Дополнением к изучению таких предметов, как биология, химия, физика и география может быть внеклассная работа. Одним из направлений этой деятельности является проведение предметной недели, которая включает в себя мероприятия направленные на привлечение внимания к изучаемым предметам. Она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, сплочению ученического коллектива и имеют практическую направленность.
Цели проведения предметной недели по естествознанию:
- Расширить знания по биологии, химии, физике и географии.
- Развить познавательную активность учащихся, а также навыки самообразования.
- Приобщить к совместному творчеству и общению.
Исходя из вышеизложенного, в нашей школе ежегодно проводится предметная неделя естествознания, которую проводят учителя биологии, химии, физики, географии и инициативная группа старшеклассников. Примерно за 10 дней до проведения недели составляется план мероприятий, выявляется степень заинтересованности учащихся. При организации мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников всех параллелей.
Я представляю вашему вниманию план недели естествознания, Также разработку мероприятий по биологии: викторина “Мы знаем природу Удмуртии”; марафон “Угадай-ка”.
№ | Мероприятие | Дата | Классы | Ответственные |
1 | Школьный тур олимпиад: Биология, Физика, Химия, География. |
21.09. 22.09. 23.09. 24.09. |
9-11 кл. | Учителя естественники |
2 | Марафон “Угадай-ка”. | 20.09. | 6-7 кл., | Учителя биологии. |
3 | Конкурс-викторина “Правда ли это?” | 21.09. | 8 кл | Учителя естественники. |
4 | Викторина “Мы знаем природу Удмуртии” | 21.09. | 5 кл. | Биологи |
5 | Оформление школы “Золотая осень”( 1 этаж, лестницы.) | 20.09. | 5-11 кл. | Учителя естественники. |
6 | “Осенний сюрприз” - конкурс поделок, букетов, картин и т.д. | 25.09. | 1-11 кл. | Организатор внеклассной работы, учителя естественники. |
7 | Конкурс оригинальных фотогазет:“Наши братья меньшие”. | 25.09. | 5-8 кл. | |
8 | Конкурс нестандартной газеты по экологии “ Мы и окружающий мир”. | 25.09. | 9-11 кл. | |
9 | Конкурс плакатов “Нет – наркотикам!” | 25.09. | 1-11 кл. | |
10 | Викторина о косметике “Свет мой, зеркальце, скажи…”. | 22.09 | 8 кл. | Учителя естественники. |
11 | План-проект пришкольного участка “ Мой – цветущий школьный двор”. | 25.09. | 9-11 кл. | Биологи. |
13 | Конкурс стихов, песен: “Я иду по жёлтому ковру”. | 23.09. | 5 -11 кл. | Организатор внеклассной работы, учителя естественники. |
14 | Выставка книг 1. “В дружбе с природой”, 2. “Природа сигналит “SOS”” |
С 20.09. | 1-4 кл., 5-8 кл. |
Библиотека |
15 | Экскурсии: 1.Лазерный центр и лаборатории ИжГТУ; 2. “Дом природы” и музеи города. |
С 20- 26.09. | 10-11кл. 5-8 кл. |
Учителя естественники. |
16 | Конференция “Сотовый телефон: “за” и “против”” | 24.09. | 10-11 кл. | Учителя естественники. |
17 | Подведение итогов недели - школьная линейка | 26.09. | Организатор внеклассной работы, учителя естественники. |
Викторина для 5 классов “Мы знаем природу Удмуртии”.
1.Выберите из перечисленных видов птиц, занесённых в “Красную книгу Удмуртии”:
- Аист чёрный.
- Аист белый.
- Пустельга обыкновенная.
- Гагара чернозобая.
- Гагара белоносая.
- Сова белая.
- Сова ушастая.
- Орлан-белохвост.
- Лазоревка белая.
- Овсянка садовая.
2. Какие пряные растения выращивают в Удмуртии:
- Мята.
- Гвоздика.
- Душистый перец.
- Корица.
- Имбирь.
- Мускат.
- Тмин.
- Миндаль.
- Ваниль.
- Чеснок.
- Лук.
- Лавровый лист.
- Мелисса.
- Эстрагон.
- Фенхель.
3. В России известно более 200 видов лекарственных растений, из них в Удмуртии произрастает 85 видов. В каких органах растения накапливаются лечебные вещества. Найдите соответствие:
Название растения | Орган растения |
1. Крапива двудомная | а. Цветы. |
2. Шиповник коричный. | б. Соплодие. |
3. Лапчатка прямостоячая. | в. Корневище. |
4. Ольха серая. | г. Листья. |
5. Зверобой продырявленный. | д. Плоды. |
4. Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы. Напишите названия деревьев, сожительствующие с перечисленными грибами:
- Маслёнок (сосна),
- Груздь (берёза, ольха, тополь),
- Рядовка (тополь, сосна),
- Белый гриб (сосна, ель, берёза, дуб),
- Рыжик (ель, сосна).
5. В Ижевске найдено более 600 видов дикорастущих растений, появившихся в результате деятельности человека (растения - иммигранты). Перечислите источники возможной иммиграции растений.
Предполагаемые ответы:
Марафон для 6-7 классов “Угадай-ка”.
Интеллектуальная игра - проводится в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается маршрут класса от станции к станции, результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути и самые активные ученики.
Предлагаю Вашему вниманию разработку этого мероприятия.
Маршрутный лист.
Количество станций зависит от количества классов в параллели.
№ кабинета | Станция | Количество баллов | Активные участники |
Ботаническая | |||
Анатомическая | |||
Зоологическая | |||
Игра в прятки |
Станция “Ботаническая”.
1 задание - разгадать ребусы, за это задание класс получает 5 баллов.
<рисунок 1>
Ответы (Лебеда, камыш, кувшинка, гвоздика, кислица).
2 задание -7 баллов.
В прямоугольнике, размести эти буквы так, чтобы при чтении в горизонтальных рядах слева направо получились слова:
А | А | А | А | А |
Л | Л | Л | М | М |
О | О | О | Н | Н |
С | В | В | Р | Р |
У | У | Х | Г | Ч |
К | К | П | Ш | Ф |
И | И | И | И | И |
- Плод цитрусового дерева (лимон).
- Косточковый плод (слива).
- Точка роста побега (почка).
- Семечковый плод (груша).
- Южный крупный плод, мякоть которого имеет вяжущий вкус (хурма).
- Плод, из которого изготавливают масло или употребляют в солёном виде (олива).
- Плод пальмы (финик).
Станция “Анатомическая”.
Задание называется “Анатомическая мозаика” за него класс получает 10 баллов.
Перечислены органы человека, необходимо группе учащихся расставить цифры обозначающие органы на контуре человека <рисунок 2>:
- Сердце.
- Желудок.
- Лёгкие.
- Почки.
- Печень.
- Гортань.
- Вестибулярный аппарат.
- Мозжечок.
- Пищевод. 1
- Аппендикс.
< рисунок 2>
Станция “Зоологическая”.
1 задание - класс получает 1 балл.
< рисунок 3>
Вопрос: “Какой олень бежит рысью, а какой галопом?” (слева - галопом, справа - рысью) [1]. <рисунок 3>
2 задание - “Зоошутка - фантастическое насекомое” за него класс получает 8 баллов.
Вопрос? Из частей, каких насекомых составлено это фантастическое животное? (голова мухи, усики жука-навозника, хоботок бабочки, грудь пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона) [1].
<рисунок 4>
Станция “Игра в прятки”.
1 задание - в каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно только соединяя и разъединяя слова в строке, но, не меняя их местами. За это задание класс получает - 10 баллов.
- Думали идти минут двадцать, но промашка вышла - оказалось не меньше сорока.
- Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит - и дома.
- Над горами гроза, ходит волнами Волга.
- Мы пойдём по тропинке мимо забора, а вы Пьер?
- Задачки хороши, повникай - это тебе не шуточки.
2 задание - “Живая буква”. Команда за одну минуту должна вспомнить на определённую букву название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя [2]. Максимальное количество баллов -18.
Б | О | М | |
Цветок | |||
Дерево | |||
Насекомое | |||
Рыба | |||
Птица | |||
Зверь |
В конце игры проводится итоговая линейка с награждением победителей, также награждаются самые активные участники марафона.
Список использованной литературы:
- В.В.Нестеров. “Зоовикторина”, Москва, Просвещение. 1969.
- В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”, Волгоград.2001.