Обобщающий урок-игра "Информатика от А до Я"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Образовательные:

  • Совершенствование, обобщение и закрепление знаний учащихся.

Развивающие:

  • повышение мотивации к изучению предмета;
  • проявление умения работы в команде;
  • развитие логического мышления;
  • умение высказать и отстоять свою точку зрения.

Воспитательные: проявление таких качеств как:

  • внимательность;
  • тактичность;
  • уважение;
  • дисциплинированность.

План урока:

  1. Организационный момент (5 мин.)
  2. Разминка (7 мин.)
  3. Алфавит (15 мин)
  4. “Третий лишний” (10 мин.)
  5. Конкурс капитанов (5 мин.)
  6. Подведение итогов (3 мин)

Ход урока

1. Орг. момент:

Интеллектуальная игра состоит из нескольких конкурсов. Каждый конкурс проводится по своим правилам и оценивается. Победитель определяется традиционно – это команда, которая в конце игры набрала больше баллов.

Посредством жеребьёвки класс делится на 2-3 команды (в зависимости от количества детей) + 2 человека выбирается в жюри.

Далее даётся 1 минута для того, чтобы команды придумали себе названия и выбрали капитанов.

2. Конкурс “Разминка”

Условия конкурса: Раздаются слова, полученные по правилам анаграммы (т.е. из одного слова путём перестановки букв или слогов составлены несколько слов). Задача команд найти исходное слово. За правильный ответ присуждается 1 балл.

Слова:

1) Кий, Бес

2) Иск, Довод

3) Рай, Вред

4) А, Лак, Гот

5) Лай, Ботик

6) Шик, Лава

7) Стакан, Тон

8) Иена, Вор, Копи

9) Багет, Май

10) Ель, Дом

11) Рот, Опера

12) Метр, Арап

13) Грамм, Пора

14) Рос, Цор, Пес

15) Ор, Стек

16) Крен, Ас

(Приложение1)

Ответы:

1) бейсик

2) дисковод

3) драйвер

4) каталог

5) килобайт

6) клавиша

7) константа

8) копирование

9) мегабайт

10) модель

11) оператор

12) параметр

13) программа

14) процессор

15) сектор

16) сканер

3. Конкурс “Алфавит” (Приложение2)

Условия конкурса: Команда по очереди вытягивает букву алфавита. Затем команде задаётся вопрос с ответом на данную букву. За правильный ответ 1 балл. Если команда не даёт ответ за 30 секунд, то право ответа передаётся другой команде.

Для того чтобы определить, кто делает первый ход, ответьте на вопрос:

У какого стола столешница расположена не горизонтально, а вертикально? И можно ли работать за таким столом?

(Да, если это рабочий стол Windows).

А

1. Описание последовательности действий, строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов. (алгоритм)

Б

1. Единица измерения количества информации, равная 8 битам. (байт)

В

1. Жаргонное название жёсткого магнитного диска. (винчестер)

Г

1. Как зовут создателя компании Microsoft? (Гейтс)

Д

1. Гибкий магнитный диск. (дискета)

Ё

1. Максимальное количество хранимой в памяти информации. (ёмкость)

З

1. Процесс размещения информации по заданному адресу для хранения. (запись)

И

1. Объект, который выполняет алгоритм. (исполнитель)

К

1. Создание второго экземпляра файла, папки, фрагмента текста. (копирование)

Л

1. Часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т.п. (линейка)

М

1. Небольшой, но не заменимый обитатель компьютерного “зоопарка”. (мышь)

Н

1. Материальный объект, способный хранить информацию. (носитель)

О

1. Часть экрана, занимаемая приложением или документом Windows. (окно)

П

1. Основное электронное устройство компьютера, его “мозг” и “сердце”. (процессор)

Р

1. Процесс внесения изменений в документ. (редактирование)

С

1. Несколько соединённых между собой компьютеров. (сеть)

Т

1. Набор символов русского алфавита. (текст)

У

1. Равенство с неизвестной переменной. (уравнение)

Ф

1. Процесс магнитной разметки диска на дорожки и секторы. (форматирование)

Ц

1.

Что такое перед нами:
Круглое, совсем без граней,
В основаниях – по кругу,
Катим мы его друг другу! (цилиндр)

Ч

1. Процесс получения информации из ячеек памяти, расположенных по заданному адресу. (чтение)

Ш

1. Как называются металлические дорожки, по которым данные передаются в виде байтов? (шина)

Щ

1. Как называют нажатие кнопки мыши? (Щелчок)

Э

1. Место вывода изображения на мониторе. (экран)

Я

1. Элемент электронной таблицы. (ячейка)

4. Конкурс “третий – лишний”

Условия конкурса: я буду называть термины, к каждому из них будут приводиться по три определения. Необходимо указать одно определение, которое не соответствует термину. Если команда поднимает руку, то обсуждение прекращается и приводится версия ответа. За правильный ответ - 1 балл.

1. Винт – это…

а) крепёжная деталь;

б) один из инструментов в графическом редакторе;

в) жаргонное название жёсткого магнитного диска

2. Дорожка – это…

а) специально устроенная дистанция для бега, плавания и т.п.;

б) участок магнитного диска;

в) часть экрана компьютера в текстовом редакторе

3. Лента – это…

а) полоса в нижней или в правой части экрана компьютера в текстовом редакторе, используемая для быстрого перемещения текста в окне;

б) элемент матричного принтера;

в) узкая полоса ткани или бумаги, закрепляемая на финише дистанции на соревнованиях по бегу

4. Зависание – это…

а) бесконечное выполнение цикла в программе;

б) особое состояние компьютера;

в) остановка вертолёта в воздухе над какой-то точкой

5. Звезда – это…

а) небесное тело;

б) тип топологии локальной сети;

в) символ на клавиатуре, используемый в адресе электронной почты

6. Иголка – это…

а) элемент матричного принтера;

б) элемент дисковода гибких дисков;

в) элемент швейной машины

7. Линейка – это…

а) часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т.п.

б) прибор для вычерчивания прямых линий или для измерений;

в) полоса в нижней или в правой части экрана компьютера в текстовом редакторе, используемая для быстрого перемещения текста в окне

8. Порт – это…

а) устройство для подключения внешних устройств к компьютеру;

б) точка в программе для вызова другой программы;

в) место для стоянки и разгрузки судов

9. Прерывание – это…

а) вмешательство в чью-то речь с целью прервать разговор;

б) процедура, обеспечивающая в программе выход из цикла;

в) особый момент в работе процессора

10. Путь – это…

а) направление, маршрут движения;

б) перечисление всех папок (каталогов), в которые вложен файл;

в) указание способа перехода от одного оператора программы к другому

11. Разрешение – это…

а) право на совершение чего-нибудь;

б) условие, записываемое в условном операторе;

в) характеристика режима работы монитора

12. Точка – это…

а) символ, используемый в языках программирования для разделения операторов;

б) разделитель, используемый в записи адресов компьютеров в сети;

в) символ, используемый в языках программирования для разделения целой и дробной частей вещественного числа

13. Трек – это…

а) жаргонное название магнитного диска, образуемого при форматировании;

б) спортивное сооружение;

в) структура данных, в которых применён принцип “первым пришёл – последним вышел”

14. Ярлык – это…

а) отметка в некотором месте программы, с помощь которой можно перейти в это место;

б) значок на экране, щёлкнув мышью на котором можно открыть некоторую программу, документ или папку;

в) листок с наименованием товара и другими сведениями

15. Ячейка – это…

а) разговорное название элемента оперативной памяти;

б) элемент электронной таблицы;

в) элемент базы данных, содержащий информацию об одном объекте

5. Конкурс капитанов “Опознай пословицу”

Условия конкурса: Каждый капитан должен сформулировать известную русскую пословицу по ее блок-схеме. (Приложение3, Приложение4, Приложение5, Приложение6)

6. Подведение итогов: Идет подсчет баллов и определяется команда-победитель

Вот теперь, дружок, немного
Ты с компьютером знаком.
Если дальняя дорога
Приведет его в твой дом,
То скажи ты всем вокруг:
“Вот компьютер – лучший друг!”