Цели:
- Закрепить все раннее изученные буквы.
- Продолжить работу по определению звуков в словах.
- Развивать навык чтения.
- Развивать активный словарь учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе и воспитывать любовь к родному краю.
Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным …
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным!
- Ребята, сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения нашего северного поэта Василия Ледкова о крае, в котором мы живём, а вы, прослушав его, должны представить цвет, который больше всего подходит к этому стихотворению.
Как белая оленья шкура,
Который век, который год
Лежит и стынет тундра хмуро
У ледяных своих ворот.
Лежит огромной шкурой белой,
И движется по ней зима,
И солнце зимнее присело
На край пологого холма
И, как пастух – всё стадо разом,
Обводит тундра зорким глазом.
- Ребята, возьмите полоску того цвета, который вы представили и прикрепите на доску.
- И совсем, наверное, не удивительно, что преобладает белый цвет, цвет холода. Вот сегодня мы постараемся разобраться в том, на самом ли деле так безжизненен и бесцветен край, в котором мы живём, и которому в этом году исполнилось 70 лет с того момента, как он образовался. Для этого мы отправимся в путешествие по нашему краю и стране слов и из множества слов мы будем выбирать слова, обозначающие предметы, которые живут или растут в нашем северном крае. А нашим проводником и помощником будет снежинка.
- О нашем крае написано очень много интересных рассказов, стихов, из которых можно узнать о животных, растениях, населении нашего края. Но чтобы их прочитать, что нужно знать? (Буквы).
- Как раз сегодня во время путешествия по нашему краю мы должны повторить все изученные буквы. А также продолжим работу по определению звуков в словах, будем упражняться в слиянии звуков в слоги, слогов в слова, т. е. будем продолжать учиться читать.
- Итак, чем же буква отличается от звука?
- На какие две большие группы делятся все звуки? (Гласные и согласные).
- Какой согласный звук может обозначать одна и та же буква? (Согласный твёрдый и согласный мягкий).
- Как отличить согласный твёрдый от согласного мягкого?
- Назовите твёрдые согласные.
- Назовите мягкие согласные.
- А путешествовать лучше всего по северному лесу, тундре, куда нас и приглашает Р. П. Ругин и Д. Чапарова.
Пойдём со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч и ещё немножко!
1. А вот и первое чудо – задание.
- Нужно предметы, изображённые на картинках, опустить в нужное дупло. Но не все предметы, а только те названия, которых написаны. Определить в дупло какого дерева нужно опустить тот или иной предмет вы должны по первому звуку его названия.
Слова
Сова
Куропатка
Сорока
Проверка.
Дети называют предмет, изображённый на картинке, выделяют первый звук, определяют он гласный или согласный, твёрдый или мягкий.
- Каким одним словом можно назвать все предметы, изображённые на картинках?(Птицы).
- Двух птиц мы назвали и показали. А знаете ли вы остальных птиц?
- Соедините стрелками слова с картинками.
- А каких птиц мы возьмём собой? У кого это задание вызывает затруднения, могут воспользоваться помощью карточек со словами чёрного цвета.
- Да, ребята эти птицы живут всегда у нас. И даже в суровую, т. е. очень холодную зиму, когда мало корма, они остаются у нас и не улетают туда. Где сытно и тепло. Эти птицы остаются в наших лесах, в тундре, потому, что они умеют находить себе корм даже там, где кажется, что его и нет. И очень редко их можно увидеть в городе. Но бывают такие лютые и снежные зимы, когда даже и эти птицы не могут найти себе корм и тогда они летят за помощью к своему другу – человеку. Я думаю, что вы в такую трудную пору для птиц поможете им и накормите хлебными крошками, семечками, почками, пшеном.
- Но кроме птиц в мире существует много других животных. Много разных животных обитает и в нашем северном лесу, тундре. Некоторым мы узнаем выполняя следующее задание.
- Откройте учебнике на с. 95, Сейчас мы прочитаем рассказ, а вы затем должны ответить на вопрос: “О каких животных говорится в этом рассказе?”
- Найдите слова, обозначающие этих животных, на карточках со словами красного цвета и скажите возьмём ли мы этих животных с собой? (нет).
- Да, этих животных мы никогда не встретим в наших лесах, они привыкли жить в тёплых, южных странах. А возьмём мы тех животных, название которых вы найдёте в предложенных наборах букв. Но сначала
- В первом ряду назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные, глухие согласные, гласные.
- В третьем ряду назвать буквы, которые указывают: на твёрдость согласного звука; на мягкость согласного звука;
- Во втором ряду назвать буквы, которые обозначают парные согласные звуки.
- Ну, а теперь среди букв найдите названия животных, которых мы возьмём с собой.
ИСЗУНЛВОЛКСЫАБТПЕ
УПМЗБАУЛКЫОЛОСИ
ЫТБЕЛКАТУЫКЛСНИ
- И мне хочется взять с собой слово, которое обозначает вот какое животное:
Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,
Хвост пушистый и большой.
(Лиса).
- Но слова этого нет, поэтому прежде чем составить слово, давайте сделаем слого-звуковой анализ слова ЛИСА, а затем его составим.
- Прочитайте ещё раз слова, которые мы взяли с собой. (Лиса, волк, лоси, белка).
- Выделите из этой группы слов лишнее слово по любому признаку.
2. Ребята, а сейчас представьте, что мы с вами оказались на опушке, т. е. на краю леса. Тихо, свежо, а с неба падают чудесные творения природы – снежинки, среди которых никогда не найдёшь даже двух одинаковых. Давайте отдохнём на лесной опушке.
Кружатся снежинки в воздухе морозном,
(кружатся на носочках)
Падают на землю кружевные звёзды.
(медленно приседают, руками показывают падание снежинок)
Вот одна упала на мою ладошку.
(встают, ловят воображаемую снежинку на ладонь)
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко.
(бережно прикрывают “Снежинку” на ладони другой ладошкой)
- Ой, что это? (звучат звуки метели)
- Началась метель, пурга и снежинки стали быстро разлетаться. Поймайте каждый свою снежинку. (играет музыка, дети ловят огоньки).
3. Но даже самый северный Лес нельзя себе представить без деревьев. Сейчас я прочитаю сказку, которая называется “Оранжевая сказка”, а вы должны ответить на два вопроса:
- В какое время года мы попали в лес?
- О каких деревьях говорится в этой сказке?
Сказка.
Девочка пошла в лес за красными листьями. Навстречу ей попалась берёза – вся жёлтая, с листьями, похожими на золотые монетки. Встретилась ей и осина. Она стояла оранжевая снизу до верху, до самой макушки. Потом девочка увидела старый дуб. Он был ещё совсем зелёный, только с коричневыми желудями. А ещё в лесу рос клён с оранжевыми листьями. Но девочки нужны были красные листья. И тут она увидела дерево, которое раскинуло во все стороны свои ветки.
- Здравствуй рябина!
Здравствую! –прошептала рябина и несколько красных листьев медленно слетели на землю. Это мне? – спросила девочка.
Тебе … прошептала рябина и снова в воздухе закружились как огромные бабочки и упали красные листья.
Спасибо. – сказала девочка.
Принесла домой девочка листья, разгладила каждый лист и все их поставила в вазу.
Когда пришла зима, всюду лежал белый снег, а на окошке у девочки, казалось, сияет красное летнее солнышко.
- В какое время года мы попали в лес?
- Почему?
- О каких деревьях говорится в этой сказке?
- Найдите название этих деревьях на карточках со словами зелёного цвета и поместите на под нужной иллюстрацией.
- А какие слова мы возьмём с собой? (Берёза, осина, рябина).
- Да, именно эти де6ревья названия, которых мы взяли с собой можно встретить в северном лесу или тундре.
4. А вот этим деревьям сейчас можно дать любое название, потому, что на них нет листьев.
- Как я назвала это дерево? (рябина)
- Как я назвала это дерево? (онаси – осина)
- А вот какие листочки должны быть на осине и рябине мы узнаем если выполним следующее чудо – задание.
5. – Давайте на миг превратимся в маленькие веточки.
А что делает ветер даже самый слабый, меленький. (дует).
- Подойдите к листьям. Встаньте прямо. Опустите руки. Дуйте на листочки, долго, плавно, не раздувая щёки.
6. – Ветерочки хоть и слабенькие, но дули очень старательно и листочки разлетелись и оказались у вас на столах.
- Возьмите каждый свой листочек и прочитайте на нём написанное слово.
- Подумайте, к какому животному подходит ваше слово и прикрепите на дерево под которым сидит это животное.
- Сейчас мы сразу можем видеть правильно ли выполнили задание т. к. на одном дереве не может быть разных листочков.
- Запомните, что на рябине листочки вот такой формы, а на осине вот такой формы.
- Прочитайте, какие словосочетания получились.
Белка запасает, белка прыгает, белка прячет, белка собирает. Белка взобралась. Лиса крадётся, лиса выслеживает, лиса затаилась, лиса догоняет.
- Ребята, которые посчитали, что их слово не подходит ни к какому из этих животных, прочитайте свои слова. И скажите а к какому животному подходят ваши слова.
7. – А теперь давайте ещё раз прочитаем те слова, которые мы сегодня брали с собой во время путешествия.
8. – Заканчивается наше путешествие и осталось только одно чудо – задание.
- какое же?
- Закройте глазки.
- Что произошло? Слова заменены картинками.
- Посмотрите внимательно на эти иллюстрации.
- А сейчас возьмите полоску того цвета, который вам запомнился больше всего и прикрепите на доску.
9. Если мы сравним узор, который получился в начале урока, с узором, который получился сейчас, то можно сделать вывод, что наш край не такой безжизненный и бесцветный, как это кажется многим людям, которые здесь не живут. В нём обитают различные животные, растут разнообразные красивые растения. Но животным и растениям приходится очень тяжело, т. к. они постоянно борются с голодом. Холодом, нехваткой солнечного света и тепла. Поэтому все взрослые и дети должны бережно относиться к природе нашего края. А как бережно относиться к природе мы будем узнавать постепенно на всех уроках. И закончим мы наш урок красивым стихотворением Прокопия Салтыкова о нашем крае
Озёра, озёра, озёра без края –
Ковши голубые, вода голубая.
Да заросли редкие ивняка
Кудрявятся всполохом ветерка…
Пусть беден ты, Север.
Травой и листвой,
Пусть взял ты в подруги
Метели и вьюги земли снеговой. –
И всё же, и всё же
Ты самый любимый
Товарищ суровый.
Отец мой любимый.