Урок смоделирован учителем очень интенсивным,
плотным, для урока отобран богатейший учебный
материал, используется учебно-наглядное пособие,
придуманное и изготовленное самим учителем –
Город букв, урок заканчивается изысканным
эмоциональным фрагментом с использованием
игрушки-хохотушки.
В начале урока учитель предлагает детям вместе
украсить новогоднюю елку (урок проводится
накануне Нового года) разноцветными шарами,
которые дети получат от учителя за правильные
ответы и активную работу на уроке. Сразу же детям
предлагаются задания-упражнения на развитие
логического мышления («Убери лишнее», «Какое
слово правильное?»), с которыми они с
удовольствием успешно справляются. Затем быстро
проверяется домашняя работа, детям предлагается
творческое задание: зачитываются первые
строки стихотворения С. Маршака «Мяч», а дети
должны его закончить. Тут же учитель
использует возможность напомнить детям правила
поведения на дорогах.
После этого учитель моделирует проблемную
ситуацию, чтобы перейти к основной части урока.
Он предлагает догадаться, какую букву и какой
звук сегодня узнают дети. Решение проблемы
находится в результате звуко-буквенного анализа
предлагаемых учителем слов и выделения звуков.
Дети сами называют новую букву. Затем учитель
организует закрепляющие дидактические игры
«Твердый-мягкий», «Любопытный», «Доскажи
словечко». Вновь создает проблемную ситуацию,
озадачив детей вопросом: «Пофантазируйте и
нарисуйте предметы, похожие на букву Х». При этом
у учителя есть своя версия ответа на этот вопрос,
с которой потом он знакомит детей
(стихотворение и рисунок). На этом же этапе урока
организуется исследовательская работа, в
результате которой дети вселяют букву Х в город
букв по нужному адресу.
После физкультминутки организуется
коллективная самостоятельная работа, во время
которой много раз чередуются виды деятельности:
это и чтение слогов, и работа по учебнику, и
подборка пословиц и поговорок и т.п.
Подводя итог урока, учитель дает детям
рекомендации для домашнего повторения материала
(так как домашние задания в первом классе не
задаются). Заканчивает урок игрушка-хохотушка.
Рассуждения детей на уроке, выводы и обобщения,
сделанные ими, позволяют утверждать, что урок
достиг своей цели.
Сценарий данного урока является авторским и
может оказать большую пользу в работе другим
учителям.
Цели урока:
- Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
- Сформировать у детей системное представление об изучаемых буквах, выявить наиболее важные и характерные признаки.
- Учить правильному чтению.
- Развивать творческие способности и логическое мышление.
- Формировать у детей положительную Я-концепцию личности учащегося, вырабатывать интерес к труду, уважение к людям труда.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Под мелодию «В лесу родилась ёлочка» проводится беседа.
– Какой скоро праздник? (На доске ёлка, она не
наряжена)
– От того, как хорошо вы будете слушать и активно
работать, зависит, придёт ли к нам Новый год.
– В течение урока нужно будет выполнить все
задания только на «отлично». За каждую пятёрку вы
будете получать новогоднюю игрушку. И ещё один
сюрприз. Это – новогодний подарок. Но пока он
просто полежит под ёлкой и понаблюдает за нами.
– Хотите ли вы украсить ёлку?
II. Упражнения на развитие логического мышления.
а) Игра «Убери лишнее».
в | жи | валенки | Витя | ри |
г | же | сапоги | Коля | ме |
а | жу | варежки | Маша | по |
л | жа | шапка | Вова | дя |
с | жы | перчатки | Слава | гё |
б) Игра «Какое слово правильное?»
мрковь | конки |
морков | кньки |
морквь | Oконьки |
мороквь | кньк |
Oморковь | коньк |
III. Проверка домашнего задания
(Отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч») – стихотворение не закончено. Вам было задание прочитать его до конца. – Что случилось с мячом? – А почему так произошло? – Можно ли играть на проезжей части? – А где нужно играть?
(Беседа по правилам дорожного движения, физкультминутка/)
IV. Работа над новым материалом
– Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Это буква самая весёлая. Вы хотите, чтобы я вам её назвала? Будет лучше, если вы внимательно послушаете обо всем, проведете свои исследования, сделаете открытия и сами потом назовете новые звуки и букву. А потом еще определите, в каком районе, на какой улице в ГОРОДЕ БУКВ новая буква будет жить.
1. Рисунок на доске.
– Кого вы видите на картинке? (Пастух). Кого
называют пастухом? Сколько в слове слогов?
___ ___. Назовите второй слог. Назовите
последний звук. [х] – можно ли его спеть?
(согласный) – Слышен ли голос? (глухой) – Какую
работу выполняет? (Твёрдую)
– Один – пастух, а много? (Пастухи). Сколько в
слове слогов? ___ ___ ___. Назовите третий слог.
Произнесите в нем первый звук. Какой он? (Согласный,
глухой, выполняет мягкую работу). Два звука [х]
и [х,]. Каким цветом они обозначаются? (Синим и
зелёным).
2. Игры в распознавании звуков [х], [х,]
Игра 1: «Твёрдый, мягкий».
Дети карточками показывают зелёный или синий: хор, смех, холм, хищник, халат, химик, хвост, хитрец, хлопок.
Игра 2: «Любопытный».
– Что ты ел сегодня?
– Каких животных ты знаешь?
– Что у слона вместо носа?
– Что ты купишь к Новому году?
Игра 3: «Доскажи словечко».
Загадка эта не легка. Пишусь всегда через два
«К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я …(хоккей)
Хлоп! И конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно, что это … (хлопушка)
3. Знакомство с буквой «Х».
– А может ли кто-то найти эту букву на
наборном полотне? На что она похожа? Проявите
фантазию и попробуйте нарисовать предмет, схожий
с буквой Х.
Теперь я расскажу вам интересный стишок и
покажу зарисовку.
«Х» забавная игрушка, деревянная вертушка.
Деревянная вертушка, ветру вольному подружка.
4. Заселение буквы в район согласных на улицу глухих в Город букв.
– Давайте с вами подумаем, где займёт своё место буква «Х». (Район согласных, улица глухих).
5. Чтение слогов-слияний с новой буквой.
Распределение звуков [х], [х,] по группам:
«твёрдый», «мягкий».
– Если согласная буква встанет рядом с гласной,
что образуется? (Слог-слияние)
– Какие гласные дают согласным твёрдую команду?
– Какие мягкую команду?
Тренировка в чтении слогов на доске.
Складывание их в карманы Тома и Тима: ха,
хо, ху, хи,
хе.
6. Работа по учебнику.
Отгадайте загадку: Не велик кусок пирога, а
стоит много труда. (Хлеб)
Легко ли достаётся хлеб?
Как нужно относиться к хлебу?
Как вы считаете, какова работа хлебороба?
7. Пословицы о хлебе.
Земля чёрная, а хлеб белый родит.
Хлеб всему голова.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.
V. Рекомендации для домашнего повторения.
– Читать текст на странице 101.
Дополнительные рекомендации:
– Вместе с родителями прочитать сказку «Волк и семеро козлят», попробовать её пересказать.
VI. Вывод
– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Какое открытие сделали для себя?
VI. Итог урока
– Посмотрите, как нарядилась наша ёлка.
– А вот и сюрприз!
(Перевернуть шары обратной стороной и составить слово из слогов: хо-хо-туш-ка)
Я – весёлая игрушка,
Я – игрушка … (Хохотушка).
(У учителя в руках мягкая игрушка, издающая звуки, похожие на задорный смех)
– Почему игрушка хохочет?
– Она радуется за нас!