План-конспект урока русского языка в 1-м классе по теме "Разделительный мягкий знак" (программа "Школа-2100")

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • создать условия для знакомства с разделительными свойствами мягкого знака;
  • показать, что буквы я, е, ё, ю (в зависимости от позиции) дают два звука;
  • содействовать развитию речи, творческих способностей детей, интереса к чтению и желания читать.

Оборудование: схемы, рисунки с изображением зайца, слона, петуха, телёнка; видеозапись русской народной сказки “Морозко”, выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.

II. Актуализация знаний.

Чтение учителем отрывка из стихотворения Ю. Мориц “Песенка про сказку”.

Сказка по лесу идёт –
Сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка,
Из трамвая! Из ворот!..
В сказке солнышко горит,
Справедливость в ней царит!
Сказка – умница и прелесть!
Ей по всюду путь открыт …

Ребята, встречайте сказку. Жил – был чудак Мягкий знак. Ходил по стране Г. и смущал всех тем, что делал со словами чудесные превращения. Встал он к слову МЕЛ (показать) и превратил МЕЛ в МЕЛЬ (значение слова). Затем встал он в угол. Крутился там, вертелся, в самый конец слова встал. Смотрят буквы: УГОЛ исчез, а на том месте лежит чёрный блестящий УГОЛЬ (показать). Даже в стеклянную банку забрался чудак, чтоб согреться. И вдруг задымила БАНКА и в одну минуту стала тёплой БАНЬКОЙ.

Ребята, какие фокусы и превращения вы заметили? (Заменили твёрдые согласные звуки на мягкие, изменился смысл и звучание слов).

Расскажите о роли мягкого знака в русском языке. (Мягкий знак не обозначает звука, это особая буква; она обозначает мягкость согласных звуков на письме).

Надоел Мягкий знак всем и некоторые буквы сказали ему: “Уходи отсюда, мы и без тебя можем фокусы показывать”.

“Смотри, - кричит одна. – Вон на грядке растёт ЛУК, но стоит мне встать вместо – У – (слова напечатаны), как получится ЛУК – ЛЮК”. (Значение по “толковому словарю”)

Другая говорит: “Смотри, вот у тебя НОС, но встану я вместо – О – , и ты уже что – то НЁС”.

Третья молвит: “Мальчик МАЛ, он траву МЯЛ”.

“Лицо МЫЛ, стал он МИЛ”, - заявляет четвёртая.

“Был снежный КОМ, а превратился в вопрос КЕМ?” - закончила пятая. (На доске: ЛЮК, НЁС, МЯЛ, МИЛ, КЕМ)

Ребята, какие же буквы поставили на место зазнайку? (я, е, ё, ю, и) Что их объединяет?

III. Сообщение темы урока.

Сегодня мы попробуем сдружить эти буквы с мягким знаком и посмотрим, что из этого выйдет.

IV. Наблюдения за ролью разделительного мягкого знака.

Анализ слова “солю”.

    Назовите второй слог (ЛЮ)

    Какой звук даёт буква Л? ([Л’] согласный, звонкий, мягкий).

    Буква Ю? ([У]) Вставим между ними мягкий знак. Солью.

    Что случилось? (Изменился смысл слова)

    Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове? (Смягчает согласную)

    Буква Ю одна, а сколько звуков слышите? [И’У]

    Можно ли прочитать это слово без мягкого знака? Почему?

    Какие звуки разделяет мягкий знак? ([Л’] [Й’])

    Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак? (Между согласными и гласными)

Отгадайте загадку.

Мы едим в дальние края,

Прощайте милые (друзья).

Анализ слова.

    Буква Я одна, а сколько звуков произнесли? [И’А]

    Каким звукам не даёт сливаться разделительный мягкий знак? ([З’], [Й’])

    Между какими буквами пишется разделительный мягкий знак?

Постирайте и погладьте

Своё фирменное (платье)

Анализ слова.

    Ребята, с какими гласными буквами нам удалось сдружить мягкий знак? С какими гласными буквами не сдружили? (Ё, И)

    Придумайте свои слова. (При затруднении с. 156, 4 столбик)

    Сколько звуков даёт буква И?

    В стане Г. Живёт чудак мягкий знак. Почему он чудак? (мягкий знак, разделительный мягкий знак)

    Где пишется мягкий знак? Какую роль выполняет?

    Где пишется разделительный мягкий знак? (Дети делают вывод по схеме)

    А как это правило рассказывает азбука? (Чтение предложений о роли разделительного мягкого знака на с.156)

V. Работа по прописи

VI. Физминутка

Исполнение татарской песни “Нэни чебилэр” с движениями.

VII. Чтение и работа над текстом сказки Г.Цыферова “Как цыплёнок впервые сочинил сказку”.

Работа с текстом до начала чтения.

Ребята, посмотрите иллюстрацию на кубике. Что нарисовал художник к тексту? Расскажите. Прочитайте заглавие. О чём будем читать? (Предположения детей)

Самостоятельное чтение текста целиком.

Работа с текстом во время чтения. (Раскрытие содержания)

После 1-го предложения:

- К чему относится это предложение? Какую мысль заканчивает?

- Согласны ли вы с тем, что сказки сочинять просто?

После 2-го предложения:

- А вы знаете сказку о домике на курьих ножках? Кто в нём жил? (просмотр фрагмента видеозаписи сказки “Морозко”)

После 3-го предложения:

- Как вы думаете, а кто бы мог жить в домике на телячьих ножках?

После 4 – 5 предложений:

- Чем отличались придуманные домики?

- Какой из них был выше от земли?

- Чем ещё интересны были домики?

Прочитаем дальше и узнаем.

После 6 – 9 предложений:

- Почему у одного домика были рожки, а у другого ушки? (Показ иллюстраций телёнка, зайца, слона, петуха)

После 10 предложения:

- Почему этот домик хотел прыгать?

Предположите, а что захотели сделать остальные домики? (Чтение 11-15 предложений, проверка предложений.)

- Почему всех уложил спать домик на курьих ножках? (Пение петуха – это своеобразные часы. С эго пением начинается утро и заканчивается день.) Показ фрагмента.

Вопросы после чтения.

- Интересную сказку придумал цыплёнок?

- Какой он был?

- Что ещё вы добавили бы к сказке цыплёнка?

- Кто герои сказок Г.Цыферова?

- Что объединяет этих героев?

Г.Цыферов помогает взрослым лучше понимать детей, возвращая их в мир детства, а детям помогает узнавать и понимать большой мир взрослых.

VIII. Выразительное чтение.

IX. Итог урока.

- Ребята, найдите в тексте слова, в которых есть мягкий знак. (Прыгать, бодаться)

- Найдите слова с разделительным мягким знаком. (курьи, слоновьи, телячьи, заячьи)

Оценивание.

Д/З: нарисовать домик (по выбору) на телячьих ножках, заячьих ножках и слоновьих ножках.