Неделя естествознания

Разделы: Внеклассная работа


Дополнением к изучению таких предметов, как биология, химия, физика и география может быть внеклассная работа. Одним из направлений этой деятельности является проведение предметной недели, которая включает в себя мероприятия направленные на привлечение внимания к изучаемым предметам. Она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой. Все мероприятия направлены на развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, сплочению ученического коллектива и имеют практическую направленность.

Цели проведения предметной недели по естествознанию:

  1. Расширить знания по биологии, химии, физике и географии.
  2. Развить познавательную активность учащихся, а также навыки самообразования.
  3. Приобщить к совместному творчеству и общению.

Исходя из вышеизложенного, в нашей школе ежегодно проводится предметная неделя естествознания, которую проводят учителя биологии, химии, физики, географии и инициативная группа старшеклассников. Примерно за 10 дней до проведения недели составляется план мероприятий, выявляется степень заинтересованности учащихся. При организации мероприятий учитываются возрастные и психологические особенности развития учеников всех параллелей.

Я представляю вашему вниманию план недели естествознания, Также разработку мероприятий по биологии: викторина “Мы знаем природу Удмуртии”; марафон “Угадай-ка”.

Мероприятие Дата Классы Ответственные
1 Школьный тур олимпиад:
Биология,
Физика,
Химия,
География.

21.09.
22.09.
23.09.
24.09.
9-11 кл. Учителя естественники
2 Марафон “Угадай-ка”. 20.09. 6-7 кл., Учителя биологии.
3 Конкурс-викторина “Правда ли это?” 21.09. 8 кл Учителя естественники.
4 Викторина “Мы знаем природу Удмуртии” 21.09. 5 кл. Биологи
5 Оформление школы “Золотая осень”( 1 этаж, лестницы.) 20.09. 5-11 кл. Учителя естественники.
6 “Осенний сюрприз” - конкурс поделок, букетов, картин и т.д. 25.09. 1-11 кл. Организатор внеклассной работы, учителя естественники.
7 Конкурс оригинальных фотогазет:“Наши братья меньшие”. 25.09. 5-8 кл.
8 Конкурс нестандартной газеты по экологии “ Мы и окружающий мир”. 25.09. 9-11 кл.
9 Конкурс плакатов “Нет – наркотикам!” 25.09. 1-11 кл.
10 Викторина о косметике “Свет мой, зеркальце, скажи…”. 22.09 8 кл. Учителя естественники.
11 План-проект пришкольного участка “ Мой – цветущий школьный двор”. 25.09. 9-11 кл. Биологи.
13 Конкурс стихов, песен: “Я иду по жёлтому ковру”. 23.09. 5 -11 кл. Организатор внеклассной работы, учителя естественники.
14 Выставка книг
1. “В дружбе с природой”,
2. “Природа сигналит “SOS””
С 20.09.
1-4 кл.,
5-8 кл.
Библиотека
15 Экскурсии:
1.Лазерный центр и лаборатории ИжГТУ;
2. “Дом природы” и музеи города.
С 20- 26.09.
10-11кл.
5-8 кл.
Учителя естественники.
16 Конференция “Сотовый телефон: “за” и “против”” 24.09. 10-11 кл. Учителя естественники.
17 Подведение итогов недели - школьная линейка 26.09.   Организатор внеклассной работы, учителя естественники.

Викторина для 5 классов “Мы знаем природу Удмуртии”.

1.Выберите из перечисленных видов птиц, занесённых в “Красную книгу Удмуртии”:

  1. Аист чёрный.
  2. Аист белый.
  3. Пустельга обыкновенная.
  4. Гагара чернозобая.
  5. Гагара белоносая.
  6. Сова белая.
  7. Сова ушастая.
  8. Орлан-белохвост.
  9. Лазоревка белая.
  10. Овсянка садовая.

2. Какие пряные растения выращивают в Удмуртии:

  1. Мята.
  2. Гвоздика.
  3. Душистый перец.
  4. Корица.
  5. Имбирь.
  6. Мускат.
  7. Тмин.
  8. Миндаль.
  9. Ваниль.
  10. Чеснок.
  11. Лук.
  12. Лавровый лист.
  13. Мелисса.
  14. Эстрагон.
  15. Фенхель.

3. В России известно более 200 видов лекарственных растений, из них в Удмуртии произрастает 85 видов. В каких органах растения накапливаются лечебные вещества. Найдите соответствие:

Название растения Орган растения
1. Крапива двудомная а. Цветы.
2. Шиповник коричный. б. Соплодие.
3. Лапчатка прямостоячая. в. Корневище.
4. Ольха серая. г. Листья.
5. Зверобой продырявленный. д. Плоды.

4. Живые организмы часто сожительствуют друг с другом с взаимной пользой. Гриб получает от корней дерева органические вещества, а корни получают больше воды от грибницы. Напишите названия деревьев, сожительствующие с перечисленными грибами:

  1. Маслёнок (сосна),
  2. Груздь (берёза, ольха, тополь),
  3. Рядовка (тополь, сосна),
  4. Белый гриб (сосна, ель, берёза, дуб),
  5. Рыжик (ель, сосна).

5. В Ижевске найдено более 600 видов дикорастущих растений, появившихся в результате деятельности человека (растения - иммигранты). Перечислите источники возможной иммиграции растений.

Предполагаемые ответы:

  1. Завезены с посевным и посадочным материалом.
  2. Завезены с овощами и фруктами.
  3. Завезены со строительным материалом.
  4. Завезены с проходящим транспортом (поезда, машины).5) Дичающие культурные растения.

Марафон для 6-7 классов “Угадай-ка”.

Интеллектуальная игра - проводится в виде путешествия по станциям. Перед игрой выдаются маршрутные листы, в которых указывается маршрут класса от станции к станции, результат работы класса (в баллах) на каждом этапе пути и самые активные ученики.

Предлагаю Вашему вниманию разработку этого мероприятия.

Маршрутный лист.

Количество станций зависит от количества классов в параллели.

№ кабинета Станция Количество баллов Активные участники
  Ботаническая    
  Анатомическая    
  Зоологическая    
  Игра в прятки    

Станция “Ботаническая”.

1 задание - разгадать ребусы, за это задание класс получает 5 баллов.

<рисунок 1>

Ответы (Лебеда, камыш, кувшинка, гвоздика, кислица).

2 задание -7 баллов.

В прямоугольнике, размести эти буквы так, чтобы при чтении в горизонтальных рядах слева направо получились слова:

А А А А А
Л Л Л М М
О О О Н Н
С В В Р Р
У У Х Г Ч
К К П Ш Ф
И И И И И
  1. Плод цитрусового дерева (лимон).
  2. Косточковый плод (слива).
  3. Точка роста побега (почка).
  4. Семечковый плод (груша).
  5. Южный крупный плод, мякоть которого имеет вяжущий вкус (хурма).
  6. Плод, из которого изготавливают масло или употребляют в солёном виде (олива).
  7. Плод пальмы (финик).

Станция “Анатомическая”.

Задание называется “Анатомическая мозаика” за него класс получает 10 баллов.

Перечислены органы человека, необходимо группе учащихся расставить цифры обозначающие органы на контуре человека <рисунок 2>:

  1. Сердце.
  2. Желудок.
  3. Лёгкие.
  4. Почки.
  5. Печень.
  6. Гортань.
  7. Вестибулярный аппарат.
  8. Мозжечок.
  9. Пищевод. 1
  10. Аппендикс.

< рисунок 2>

Станция “Зоологическая”.

1 задание - класс получает 1 балл.

< рисунок 3>

Вопрос: “Какой олень бежит рысью, а какой галопом?” (слева - галопом, справа - рысью) [1]. <рисунок 3>

2 задание - “Зоошутка - фантастическое насекомое” за него класс получает 8 баллов.

Вопрос? Из частей, каких насекомых составлено это фантастическое животное? (голова мухи, усики жука-навозника, хоботок бабочки, грудь пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона) [1].

<рисунок 4>

Станция “Игра в прятки”.

1 задание - в каждом приведённом выражении найти скрытые цветок и птицу. Выполнить это можно только соединяя и разъединяя слова в строке, но, не меняя их местами. За это задание класс получает - 10 баллов.

  1. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла - оказалось не меньше сорока.
  2. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит - и дома.
  3. Над горами гроза, ходит волнами Волга.
  4. Мы пойдём по тропинке мимо забора, а вы Пьер?
  5. Задачки хороши, повникай - это тебе не шуточки.

2 задание - “Живая буква”. Команда за одну минуту должна вспомнить на определённую букву название цветка, дерева, насекомого, рыбы, птицы, зверя [2]. Максимальное количество баллов -18.

  Б О М
Цветок      
Дерево      
Насекомое      
Рыба      
Птица      
Зверь      

В конце игры проводится итоговая линейка с награждением победителей, также награждаются самые активные участники марафона.

Список использованной литературы:

  1. В.В.Нестеров. “Зоовикторина”, Москва, Просвещение. 1969.
  2. В.В. Балобанова, Т.А. Максимцева. “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”, Волгоград.2001.