Урок литературного чтения в 1-м классе на тему "Две работы буквы Х"

Разделы: Начальная школа


Урок смоделирован учителем очень интенсивным, плотным, для урока отобран богатейший учебный материал, используется учебно-наглядное пособие, придуманное и изготовленное самим учителем – Город букв, урок заканчивается изысканным эмоциональным фрагментом с использованием игрушки-хохотушки.
В начале урока учитель предлагает детям вместе украсить новогоднюю елку (урок проводится накануне Нового года) разноцветными шарами, которые дети получат от учителя за правильные ответы и активную работу на уроке. Сразу же детям предлагаются задания-упражнения на развитие логического мышления («Убери лишнее», «Какое слово правильное?»), с которыми они с удовольствием успешно справляются. Затем быстро проверяется домашняя работа, детям предлагается творческое задание: зачитываются первые  строки стихотворения С. Маршака «Мяч», а дети должны его  закончить. Тут же учитель использует возможность напомнить детям правила поведения на дорогах.
После этого учитель моделирует проблемную ситуацию, чтобы перейти к основной части урока. Он предлагает догадаться, какую букву и какой звук сегодня узнают дети. Решение проблемы находится в результате звуко-буквенного анализа предлагаемых учителем слов и выделения звуков. Дети сами называют  новую букву. Затем учитель организует закрепляющие дидактические игры «Твердый-мягкий», «Любопытный», «Доскажи словечко». Вновь создает проблемную ситуацию, озадачив детей вопросом: «Пофантазируйте и нарисуйте предметы, похожие на букву Х». При этом у учителя есть своя версия ответа на этот вопрос, с которой  потом он знакомит детей (стихотворение и рисунок). На этом же этапе урока организуется исследовательская работа, в результате которой дети вселяют букву Х в город букв по нужному адресу.
После физкультминутки организуется коллективная самостоятельная работа, во время которой много раз чередуются виды деятельности: это и чтение слогов, и работа по учебнику, и подборка пословиц и поговорок и т.п.
Подводя итог урока, учитель дает детям рекомендации для домашнего повторения материала (так как домашние задания в первом классе не задаются). Заканчивает урок игрушка-хохотушка.
Рассуждения детей на уроке, выводы и обобщения, сделанные ими, позволяют утверждать, что урок достиг своей цели.
Сценарий данного урока является авторским и может оказать большую пользу в работе другим учителям.

Цели урока:

  • Познакомить детей с новым звуком и новой буквой.
  • Сформировать у детей системное представление об изучаемых буквах, выявить наиболее важные и характерные признаки.
  • Учить правильному чтению.
  • Развивать творческие способности и логическое мышление.
  • Формировать у детей положительную Я-концепцию личности учащегося, вырабатывать интерес к труду, уважение к людям труда.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

Под мелодию «В лесу родилась ёлочка» проводится беседа.

– Какой скоро праздник? (На доске ёлка, она не наряжена)
– От того, как хорошо вы будете слушать и активно работать, зависит, придёт ли к нам Новый год.
– В течение урока нужно будет выполнить все задания только на «отлично». За каждую пятёрку вы будете получать новогоднюю игрушку. И ещё один сюрприз. Это – новогодний подарок. Но пока он просто полежит под ёлкой и понаблюдает за нами.
– Хотите ли вы украсить ёлку?

II. Упражнения на развитие логического мышления.

а) Игра «Убери лишнее».

в жи валенки Витя ри
г же сапоги Коля ме
а жу варежки Маша по
л жа шапка Вова дя
с жы перчатки Слава гё

б) Игра «Какое слово правильное?»

мрковь конки
морков кньки
морквь Oконьки
мороквь кньк
Oморковь коньк

III. Проверка домашнего задания

(Отрывок из стихотворения С. Маршака «Мяч») – стихотворение не закончено. Вам было задание прочитать его до конца. – Что случилось с мячом? – А почему так произошло? – Можно ли играть на проезжей части? – А где нужно играть?

(Беседа по правилам дорожного движения, физкультминутка/)

IV. Работа над новым материалом

– Сегодня мы с вами познакомимся с новыми звуками и новой буквой. Это буква самая весёлая. Вы хотите, чтобы я вам её назвала? Будет лучше, если вы внимательно послушаете обо всем, проведете свои исследования, сделаете открытия и сами потом назовете новые звуки и букву. А потом еще определите, в каком районе, на какой улице  в ГОРОДЕ БУКВ новая буква будет жить.

1. Рисунок на доске.

– Кого вы видите на картинке? (Пастух). Кого называют пастухом? Сколько в слове слогов?    ___  ___. Назовите второй слог. Назовите последний звук. [х] – можно ли его спеть? (согласный) – Слышен ли голос? (глухой) – Какую работу выполняет? (Твёрдую)
– Один – пастух, а много? (Пастухи). Сколько в слове слогов? ___  ___  ___. Назовите третий слог. Произнесите в нем первый звук. Какой он? (Согласный, глухой, выполняет мягкую работу). Два звука [х] и [х,]. Каким цветом они обозначаются? (Синим и зелёным).

2. Игры в распознавании звуков [х], [х,]

Игра 1: «Твёрдый, мягкий».

Дети карточками показывают зелёный или синий: хор, смех, холм, хищник, халат, химик, хвост, хитрец, хлопок.

Игра 2: «Любопытный».

– Что ты ел сегодня?
– Каких животных ты знаешь?      
– Что у слона вместо носа?
– Что ты купишь к Новому году?

Игра 3: «Доскажи словечко».

Загадка эта не легка. Пишусь всегда через два «К».
И мяч, и шайбу клюшкой бей, а называюсь я …(хоккей)
Хлоп! И конфета стреляет как пушка!
Каждому ясно, что это … (хлопушка)

3. Знакомство с буквой «Х».

– А может ли кто-то найти эту букву  на наборном полотне? На что она похожа? Проявите фантазию и попробуйте нарисовать предмет, схожий с буквой Х.
Теперь я  расскажу вам интересный  стишок и покажу зарисовку.

«Х» забавная игрушка, деревянная вертушка.
Деревянная вертушка, ветру вольному подружка.

4. Заселение буквы в район согласных на улицу глухих в Город букв.

– Давайте с вами подумаем, где займёт своё место буква «Х». (Район согласных, улица глухих).

5. Чтение слогов-слияний с новой буквой.

Распределение звуков [х], [х,] по группам: «твёрдый», «мягкий».
– Если согласная буква встанет рядом с гласной, что образуется? (Слог-слияние)
– Какие гласные дают согласным твёрдую команду?
– Какие  мягкую команду?
Тренировка в чтении слогов на доске.
Складывание их в карманы Тома и Тима:  ха, хо, ху, хи, хе.

6. Работа по учебнику.

Отгадайте загадку: Не велик кусок пирога, а стоит много труда. (Хлеб)
Легко ли достаётся хлеб?
Как нужно относиться к хлебу?
Как вы считаете, какова работа хлебороба?

7. Пословицы о хлебе.

Земля чёрная, а хлеб белый родит.
Хлеб всему голова.
Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится.

V. Рекомендации для домашнего повторения.

– Читать текст на странице 101.

Дополнительные рекомендации:

– Вместе с родителями прочитать сказку «Волк и семеро козлят», попробовать её пересказать.

VI. Вывод

– С какой буквой мы сегодня познакомились?
– Какое открытие сделали для себя?

VI. Итог урока

– Посмотрите, как нарядилась наша ёлка.
– А вот и сюрприз!

(Перевернуть шары обратной стороной и составить слово из слогов: хо-хо-туш-ка)

Я – весёлая игрушка,
Я – игрушка … (Хохотушка).

(У учителя в руках мягкая игрушка, издающая звуки, похожие на задорный смех)

– Почему игрушка хохочет?
– Она радуется за нас!

Приложение