Цели и задачи: знакомство первоклассников со школой, содействие сплочению детского коллектива, развитие познавательных и творческих способности учащихся.
Аудитория: первоклассники МОУ “СОШ № 16”, 2 класса.
Оборудование: красочные маршрутные листы (карты путешествия), костюмы, декорации, магнитофоны, игровое оборудование станций, игровые карточки.
Ход праздника
Первоклассники собираются в празднично украшенном зале. Звучат мелодии детских песен.
Появляется “Отличница”: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лиза. Я тоже учусь в шестнадцатой школе. Скажу без ложной скромности, учусь только на “пятерки”. А вот моя подружка Ксюшка….Эх, да что говорить, вы сами все увидите и поймете.
(Звучит музыкальная отбивка, фонограмма песни “С понедельника возьмусь”).
Лиза (кричит): Ксюша! Ксюша! Пора в школу!
(Появляется растрепанная, заспанная Ксюша, она потягивается, зевает).
Ксюша: Неохота мне в школу! Там читать заставляют, писать заставляют, считать заставляют. А мне и так хорошо! Поспала, поела, телевизор посмотрела. Красота!
Лиза: Ксюша, одевайся, собирайся, пошли в школу, очень тебя прошу!
Ксюша: Ой-ей-ей! Что-то у меня голова разболелась! Пойду, прилягу.
Лиза: Ксюша, не притворяйся, вчера у тебя живот болел, позавчера – зуб! Просто ты ленишься. Как ты не понимаешь, каждый ребенок с 7 лет должен учиться в школе!
Ксюша: Да?! А для чего это нужно? Мне и так хорошо!
Лиза: Ребята, скажите Ксюше, для чего надо учиться? (Ответы детей).
Лиза: Правильно, друзья, для того, чтобы достичь успехов в жизни, принести пользу Родине, стать настоящим человеком – надо очень многое знать и многое уметь.
Ксюша: А я и так все знаю! Я же телевизор смотрю!
Лиза: Это мы сейчас проверим! Давай отправимся вместе с первоклассниками в путешествие по Стране знаний, которая расположена в стенах нашей школы. Я уверена, что ты узнаешь много интересного, такого, что по телевизору не увидишь.
Ксюша: Путешествие?! Это я люблю! Ладно, уговорила, пошли!
Лиза: Подожди, Ксюша, не спеши! Чтобы не заблудиться в Стране Знаний, нам нужна карта!
Ксюша: Вот еще! Зачем это? Я по карте ходить не умею!
Лиза: Тебя первоклассники научат, правда, ребята? Я приглашаю по одному человеку от каждого класса, можно старосту, получить карту путешествия по Стране знаний.
(Первоклассникам вручаются красочные карты, по которым они будут следовать от станции к станции).
Ксюша: Можно я пойду с первым “А” классом?
Лиза: Конечно! А я пойду с первым “Б”. По окончании путешествия встретимся на этом же месте и подведем итоги, а ты расскажешь, чему новому научилась.
Музыкальная отбивка. Под музыку классы в сопровождении Ксюши и Лизы отправляются по игровым станциям.
Станции:
“Школа Хогвартс” - ведут Джинни и Гермиона, оборудована карточками и картинками, коробочками с геометрическими фигурами, карточки “Рисунки по точкам”.
“Лукоморье” - ведут Баба Яга и Кикимора. Она оборудована табличками с названиями деревьев, листьями деревьев из цветного картона.
“Дворец сказок”- ведут Красная Шапочка и Золушка. Она оборудована конвертами с мозаикой “Цветы”, яркими ленточками.
“Спортландия” - ведут Пеппи-Длиныйчулок и Анника. Она оборудована кеглями, фломастерами, веревками, декорированными бутылкам, мячами, стульями.
Площадь “Хихоньки – да – Хахоньки” - заключительная станция, где собираются все персонажи. Она расположена в месте старта игры.
Станция эколого-биологическая “Лукоморье”
Первоклассники приходят на станцию, которая расположена в зимнем саду школы. Звучит фонограмма “Голоса птиц”. На поляне – избушка на курьих ножках. Из нее появляется Баба Яга.
Б.Я.: Эй, кто тут расшумелся, расшалился, пошатнул избушку, разбудил старушку?
Ксюша или Лиза: Это мы, бабушка, ученики школы № 16. Здравствуйте!
Б.Я.: Здоровее видали! Раз вы в школе уже учитесь, наверняка знаете, что в лесу шуметь нельзя. Здесь звери, птицы живут, им покой надобен, я уж молчу про подружку мою, Кикимору, она вообще пугливая, небось, забралась от вашего гаму в тину болотную и носа не кажет. Эй, Кикимора, вылезай, они не страшные, шумные только очень, а так ничего, симпатичные.
Появляется Кикимора: А я и не испугалась! Вот еще! Только непорядок это в лесу хозяйничать! Они и правил поведения в природе не знают!
Б.Я.: Точно! Ничего не знают! Ничего не умеют!
Кики: А давай, Ягуля, их испытаем?!
Б.Я.: Давай, а как?
Кики: Для начала зададим им задачку! Ну-ка, малышня, решайте, если сумеете: Ежик по лесу шел!
Б.Я.: На обед грибы нашел!
Кики: Два под березой!
Б.Я.: Два под осиной!
Кики: Сколько их будет в плетеной корзине?
Б.Я.: Ну-ка, отвечайте хором!
Кики: Ишь-ты, правильно, четыре! Молодцы!
Б.Я.: Какие они молодцы, они, поди, даже не знают, как грибы нужно собирать.
Кики: Расскажите-ка нам, как нужно собирать грибы?
(Ответы детей).
Б.Я.: Ну и умники, знают!
Кики: А вот с другим моим заданием точно не справятся! Нужно будет узнать лист дерева и положить его под соответствующее название дерева. Я приглашаю сюда трех ребят, которые могут узнать лист дерева и прочитать название дерева на табличке.
Проводится конкурс. (Листья вырезаны по шаблону из цветного картона. Каждому игроку предоставляется комплект из листьев: береза, дуб, липа, клен, ясень. Дети должны опознать, какому дереву принадлежит лист, и положить к соответствующему дереву, обозначенному четко написанной печатными буквами табличкой).
Б.Я.: Гляди-ка, справились! А ты говорила задание трудное! Вот я уж сейчас задам задание, так задание! Нипочем не справятся!
Кики: И что это за задание такое?
Б.Я.: Скороговорку рассказать. Попробуй, Кикиша, скажи: “Добры бобры идут в боры!”
Кики: (пробует, но у нее ничего не получается) Д-бр-бры-дры!
Б.Я.: Вот! Пусть малышня помучается! Кто смелый? Выходи, повторяй скороговорку!
(Проводится конкурс, ребята пытаются повторить за Б.Я. скороговорку).
Кики: Что-то, совсем, Ягуля, замучила нас, надо чуток поразмяться! Ребята, повторяйте за нами! (Кикимора и Баба Яга говорят хором и показывают движения, ребята повторяют за ними).
Ветер тихо клен качает (наклоны вправо и влево),
Вправо-влево наклоняет (наклоны с поднятыми руками).
Раз наклон и два наклон (руки в стороны, наклоны вперед).
Зашумел листвою клен (вытянуться вверх, реки вверх, ладошки растопырить, потрясти кистями рук).
Б.Я.: Давайте повторим нашу лесную физкультминутку, только гораздо быстрее! (Повтор).
Кики: Молодцы, а еще быстрее сможете? (Повтор физкультминутки в быстром темпе).
Б.Я.: Что ж, ребята, пора нам с вами попрощаться. Давайте повторим основные правила поведения в природе.
Кики: Мы будем говорить начало предложения, а вы его закончите.
Б.Я.: Хором громко скажете: “Можно!” или “Нельзя!”. Прорепетируем! Молодцы!
Кики: Будьте внимательны!
Б.Я.: Издали наблюдать за птицами ……- Можно!
Кики: А вот трогать их….. – Нельзя!
Б.Я.: Наблюдать за муравьями ….. – Можно!
Кики: А разрушать муравейники….. – Нельзя!
Б.Я.: Любоваться цветами в лесу….. – Можно!
Кики: А рвать и мять их …. –Нельзя!
Б.Я.: Собирать в лесу грибы … - Можно!
Кики: А вот пинать их, вырывать с корнем…. – Нельзя!
Б.Я.: Купаться в реке … - Можно!
Кики: А ловить мальков ….. - Нельзя!
Б.Я.: Слушать пение птиц … - Можно!
Кики: Включать на природе громкую музыку, кричать …- Нельзя!
Б.Я.: До новых встреч, ребята!
Кики: Ждем вас в нашем волшебном Лукоморье!
Б.Я.: Надеемся, что вы будете беречь, любить и защищать родную природу!
Станция “Спортландия”, спортивная.
Первоклассники приходят в малый спортзал, где их встречают Пеппи Длиныйчулок и Анника. Станция оборудована кеглями, 3 веревками с фломастерами на концах, 3 бутылками из-под лимонада, 3 мячами, 3 стульями, магнитофоном с записями веселой музыки, которая будет сопровождать конкурсы.
Пеппи: Разрешите представиться! Пеппилота - Виктуалия-Рульгардина-Крусмюнта-Эфраимсдоттер, а короче – Пеппи-Длиныйчулок! Я очень люблю, попрыгать, побегать, одним словом пошалить! А вы, ребята, готовы со мной резвиться?
Анника: Пеппи, что ж ты меня ребятам не представила, я тоже люблю резвиться!
П.: Ты-то?! Да разве так как ты шалят? (передразнивает) “Ой, потише!”, “Ай, не так громко!”, “Уй, не так быстро!”. А, впрочем, мне не жалко, пожалуйста – Знакомьтесь, Анника! Прошу и любить и не жаловаться! А теперь, давайте с вами познакомимся!
(Здоровается за руку с ребятами, со словами: “Очень приятно, Пеппи!”).
А.: Пеппи, что ты делаешь, так ты до завтра будешь знакомиться!
П.: Правда, что же делать, познакомиться-то надо! А, придумала! Давайте, я скажу: “Шесть, семь!”, а каждый из вас громко произнесет свое имя!
(Игра-кричалка “ИМЯ”, повторяется 2-3 раза).
А: Что-то я не поняла, кого как зовут.
П.: Я сама не поняла, но формальности соблюдены, мы познакомились, теперь можно играть! Прошу вас встать в колонну в затылок друг другу, а первой встанет ваша учительница. Вам нужно всем вместе пройти через вот лабиринт туда и обратно, при этом постараться не сбить кегли и не расцепить ваш дружный “Паровозик”. А ты, Анника, засекай время!
А: На старт! Внимание! Марш! (Проходит игра-эстафета).
П.: Ребята, вы знаете, у меня есть еще один друг, его зовут господин Нильссон, …
А: Он – обезьяна, а не друг!
П: Глупости! Почему обезьяна не может быть другом?! Так вот у господина Нильссона есть …
А: Хвост!
П.: Анника, не перебивай, хвост у него, конечно тоже есть! У него есть любимая забава!
Я приглашаю в центр зала трех смельчаков и ловкачей, какие только найдутся в вашем классе (Дети выходят). А теперь, внимание! Вам предстоит с помощью “хвоста” поместить эти яркие фломастеры в горлышко бутылки. Анника, помоги привязать смельчакам “хвосты”! (Проводиться конкурс).
А.: Какие ловкие ребята в этом классе! А насколько, интересно, они меткие? Приглашаю трех самых метких ребят!
П.: Кажется, я знаю, что задумала Анника! Вам нужно будет так катнуть мяч, чтобы он попал точнехонько между ножек стула, не задев их, каждому дается по 2 попытки.
(Проводится конкурс).
А.: Пеппи! Я, кажется, влюбилась в этих ребят! Даже расставаться с ними жалко!
П.: Ох, Анника, тебе бы только влюбиться, но ты правы, мне тоже очень понравились эти ребята! Прошу вас вместе с учителем встать в шеренгу, взявшись за руки. Молодцы! А теперь попробуйте, не расцепляя рук, закрутиться в спираль, так, чтобы учитель оказался в самом центре! Это сложное испытание на дружбу и взаимовыручку на острове Куррекурредут, с которого я недавно вернулась на виллу Вверхтормашками.
А.: Молодцы! А теперь попробуйте все вместе, не расцепляясь, дойти до меня!
(Дети преодолевают небольшое расстояние все вместе)
Пеппи: Прекрасно! Вы справились со всеми нашими заданиями, мы с вами познакомились и поиграли.
А.: Теперь пора проститься, вас ждут в других местах!
П.: До новой скорой встречи, друзья! А выйти из зала, я вам предлагаю так, как меня научили в Египте, а именно – задом наперед! Пока! Пока!
Станция “Школа Хогвартс”
Джинни: (пытается колдовать с волшебной палочкой): Эсперамус! Эксперто-патронус! (у нее ничего не получается, она в отчаянии).
Появляется Гермиона.
Г.: Не переживай так, Джинни, ты еще очень юная волшебница.
Д.: Ну, почему, Гермиона, у тебя получается, у Рона получается, у Гарри получается, а у меня не получается! Даже самое простое волшебство!
Г.: Джинни, тебе всего семь лет, ты еще не окончила начальную школу у маглов.
Д.: А что, это обязательно?
Г.: Конечно! Посмотри, к нам в гости как раз пришли ребята первоклассники из магловской школы № 16. Присоединяйся к ним, учись, а через четыре года ты сможешь совершать самое сложное волшебство.
Д.: Как я рада! Здравствуйте, ребята!
Г.: Знаешь, Джинни, первоклассники за первую четверть узнали уже очень многое. Тебе придется нагонять.
Д.: Я трудностей не боюсь, только пусть ребята покажут, чему они научились.
Г.: Вот, например, ребята знают, что если изменить одну только букву в слове, слово станет совсем другим.
Д.: Как это?
Г.: Вот так – если заменить всего одну буковку, можно легко превратить розу в козу.
(Показывает картинки).
Д.: Это же настоящее волшебство! Ребята, скажите, какую букву надо заменить в этом слове? (Ответы детей).
Г.: Скажите, с помощью какой буквы можно “козу” превратить в “косу”?
(Каждый вопрос сопровождается показом соответствующих картинок).
Молодцы!
Д.: Мы приглашаем попробовать свои силы трех учеников из класса, которые сами попробуют заменить одну букву в слове, чтобы получилось другое слово.
(Проводится конкурс. Дети получают карточки-картинки: “лак” - “Лук” - “жук”;
“рак” - “мак” - “Маг”; “Рот” - “Кот” - “Кит”. Запас: “Бык” - “Бак” - “Рак”; “Белка” - “булка”, “Сок” - “Сом”, “Корка” - “Горка” “Лыжи” - “Лужи”, и т.д. Следует выбирать такие слова, которые можно изобразить на карточках- картинках).
Г.: Молодцы, ребята! Я знаю, что вы уже познакомились с геометрическими фигурами. Приглашаю троих знатоков геометрических фигур попробовать свои силы.
(Дети выходят).
Д.: Друзья! Вам следует разложить в коробочки геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник, круг. Посмотрим, кто справится быстрее.
(Дети выполняют задание).
Г.: Вы очень быстро и правильно выполнили задание! Молодцы! А теперь, ребятки, отгадайте школьные загадки.
Д.: Он с урока непременно позовет на перемену,
А потом наоборот – с перемены на урок. Что это, друзья? (Звонок).
Г.: Не в лесу, и не в саду, корешками на виду.
Веток нет, одни листы. Что за странные кусты? (Ответы детей). (Книги).
Д.: Дом ношу я на спине, двери дома на ремне.
И живут в доме том книжки, ручка и альбом. Что это? (Ответы детей). (Портфель, ранец).
Г.: Друзья, у меня для вас еще одно задание. Попробуйте соединить точки с номерами и получить рисунок. Кто отважится испытать свои силы? Приглашаю трех ребят.
Д.: Интересно, кто справится быстрее и аккуратнее?
(Проводится конкурс. Дети соединяют по точкам рисунок и показывают, что получилось.)
Г.: Молодцы, первоклассники! Вы многому научились за первую четверть и прекрасно справились со всеми заданиями. Джинни, ты убедилась, что и в обыкновенной магловской школе есть волшебство и чудеса?
Д.: Да, Гермиона, мне было очень интересно с ребятами, я поняла, чтобы стать настоящим волшебником, нужно многому научиться.
Г.: Давай попрощаемся с ребятами, пожелаем им новых побед в учебе.
Д.: И, конечно, новых интересных встреч в стране Знаний!
Г. и Д.: Эсперамус! Эксперто-патронус!
Станция “ Дворец сказок”.
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята! Приветствуем вас во Дворце сказок.
Золушка: В стране Знаний живут множество книг со сказками. Сегодня ваша встреча с нами – героинями сказок Шарля Перро: Красной Шапочкой…
К.Ш.: И Золушкой.
З.: Мы приготовили для вас задания и загадки.
К.Ш.: Для начала проверим, хорошо ли вы знаете сказки.
З.: Отгадайте, о ком из сказочных героев эта загадка?
К.Ш.: В шляпе он широкополой, всем рассказывает байки.
Коротышка он веселый, а зовут его … Незнайка.
З.: Рыжий хвост с ухмылкой злою, видно всем: порода лисья.
Притворяется хромою, как зовут её? … Алиса.
К.Ш.: А у нищего слепого нет совсем фамилии,
Но мы знаем про такого, это кот… Базилио.
З.: Молодцы, ребята. А сейчас будьте внимательны, загадки более сложные!
(Еще три загадки с ответами не в рифму).
К.Ш.: Умницы! Думаю, если бы вы попали в мою сказку, вы бы легко обманули серого волка. А я пока шла по лесу – цветочки собирала, помогите мне ребята, соберите букет, только задание это не такое уж простое, вам предстоит собрать мозаику. Приглашаю трех ребят. У кого получится быстрее собрать букет из мозаики – тот победил! (конкурс).
З.: Друзья мои, помните в сказке “Золушка”, мне пришлось готовить злых сестер к балу, одевать их, причесывать. Я хотела бы узнать, как бы вы справились с такими заданиями. Приглашаю трех мальчиков и трех девочек!
К.Ш.: Ребята, задание очень простое – мальчики завяжут девочкам бантики. У кого получится быстро и красиво – тот победил! (конкурс)
З.: Очень красивые прически получились у наших парикмахеров и их прекрасных моделей, можно хоть сейчас отправляться на бал.
К.: Ш. Так в чем же дело? Давайте танцевать! Пусть мальчики встанут в большой круг!
З.: А девочки встанут в круг внутри круга мальчиков, и повернуться к кавалерам лицом.
К.: Ш. Этот танец называется “Вальс дружбы”. Давайте выучим песенку, которую мы будем исполнять во время танца.
З.: Запоминайте, друзья! Раз, два, три – на носочки! Раз, два, три – на носочки!
К.Ш.: Раз, два, три – повернулись! Хлопнули и разошлись!
З.: А теперь запоминайте движения! Возьмитесь за руки – три шага вправо – приподнялись на носочки!
К.Ш.: Три шага влево – приподнялись на носочки!
З.: Шаг вправо, шаг влево и снова шаг вправо, повернулись вокруг себя!
К.Ш.: Хлопнули партнера по ладошкам и девочки сделали два шага вправо, а мальчики остаются на месте.
З.: Давайте станцуем “Вальс дружбы”! (танец).
К.Ш.: Дорогие ребята, вы прекрасные танцоры! Но, к сожалению, нам пора возвращаться в свои сказки.
З.: Очень приятно было с вами познакомиться!
К.Ш.: До свидания, друзья!
З.: До встречи в сказках!
По прохождении всех этих станций ребята возвращаются в зал, куда собираются все сказочные герои. Эта станция называется “Хихоньки - да – хахоньки”.
Ксюша: Лиза! Я столько интересного узнала! Оказывается, так здорово путешествовать по Стране знаний!
Лиза: Ксюша, ведь эта страна находится совсем близко, в нашей с тобой школе. И чудеса там происходят каждый день на каждом уроке.
Ксюша: Пойдем, Лиза, скорее в школу!
Лиза: Погоди, Ксюша, у ребят в картах обозначена еще одна станция, она называется “Хихоньки - да - хахоньки”.
Ксюша: Да? А почему?
Лиза: Потому что мы приготовили для наших дорогих первоклассников небольшой, но очень веселый концерт.
(Концерт, который состоит из 3-4 веселых концертных номеров).
Лиза: Итак, закончилось наше путешествие по Стране знаний.
Ксюша: Закончилась и первая, такая сложная четверть.
Лиза: Желаем вам, друзья, хорошо отдохнуть на каникулах!
Ксюша: А во второй четверти с новыми силами взяться за учебу и узнать еще много-много интересного.
Гермиона: По дороге знаний вы смелей шагайте!
Джинни: И друзей с собою соберите в путь!
Красная Шапочка: Пусть герои сказок всем вам помогают!
Пеппи: Шутки и веселье тоже! Не забудь!
Баба Яга: Чудеса природы, дети, защищайте,
Кикимора: Берегите, дети, реки, лес, цветы.
Золушка: Не ленитесь, время зря вы не теряйте.
Анника: И с друзьями вместе о будущем мечтайте,
Все: Непременно ваши сбудутся мечты!