлы, расправим крылья и полетим высоко высоко.
летим и не отрываем взгляд от вершины горы. Повернем направо, повернем налево.
(повторяем несколько раз)
Кто больше придумает словосочетаний по этой картине?
- 1 ряд
- 2 ряд
(дети попорядку называют словосочетания с именами прилагательными.)
Учитель: Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Задание будем выполнять устно по цепочке.
Дети работают по карточкам, определяя падеж у имен прилагательных, рассуждая вслух по цепочке.
Прилагательное “разъяренный связано с существительным ветер, которое стоит в Им. падеже. значит прилагательное разъяренный тоже стоит в Им. падеже…и т.д.
6. Поисково-творческий этап
Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.
Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.
Учитель: Рассмотрите следующую карточку№2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.
К-№2
на ………поле | открытое |
у ………окна | хоккейное |
с ………вареньем | веселый |
без ………друга | черничное |
около ………елки | пушистая |
Дети: нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.
Дети выполняют задание устно
Прочитайте получившиеся словосочетания.
А теперь я усложню задание. Будьте внимательны!
Переверните карточки обратной стороной и обратите внимание на доску. Здесь даны те же словосочетания, но только имена прилагательные отсутствуют. Восстановите эти записи в своих тетрадях и определите падеж у имен прилагательных.
Дети выполняют задание в тетрадях. Учитель контролирует их работу.
Учитель: Какой цели мы достигли, выполнив это задание?
Дети: восстановили порванные словосочетания, проверили свою память. Научились определять падеж имен прилагательных.
Учитель: В преддверии, какого праздника мы сейчас находимся?
Дети: Нового года.
Учитель: Правильно! Самого веселого и красочного праздника в году.
Положите перед собой карточки под №3.
К-№3 1. Подул холодный северный ветер. 2. ______________ . 3.____________ .4. Все стали готовиться к празднику. 1.Большая мерзлая елка росла в лесу. 2____________ . 3. _____________ . 4. Скоро лесная красавица засверкала. |
Прочитайте первое и последнее предложение каждой цепочки. Составьте два недостающих предложения, отражающих последовательность событий, употребляя имена прилагательные. Полученные цепочки предложений напишите.
Дети работают индивидуально.
Учитель: Кто желает прочитать получившийся рассказ?
(выслушивается несколько вариантов сочинений детей)
н-р: Подул холодный северный ветер. Выпал пушистый снег. Скоро новый год. Все стали готовиться к веселому празднику.
Большая мерзлая елка росла в лесу. В один из зимних дней ее привезли в школу.
Елку нарядили разноцветными игрушками. Лесная красавица засверкала.
Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали.
А теперь, используя текст своего сочинения, выполните задание, которое соответствует теме нашего урока, выделите орфограммы.
По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку.
(дети работают самостоятельно. Учитель контролирует работу детей.)
7. Аналитический этап
Учитель: Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.
- Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?
- Что нам в этом помогло?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что нового вы узнали?
- Кому было трудно и почему?
Оцените свои успехи на “светофоре знаний” (Если дети все хорошо усвоили, они “зажигают” зеленый цвет – можно двигаться дальше. Если что-то еще не совсем понятно – желтый цвет, если совсем ничего не понял – красный цвет)
(Светофор висит у доски. Дети выходят и помещают круг красного, желтого или зеленого цвета на определенный сигнал светофора)
Учитель: Ребята, спасибо за урок. Вы действительно доказали, что вы вместе дружная семья.