Цели урока
- Введение в новый раздел “Люблю природу русскую”, “Осень”;
- Ознакомление со стихотворением Ф. И. Тютчева “Осень”;
- Обучение правильному чтению стихов;
- Развитие памяти, речи, мышления;
- Создание на уроке положительной мотивации к обучению .
Обозначения
- Мультимедиапроектор;
- Слайды, созданные учителем;
- Учебник “Родная речь”;
- Тетрадь с печатной основой по литературному чтению.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверка рабочего места.
Наличие на партах учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей.
II. Проверка домашнего задания
- Изучение какого раздела мы только что закончили?
- Вспомните как можно больше видов произведений устного народного творчества.
- Дети рассказывают наизусть потешки, песенки, частушки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, считалки.
- Инсценируют отрывки из сказок.
- Отгадывают названия сказок по отрывкам, показанным ребятами.
III. Итог по домашнему заданию
Оценки за интересные и правильные ответы, за активную работу на уроке.
IV. Введение в тему. Речевая разминка
- Вспомните, в какой день вы пришли в школу? Какое время года наступило?
- Назовите осенние месяцы по порядку.
1) На фоне спокойной музыки учитель читает стихотворение, которое напечатано на слайде №1.
Скинуло кафтан зеленый лето,
Отсвистели жаворонки всласть,
Осень, в шубу желтую одета,
По лесам с метёлкою прошлась.Раструбили журавли по рощам,
Будто осень замуж собралась.
Верба платье в озере полощет
Лисью шапку примеряет вяз.
2) Объяснение значений выделенных слов.
3) Работа над выразительным чтением стихотворения детьми. Прослушивание 2-3 учеников. Коллективное оценивание наиболее красивого чтения.
4) Постановка цели урока. На доске (слайд №2) читается название раздела: “Люблю природу русскую. Осень”
- На уроке мы познакомимся с произведениями русского поэта Ф. И. Тютчева. Обратите внимание на портрет поэта, дату его рождения и смерти (слайд №3). Будем учиться читать выразительно его стихотворения, анализировать знаменитые строки поэта, понимать настроение автора.
Краткий рассказ о жизни поэта.
V. Беседа по теме
1) Чтение текста в учебнике. Его обсуждение.
- Ваше отношение к осени.
- Чем интересно это время года?
- Что вы узнали из этого текста?
- Каковы ваши впечатления?
2) Работа над загадками на странице 67. Выразительное чтение загадок и их отгадывание.
VI. Физкультминутка (слайд № 4)
Под спокойную музыку дети выполняют танцевальные упражнения, напоминающие движения ветра, деревьев, падающей листвы, капель дождя.
(Cлайд №5)
VII. Чтение и анализ стихотворения Ф. Тютчева
1) Чтение стихотворения учителем.
2) Обсуждение стихотворения.
- Какой увидел осень поэт Тютчев?
- Какие картины представили вы при чтении этого стихотворения?
- Мы увидели, что осень нравится поэту, поэтому он употребляет эпитеты.
Объяснение смыслового значения слова “эпитеты”.
- Найдите их. (“Дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера”)
- Что значит выражение “дивная пора”? (Cлайд №6)
Волшебная пора, прекрасная, необычная.
- Приходилось ли вам наблюдать “хрустальный день”?
- Опишите его. Какой он? (Cлайд №7)
Прозрачный, чистый, безоблачный.
- Как вы представляете себе “лучезарные вечера”? (Cлайд №8)
Вечером природа залита лучами заходящего солнца, все в розово- красных тонах, все сверкает, сияет.
- Какой знак стоит после первой и третьей строфы? Почему?
Поэт может говорить об этой красоте бесконечно много.
3) Работа над словами и выражениями.
- Как вы понимаете значение слова СЕРП? Что имеет автор ввиду, когда говорит о нем, как о живом? (Cлайд №9)
“Бодрый серп гулял” - он был неутомимым орудием в руках, им ловко работали, срезая колоски. Серп – это ручное орудие труда для срезывания злаков.
- Праздная борозда (Cлайд №10).
- Что это означает?
Отдыхающая, с нее все убрали.
- Что вы чувствуете при чтении стихотворения?
Радость, спокойствие, восторг, удивление, грусть, тревогу, умиротворение? (Cлайд №11)
VIII. Выразительное чтение стихотворения
Работа над выразительным чтением.
Прослушивание нескольких ребят, оценивание их чтения.
IХ. Итог урока
- У стихотворения нет названия.
- Все привыкли называть его по первой строке.
- Как бы вы его назвали?
- Как изменила осень всю окружающую природу?
- Посмотрите, как замечательно это выглядит на примере природы нашего города (Cлайд № 12)
Воспоминания детей об экскурсии в осенний лес. Личные впечатления.
(Cлайд №13)
X. Домашнее задание
- Учить наизусть стихотворение.