Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний.
Цель урока: Закрепить умение детей составлять выражения по рисункам.
Задачи урока:
- Закрепить умение составлять выражения, навыки счёта в пределах семи, взаимосвязь между частью и целым, суммой и разностью.
- Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказать, аргументировать своё мнение; развивать многообразие психических процессов: мышление, память, внимание, восприятие, воображение, речь; самоконтроль; формировать креативность мышления.
- Создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребёнка; формировать качества взаимовыручки, ответственности, любознательности; развивать познавательную активность учащихся; воспитывать усидчивость, уверенность в своих возможностях.
Оборудование:
- Учебник: Петерсон Л.Г. Математика. 1класс. Москва. Баласс.2005.
- Плакат “Звёздное небо”.
- Геометрические фигуры.
- Карточки для устного счёта.
Ход урока
I. Организационный момент.
- На уроках окружающего мира мы говорили о звёздах.
- Что такое звезда?
- А вы, хотите полететь к звёздам?
- Готовы ли вы отправиться в космическое путешествие?
- Какого человека можно назвать звездой?
(Свободные высказывания детей)
Мы тоже будем стараться, будем умными, внимательными, талантливыми, будем зажигать свои звёзды.
Игра “Ай да я!”:
Сидя за партами, дети, хлопая в ладоши, по порядку ведут счёт, начиная с “1”, но пропуская каждое число “7”, а далее все числа, которые оканчиваются на “7” (17, 27 и т.д.), вместо них говорят: “Ай да я!”. Кто ошибётся – выбывает.
- На чём отправляются в космическое путешествие?
- Выбираем математический космический корабль.
- Выбери нужную фигуру из четырёх пронумерованных. Докажи [рисунок 1].
- Расскажите как нужно рассуждать, чтобы сделать правильный выбор.
Рисунок 1.
- Корабль готов?
- Экипаж готов?
II. Актуализация знаний.
Индивидуальная работа.
- Подготовьте пульты управления.
- Разложите карточки с числами в порядке возрастания от 0 до 7, положите карточки со знаками + / - !
- Как называются числа при вычитании; при сложении (отвечают хором)?
- 7 – это 5 да сколько? (дети показывают ответы карточкой)
- 7 – это 6 и сколько? (дети показывают ответы карточкой)
- Я задумала число, вычла из него 6 и получила 1. Какое число я задумала? (дети показывают ответы карточкой)
- Уменьшаемое 4, вычитаемое 1.Найдите разность (дети показывают ответы карточкой)
- С каким числом надо сложить число 1 чтобы получилось 5? (дети показывают ответы карточкой)
- На сколько 5 больше 4? (дети показывают ответы карточкой)
- Первое слагаемое 2 второе 4, чему равна сумма? (дети показывают ответы карточкой)
Фронтальная работа.
- Найдите закономерность и поставьте вместо знака вопроса число:
2 4 1 1 3 3 1 5 ?
- Докажи. Расскажите, как нужно рассуждать, чтобы сделать правильный выбор.
(Сумма чисел, в каждой строке, равна 7. Поэтому вместо знака вопроса, надо поставить число 1)
- Установите закономерность и вставьте пропущенное число [рисунок 2].
- Докажи свой выбор.
Рисунок 2.
- Оцените свою работу:
Если я доволен своей работой, я поднимаю карточку с восклицательным знаком.
Если я доволен, но можно сделать лучше я поднимаю карточку со знаком плюс.
Если я не доволен, то я поднимаю карточку со знаком минус.
(Учитель спрашивает у некоторых учащихся, почему они подняли карточку именно с этим знаком. Дети объясняют, что вызвало затруднения, в чём ошибались, над чем нужно поработать ещё.)
III. Физкультминутка на внимание.
- Если я говорю: “Уважаемые космонавты”, то вы выполняете движения. А если я не говорю этого обращения, то выполнять движения не надо. Я тоже буду делать движения, чтобы вас запутать. Вы же будьте внимательны.
Итак, “Уважаемые космонавты”, руки вперёд! Руки вниз! …Кто опустил руки, ведь я не сказала “Уважаемые космонавты” и т.д.
IV. Постановка цели урока.
- Чем занимаются космонавты в полёте?
- Мы тоже будем заниматься научной работой, а результаты записывать в бортовой журнал, который является нашей книгой. Откройте учебник на странице 10.
- Определите тему урока (“Выражения”).
- Чем будем заниматься? Какова цель нашей работы?
- Будем учиться составлять числовые выражения, упражняться в счёте.
- Прочитайте задание № 1, стр.10.
Рисунок 3.
- Рассмотрите рисунок [рисунок 3].
- Что видите?
- На какие части можно разбить все чашки на рисунке (большие и маленькие, жёлтые и зелёные)?
- Наш космический компьютер зашифровал эти рисунки. Как вы думаете, что означают в этих записях маленькие кружки и большие кружки? (Это чашки если посмотреть на них сверху)
- На какие части разбиты все чашки в задании а) (большие и маленькие).
- Что здесь надо найти, целое или часть? (Целое, так как линией обведены все чашки)
- Какую задачу решали в этом задании? (4 маленьких чашки и 3 больших чашки)
- На какие части разбиты чашки в задании б)?
- Что здесь надо найти?
- Какую задачу решаем?
- Что надо найти в задании в) – целое или часть? Как догадались? (Часть, так как линией обведены только жёлтые кружки.
- Какую задачу решали: было 7 чашек, 5 разбили, сколько осталось?
- Задания г), д), е), аналогично.
Составим выражения.
а) 4+3 – число всех чашек
б) 2+3 – число всех чашек
в) 7-5 – число жёлтых чашек
г) 7-2 – число зелёных чашек
д) 7-4 – число больших чашек
е) 7-3 – число малых чашек
- Оцените свою работу:
Если я всё понял, то поднимаю карточку с восклицательным знаком.
Если я понял, но трудно, нужно разбираться, то поднимаю карточку со знаком плюс.
Если не понял, то поднимаю карточку со знаком минус.
V. Физкультминутка.
Раз подняться, потянуться,
Два согнуться, разогнуться,
Три в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за парту тихо сесть,
Семь, восемь лень отбросим.
VI. Повторение изученного.
Фронтальная работа у доски.
№3, стр. 10 [рисунок 4].
а) Составь выражения. Что ты замечаешь?
Даны фигуры. По какому признаку разбили? (На первом рисунке по форме, на втором и третьем по цвету.)
б) Подбери подходящие фигуры.
- Если варианты, докажи.
Рисунок 4.
- Придумай свои варианты, докажи правильность выбранных вариантов.
- Оцените свою работу:
Если я всё понял, то поднимаю карточку с восклицательным знаком.
Если я понял, но трудно, нужно разбираться, то поднимаю карточку со знаком плюс.
Если не понял, то поднимаю карточку со знаком минус.
Работа в парах.
- В полёте работает дружный экипаж. Вы дружные? Помогаете друг другу? Что значит ум хорошо, а два лучше? (Свободные высказывания детей).
№5, № 6, стр.11.
- Будем работать в парах? Покажите знак: “Пара готова” (дети берутся за руки и поднимают их вверх).
- Как будем делать задание?
- Нужно решить выражения, проверить ответы с помощью числового отрезка, и друг у друга. Оценить свою работу и работу товарища.
Рисунок 5.
- Оцените свою работу:
Если я всё понял, то ставлю – “восклицательный знак”.
Если я понял, но трудно, нужно разбираться, то ставлю знак – “плюс”.
Если не понял, то ставлю знак – “минус”.
(В учебнике дети ставят с.о. – “самооценка”, о.т. – “оценка товарища”. Во время проверки, учитель обводит в кружок оценку ученика, если задание оценено и проверено правильно. Если в проверенном учеником задании имеются пропущенные ошибки или поставленная оценка необъективна, учитель ставит свою оценку).
- Молодцы! Хорошо поработали в парах. Какую пословицу или изречение, вы выбрали бы для оценки своей работы:
- Терпение даёт умение!
- Не будь тороплив, а будь терпелив!
- Нерадивый дважды дело делает!
- Это успех.
- Перо пишет, а ум водит!
- Захотел – сделал.
VII. Итог урока.
- Какие задания, выполненные на уроке, показались вам наиболее интересными?
- Какие из них были выполнены быстро и не вызвали затруднений при выполнении?
- Что оказалось для вас наиболее сложным?
- Наше космическое путешествие продолжиться завтра. Мы с вами ещё не выбрали капитана. На ваши парты упали по две звезды. Есть такая примета: если в ночном небе увидишь падающую звезду, то нужно загадать желание, и оно обязательно сбудется. Я желаю вам, чтобы мои звёзды помогали исполнению ваших желаний.
- А сейчас вам предстоит одну звезду выбрать себе.
- Если я был внимателен, старался, всё понял – то выбирай розовую звезду, а если мне ещё нужно поработать лучше, я выбираю жёлтую звезду. А вторую звезду подарите тому из класса, кто был самым внимательным, активным, старательным и умным. У кого будет больше всего звёзд, тот и будет командиром нашего экипажа.
- Спасибо за урок.
- Молодцы!
Звучит песня: “Зажигай звёзды в небе ясном…”