Цель урока: познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции. Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Задачи урока:
- Совершенствовать навыки работы кистью;
- Совершенствовать приемы построения композиции, при выполнении орнамента;
- Закрепить технические навыки работы гуашью.
Оборудование:
Материалы: кисти № 2, 3, гуашь, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда.
Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов, таблица с изображением одежды древних греков, плакат с изображением корабля.
Литературный ряд: отрывок из поэмы Гомера.
Музыкальный ряд: национальная греческая мелодия - танец “Сиртаки”.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Сообщение темы и целей урока – 5 мин.
- Беседа – 8 мин.
- Инструктаж – 5мин.
- Самостоятельная работа учащихся – 20 мин.
- Подведение итогов урока – 5 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
- Вспомните, как звучит тема четверти? (“Изобразительное искусство зарубежных стран”).
- С искусством какой страны мы знакомились на предыдущих уроках?
- Сегодня мы продолжаем знакомства с искусством Древней Греции. Тема нашего урока “Античная расписная керамика”. Второй час - выполнение росписи сосуда. А эпиграфом к уроку будут слова великого древнегреческого поэта Гомера: “О, Греция!
Из глубины веков я слышу звуки праздника.
Яви свой лик, богам подобный!
Пусть зрители увидят твое искусство!”
- С культурой и искусством древнегреческого народа мы знакомились на прошлых уроках. Этот кроссворд позволит закрепить ваши знания. Ключевое слово нашего кроссворда “Античность”, от лат. слова “антигиус”, т. е. “древний”, и говоря “античное искусство” - мы подразумеваем искусство Древней Греции и Рима.
Вопросы:
- Главный храм Акрополя.
- Богиня, в честь которой построен Парфенон.
- Одежда древних греков из легкой струящейся ткани.
- Древнегреческий скульптор, автор скульптуры “Дискобол”.
- Мастер, создающий изделия из глины.
- Так называли себя древние греки.
- Порядок расположения элементов в древнегреческой архитектуре.
- Верховный бог.
- Древнегреческий скульптор, написавший теоретический труд “Канон”.
- Древнегреческий философ.
Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина.
III. Объяснение нового материала.
- На прошлом уроке мы познакомились с секретами изготовления керамической посуды древних греков. Говорили о том, что изделия гончаров очень ценились.
- Как вы думаете, почему?
- Вспомните, как называлось предместье Афин, где жили гончары? (“Керамик”, от греческого слова “керамос”, т. е. “глина”, а отсюда уже и слово “керамика” - изделие из обожженной глины).
- В Древней Греции были созданы тысячи мастерских для формовки и росписи разнообразных сосудов.
- Что еще вам известно о древнегреческой керамике? (Греки разрабатывали для определенных типов сосудов специальные формы).
- Назовите виды древнегреческих сосудов, вспомните, для чего они служили?
Амфора - вместительный сосуд с узким горлом для хранения масла, воды и пищевых продуктов.
Кратер - сосуд с широким горлом, служивший для смешивания вина с водой.
Кирик - широкая чаша с ручками для вина.
Пиксид - сосуд для хранения женских украшений.
Арибалл - сосуд с узким горлом для хранения воды и вина.
Рис 1.
Древнегреческую керамику невозможно представить без росписи. Именно она подчеркивала красоту формы сосуда. Вазопись, так мы называем искусство росписи.
- Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.
В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.
Рис. 2.
Рис. 3.
Внимательно рассмотрите фотографии с изображением древнегреческой вазописи, как вы думаете, какие сюжеты изображали древнегреческие мастера?
- Действительно, вазопись является своеобразной иллюстрацией жизни древних греков. Именно роспись ваз дает нам наглядное представление о верованиях и быте народа.
Основные сюжеты – это фрагменты легенд-мифов. Почему? (В образе богов греки воплощали представление о совершенном человеке и сами стремились достичь этого идеала).
- Вспомните и назовите героев древних мифов. (Верховный Бог – Зевс; Клио – муза истории; Терпсихора – муза танца; Геракл – сын Зевса, совершивший 12 подвигов: умертвил девятиглавую гидру, задушил неуязвимого немейского льва и т. д.( за эти подвиги Зевс даровал ему вечную жизнь); Одиссей – царь острова Итака, известен своим умом и храбростью, о его странствиях повествует “Одиссея” Гомера (ослепил циклопа, проплывая мимо острова сладкоголосых сирен, приковал себя к мачте); Ахилл – воин, младенцем мать окунула его в священные воды Стикса, отчего его тело стало неуязвимым; бог моря Посейдон и его сын Тесей, который совершил немало подвигов, в кносском лабиринте уничтожил Минотавра и нашел выход оттуда с помощью клубка Ариадны; Гермес – сын Зевса, подаривший людям огонь.
Помимо мифологических сюжетов изображались сцены из жизни: погребальные обряды, военные действия, празднества, гимнастические игры и состязания.
- Чтобы ярче представить эпоху того времени, давайте на несколько минут перенесемся в то время и послушаем, как жители Эллады поведали бы нам о росписи сосудов.
Рис. 4
1-й ученик: В веке VI, задолго до нынешней эры, в Греции славной жил вазописец, умелый, Эксекий. На кратерах красных черным писал он фигуры античных героев.
Доблестный воин Ахиллес, на бессмертных похожий, жизненный путь избрал он краткий, но славою полный.
Аякс – богатырь высокий такой и могучий. Он головой и плечами всех превышает. После Ахилла, воин он самый храбрый и сильный.
Ахилл быстроногий и храбрый Аякс меж собою дружили. В битвах жестоких немало врагов одолели. Здесь же мы видим друзей, увлеченных мирной игрою.
Рис.5
2-й ученик: Годы прошли, сменялись цари и поэты. В веке далеком, пятом, до нынешней эры черные вазы с фигурами красного цвета выполнил мастер Ефроний. Пишет героев античных он, в сраженьях, не знающих страха, пишет богов, что живут на Олимпе, а также актеров. Маски надели они и явили народу искусство. Мастер, желая укрепить чудесные вазы, орнаменты ввел из веток плюща и листьев оливы, овы писал, розетки и волны, что несут корабли и земляки родным и брегам чужестранным.
Итак, теперь мы с вами знаем, что в VI веке доминирует чернофигурная вазопись, с четким силуэтом, выразительным жестом и движением. Рисунки людей и животных заливались черным лаком и отчетливо выделялись на фоне глины. Крупнейшим вазописцем того времени был Эксекий.
К V веку появилась новая техника вазописи – краснофигурная роспись со светлыми фигурами на черном фоне. Естественный красноватый цвет позволял четко передавать анатомию и пластику, что дало мощный толчок в развитии рисунка и композиции.
Выдающимся представителем краснофигурного стиля был Ефроний.
IV. Самостоятельная работа учащихся
- У каждого из вас подготовлен шаблон, повторяющий силуэт древнегреческого сосуда. Ваша задача укрепить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:
- Выбор сюжета росписи.
- Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета. Чтобы подчеркнуть форму предмета, помещаем роспись в полосе (показ на доске).
- Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи. С элементами древнегреческого орнамента мы знакомились на прошлом уроке. Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.
- Первая группа работает в черно-фигурном стиле, вторая группа – в красно-фигурном.
- Помогать в выполнении рисунка вам будут таблица, напоминающая о том, как одевались древние греки и музыка. Во время вашей работы будет звучать национальная греческая музыка - танец “Сиртаки”. Вот как о нем сказал Гомер: “Юноши в хоре и девы, одетые в легкие платья, за руки взявши друг друга, сиртаки плясали. Быстро они на проворных ногах в хороводе кружились, также легко, как в станке колесо под рукою привычной, если горшечник захочет проверить, легко ли вертится”. Изображение танца может служить сюжетом вашей работы.
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
V. Подведение итогов урока
- Из истории мы с вами знаем. Что древние греки много путешествовали, вели обширную торговлю, поэтому я хочу, чтобы сейчас те изделия, которые у вас получились, мы поместили на этот древнегреческий корабль.
- Вот наш корабль, крепкопалубный, весла и мачты. Корабль быстролетный, подобный крылу или мысли. Загрузивши товары, у богов мы попросим защиты, мачту поднимем и белый на мачте расправим мы парус. Ветер попутный поймаем и выйдем в широкое море. Путь наш нелегкий к чужедальним лежит берегам.
- Ну а мы с вами еще раз удивимся и полюбуемся красотой формы и росписи древнегреческих сосудов.
- Тысячелетия отделяют нас от древних греков, неузнаваемо изменился мир, но до сих пор произведения античного искусства доставляют нам художественное наслаждение и служат нормой и образцом.
Работы учащихся:
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11