Урок математики в 1-м классе по теме "Выражения"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний.

Цель урока: Закрепить умение детей составлять выражения по рисункам.

Задачи урока:

  1. Закрепить умение составлять выражения, навыки счёта в пределах семи, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью.
  2. Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать, аргументировать своё мнение; развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь; самоконтроль; формировать креативность мышления.
  3. Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формировать качества взаимовыручки, ответственности, любознательности; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях.

Оборудование:

  1. Учебник: Петерсон Л.Г. Математика. 1класс. Москва. Баласс.2005.
  2. Плакат “Звёздное небо”.
  3. Геометрические фигуры.
  4. Карточки для устного счёта.

Ход урока

I. Организационный момент.

- На уроках окружающего мира мы говорили о звёздах.

- Что такое звезда?

- А вы, хотите полететь к звёздам?

- Готовы ли вы отправиться в космическое путешествие?

- Какого человека можно назвать звездой?

(Свободные высказывания детей)

Мы тоже будем стараться, будем умными, внимательными, талантливыми, будем зажигать свои звёзды.

Игра “Ай да я!”:

Сидя за партами, дети, хлопая в ладоши, по порядку ведут счёт, начиная с “1”, но пропуская каждое число “7”, а далее все числа, которые оканчиваются на “7” (17, 27 и т.д.), вместо них говорят: “Ай да я!”. Кто ошибётся – выбывает.

- На чём отправляются в космическое путешествие?

- Выбираем математический космический корабль.

- Выбери нужную фигуру из четырёх пронумерованных. Докажи [рисунок 1].

- Расскажите как нужно рассуждать, чтобы сделать правильный выбор.

 

Рисунок 1.

- Корабль готов?

- Экипаж готов?

II. Актуализация знаний.

Индивидуальная работа.

- Подготовьте пульты управления.

- Разложите карточки с числами в порядке возрастания от 0 до 7, положите карточки со знаками + / - !

- Как называются числа при вычитании; при сложении (отвечают хором)?

- 7 – это 5 да сколько? (дети показывают ответы карточкой)

- 7 – это 6 и сколько? (дети показывают ответы карточкой)

- Я задумала число, вычла из него 6 и получила 1. Какое число я задумала? (дети показывают ответы карточкой)

- Уменьшаемое 4, вычитаемое 1.Найдите разность (дети показывают ответы карточкой)

- С каким числом надо сложить число 1 чтобы получилось 5? (дети показывают ответы карточкой)

- На сколько 5 больше 4? (дети показывают ответы карточкой)

- Первое слагаемое 2 второе 4, чему равна сумма? (дети показывают ответы карточкой)

Фронтальная работа.

- Найдите закономерность и поставьте вместо знака вопроса число:

2 4 1
1 3 3
1 5 ?

- Докажи. Расскажите, как нужно рассуждать, чтобы сделать правильный выбор.

(Сумма чисел, в каждой строке, равна 7. Поэтому вместо знака вопроса, надо поставить число 1)

- Установите закономерность и вставьте пропущенное число [рисунок 2].

- Докажи свой выбор.

 

Рисунок 2.

- Оцените свою работу:

Если я доволен своей работой, я поднимаю карточку с восклицательным знаком.

Если я доволен, но можно сделать лучше я поднимаю карточку со знаком плюс.

Если я не доволен, то я поднимаю карточку со знаком минус.

(Учитель спрашивает у некоторых учащихся, почему они подняли карточку именно с этим знаком. Дети объясняют, что вызвало затруднения, в чём ошибались, над чем нужно поработать ещё.)

III. Физкультминутка на внимание.

- Если я говорю: “Уважаемые космонавты”, то вы выполняете движения. А если я не говорю этого обращения, то выполнять движения не надо. Я тоже буду делать движения, чтобы вас запутать. Вы же будьте внимательны.

Итак, “Уважаемые космонавты”, руки вперёд! Руки вниз! …Кто опустил руки, ведь я не сказала “Уважаемые космонавты” и т.д.

IV. Постановка цели урока.

- Чем занимаются космонавты в полёте?

- Мы тоже будем заниматься научной работой, а результаты записывать в бортовой журнал, который является нашей книгой. Откройте учебник на странице 10.

- Определите тему урока (“Выражения”).

- Чем будем заниматься? Какова цель нашей работы?

- Будем учиться составлять числовые выражения, упражняться в счёте.

- Прочитайте задание № 1, стр.10.

Рисунок 3.

- Рассмотрите рисунок [рисунок 3].

- Что видите?

- На какие части можно разбить все чашки на рисунке (большие и маленькие, жёлтые и зелёные)?

- Наш космический компьютер зашифровал эти рисунки. Как вы думаете, что означают в этих записях маленькие кружки и большие кружки? (Это чашки если посмотреть на них сверху)

- На какие части разбиты все чашки в задании а) (большие и маленькие).

- Что здесь надо найти, целое или часть? (Целое, так как линией обведены все чашки)

- Какую задачу решали в этом задании? (4 маленьких чашки и 3 больших чашки)

- На какие части разбиты чашки в задании б)?

- Что здесь надо найти?

- Какую задачу решаем?

- Что надо найти в задании в) – целое или часть? Как догадались? (Часть, так как линией обведены только жёлтые кружки.

- Какую задачу решали: было 7 чашек, 5 разбили, сколько осталось?

- Задания г), д), е), аналогично.

Составим выражения.

а) 4+3 – число всех чашек

б) 2+3 – число всех чашек

в) 7-5 – число жёлтых чашек

г) 7-2 – число зелёных чашек

д) 7-4 – число больших чашек

е) 7-3 – число малых чашек

- Оцените свою работу:

Если я всё понял, то поднимаю карточку с восклицательным знаком.

Если я понял, но трудно, нужно разбираться, то поднимаю карточку со знаком плюс.

Если не понял, то поднимаю карточку со знаком минус.

V. Физкультминутка.

Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за парту тихо сесть,
Семь, восемь лень отбросим.

VI. Повторение изученного.

Фронтальная работа у доски.

№3, стр. 10 [рисунок 4].

а) Составь выражения. Что ты замечаешь?

Даны фигуры. По какому признаку разбили? (На первом рисунке по форме, на втором и третьем по цвету.)

б) Подбери подходящие фигуры.

- Если варианты, докажи.

 

Рисунок 4.

- Придумай свои варианты, докажи правильность выбранных вариантов.

- Оцените свою работу:

Если я всё понял, то поднимаю карточку с восклицательным знаком.

Если я понял, но трудно, нужно разбираться, то поднимаю карточку со знаком плюс.

Если не понял, то поднимаю карточку со знаком минус.

Работа в парах.

- В полёте работает дружный экипаж. Вы дружные? Помогаете друг другу? Что значит ум хорошо, а два лучше? (Свободные высказывания детей).

№5, № 6, стр.11.

- Будем работать в парах? Покажите знак: “Пара готова” (дети берутся за руки и поднимают их вверх).

- Как будем делать задание?

- Нужно решить выражения, проверить ответы с помощью числового отрезка, и друг у друга. Оценить свою работу и работу товарища.

 

Рисунок 5.

- Оцените свою работу:

Если я всё понял, то ставлю – “восклицательный знак”.

Если я понял, но трудно, нужно разбираться, то ставлю знак – “плюс”.

Если не понял, то ставлю знак – “минус”.

(В учебнике дети ставят с.о. – “самооценка”, о.т. – “оценка товарища”. Во время проверки, учитель обводит в кружок оценку ученика, если задание оценено и проверено правильно. Если в проверенном учеником задании имеются пропущенные ошибки или поставленная оценка необъективна, учитель ставит свою оценку).

- Молодцы! Хорошо поработали в парах. Какую пословицу или изречение, вы выбрали бы для оценки своей работы:

  1. Терпение даёт умение!
  2. Не будь тороплив, а будь терпелив!
  3. Нерадивый дважды дело делает!
  4. Это успех.
  5. Перо пишет, а ум водит!
  6. Захотел – сделал.

VII. Итог урока.

- Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?

- Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений при выполнении?

- Что оказалось для вас наиболее сложным?

- Наше космическое путешествие продолжиться завтра. Мы с вами ещё не выбрали капитана. На ваши парты упали по две звезды. Есть такая примета: если в ночном небе увидишь падающую звезду, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю вам, чтобы мои звёзды помогали исполнению ваших желаний.

- А сейчас вам предстоит одну звезду выбрать себе.

- Если я был внимателен, старался, всё понял – то выбирай розовую звезду, а если мне ещё нужно поработать лучше, я выбираю жёлтую звезду. А вторую звезду подарите тому из класса, кто был самым внимательным, активным, старательным и умным. У кого будет больше всего звёзд, тот и будет командиром нашего экипажа.

- Спасибо за урок.

- Молодцы!

Звучит песня: “Зажигай звёзды в небе ясном…”