Цели:
- формировать понятие о круговороте воды в природе, о превращении воды (переход из одного состояния в другое);
- развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность;
- расширять словарный запас учащихся;
- формировать знания об экологической целостности природы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
Слайд№1. (Приложение 1) Загадка: В морях и реках обитает, Но часто по небу летает. А как наскучит ей летать, На землю падает опять. (Вода) Сегодня на уроке мы продолжим говорить о воде. Что такое вода? О каких свойствах воды вы знаете? Слайд№2. Как доказать, что вода прозрачна? Как доказать, что вода растворитель? Как можно очистить загрязнённую воду? Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем, в каком виде нам встречается вода в природе. Слайд№3. (Загадки: туман, иней, роса, снег, лёд, дождь, град) Что такое роса? (доклад учащегося). Что такое иней? (доклад учащегося). Что такое туман? (доклад учащегося). Как можно назвать все эти изображения одним словом? (осадки) На какие три группы можно разделить все эти картинки? (по трем состояниям) Вы уже знаете, что вода в природе находится в трёх состояниях. Каких? Слайд№4. Какие осадки мы отнесём к жидкому состоянию воды? К твёрдому? К газообразному?
III. Постановка цели урока.
Сегодня на уроке мы проследим, как вода превращается (переходит) из одного состояния в другое, а также попробуем проследить, как это происходит в природе.
IV. Наблюдения за состояниями воды.
От чего зависит состояние воды? (От температуры) Где мы чаще всего встречаем пар? (чайник) Воду? Лёд? Слайд№5. Может ли вода из пара превратиться в воду? Что для этого нужно сделать? Может ли вода из воды превратиться в лёд? Из льда в воду? Из воды в пар? Предлагаю вам отгадать кроссворд и вспомнить, как называются процессы превращения воды. Слайд№6. 1. Как называется процесс превращения воды в лёд? (замерзание) 2. Как называется процесс превращения льда в воду? (таяние) 3. Как называется процесс превращения воды в пар? (испарение) 4. Как называется процесс превращения пара в воду? (конденсация) 5. Как называется процесс бурления и испарения жидкости от сильного нагрева? (кипение) Все эти превращения воды происходят и в природе. Давайте посмотрим, как же это происходит. Слайд№7.
Рассказ учителя: Жила – была Капелька на цветке, а может быть и в море, а может в океане, а может быть и в луже, ведь надо где-то жить. Жила и мечтала увидеть мир. Пригрело как-то яркое солнышко. Что произошло с нашей Капелькой? (Ответы детей.) Да, солнечные лучи нагревают поверхность нашей планеты и испаряют при этом огромное количество влаги. Водяные пары поднимаются в воздух с поверхности морей, океанов, озёр, рек, из почвы. Воду испаряют все растения. Эти пары выдыхают животные. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой в сильный мороз. Вот и наша Капелька (показ на схеме) устремилась вверх. Летит она вверх, рассматривает красоты земли, а ветер несёт её всё дальше и дальше, и на пути встречается много капель – сестричек. Вскоре их было целое облако. А сестрички-капли всё прибывают и прибывают. Тесно им стало, потемнело облако, превратилось в тучку. В виде каких осадков выпадает накопившаяся влага? (Дождь, снег, град.) И полетела наша Капелька вниз. Летит и думает, куда же она попадёт, где ещё побывает и что нового увидит. Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озёра или сразу в море. Прилетела наша Капелька на землю и снова встретилась с капельками-сестричками. Снова стали они весело жить и играть. Капельке так понравилось путешествовать, что она стала ждать подходящий момент, чтобы вновь отправиться в путь.
Можно ли сказать, что вода вращается по кругу? Этот процесс называется круговорот воды в природе. Слайд№9. Он происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков. Благодаря круговороту воды в природе, вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
V. Круговорот воды в природе – опыт.
Сейчас я покажу вам опыт, и вы увидите круговорот воды в природе своими глазами. Я буду нагревать воду, над которой закреплён холодный предмет. Вскоре нижняя часть предмета станет влажной, мы увидим на ней капли, которые начнут падать вниз. Как же объяснить то, что мы наблюдаем? (Мнения детей.) Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают. Получается круговорот воды.
VI. Работа с учебником. Чтение статьи на стр. 25. Какие же процессы происходят? На стр. 26 в задании №2 изобразить условными знаками круговорот воды в природе.
VII. Работа в парах. Слайд№10. Собрать пословицы и объяснить их значение.
Подведение итогов.
Итак, с какими чудесами природы мы сегодня познакомились? В каких трёх состояниях находится вода в природе? Вода удивительное вещество. Она даже может, например, из пара сразу превратиться в лёд, при этом, не превращаясь в воду. И тогда утром на деревьях мы увидим иней. Как происходит круговорот воды в природе? Слайд№11. Что является главной движущей силой круговорота воды? (солнце). Что за явление природы ему помогает? (ветер)
VIII. Оценивание.
IX. Домашнее задание. На стр. 28 в задании №5 подвести итоги, что вы узнали о воде.