Цель: знакомство с творчеством писателей пушкинской поры, формирование представления о литературной сказке, воспитание доброты, дружбы, коллективизма.
Оборудование: портреты писателей, рисунки И.Я. Билибина к сказкам А.С. Пушкина, запись песни “Лукоморье”, рисунки детей “Моя любимая сказка”.
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Сообщение темы и цели урока.Звучит запись песни “Лукоморье” (2 куплета)
Пушки с берега здесь стреляют,
И доносится смех и пенье,
Двести лет день и ночь справляет
Кот ученый день рожденья.
И какая была бы скука,
И какое бы было горе,
Если б не было море лука
Луко - луко - лукоморья.
Здесь дуб стоит ученый,
И бродит кот зелёный.
Когда упадёт он в краску,
Вы все попадёте в сказку.
3.Учитель: Мы с вами вступили во владение волшебницы-сказки. Приоткроем волшебную дверь и войдем в необыкновенный сказочный мир (открывается доска).
Вы хотите знать сколько сказок на свете, попробуйте сосчитать звезды на небе, деревья в лесу, капли в море... Вот сколько сказок на свете!
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по “звездам”. Эти звезды составляют “Блистательное созвездие”, название которому – сказки пушкинской поры. Это литературное созвездие не изучают астрономы. Мы вспомним хорошо знакомые нам имена – авторов наших звезд. И самая яркая звезда – это сказки А.С. Пушкина. Пушкин не писал сказок специально для детей, но случилось так, что уже более 200 лет сказки Пушкина – любимое чтение детей и врослых. Когда вы были маленькими, вам читали сказки взрослые, сейчас вы читаете их самостоятельно, а пройдут годы – вы прочтете эти сказки своим детям и откроете для себя что-то совсем новое, незнакомое. И так бесконечно. Начинаем наше путешествие. Рассмотрим рисунок на доске: наверху нашего созвездия – Пушкин, поблизости еще четыре – это писатели и современники Пушкина.
4. Дети читают отрывок из “Сказки о царе Салтане”.
“Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
“Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир”.
“Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна”.
“Кабы я была царица,-
Третья молвила сестрица,-
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря.
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Во всё время разговора
Он стоял позадь забора;
Речь последней по всему
Полюбилася ему.
“Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, - будь царица.
Вы ж, голубушки- сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха,
А другая - повариха”.
- Дети, из какой сказки прозвучал отрывок? Вспомните полное название сказки.
(“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”)
- О каких чудесах говорится в сказке?
(Белочка, 33 богатыря, царевна Лебедь)
5. Ученица. Сказки в детстве маленькому Саше рассказывали бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Став взрослым, Пушкин записал со слов няни вот такую историю: “Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. Ах, говорят, тут был кто-то – али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный, коли женщина, будь нам мать или сестра…”
- В какой сказке использован этот сюжет?
(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)
- Какие волшебные предметы были в сказке?
(Зеркальце, яблоко)
6. Учитель. В начале нашего столетия появились книги, иллюстрациии к которым делал замечательный русский художник Иван Яковлевич Билибин. Художник с особым увлечением делал рисунки к произведениям А.С. Пушкина. Нелегкая это была работа. Пришлось прежде немало потрудиться. Он ходил по музеям и библиотекам, зарисовывал старинную одежду, утварь, читал древние книги, в которых все заглавные буквы были похожи на необыкновенных зверюшек и фантастических птиц. Работа над рисунками и сказками была настоящим праздником для Билибина. Вот где можно дать волю фантазии! Не спеша, ведет нас Билибин по сказочным владениям и словно говорит: “Не торопитесь, вглядитесь получше в картины родной природы, которые так приветливо встречают вас на страницах сказок. Посмотрите повнимательней на рисунок. Он напоминает деревянную резьбу на крестянских домах. А тот узор в старину был выткан на одежде ваших далеких предков”.
(Дети рассматривают иллюстрации и определяют к какой сказки они.)
“Сказка о золотом петушке”
1.
Вот мудрец перед Дадоном стал
И вынул из мешка золотого петушка.
2.
- Царь, ты наш ! Отец народа! –
Возглашает воевода,-
-Государь, проснись! Беда!
3.
Шамаханская царица, вся, сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
4.
Царь хватил его жезлом по лбу:
Тот упал ничком , да и дух вон
7. Кукольная инсценировка отрывка из “Сказки о рыбаке и рыбке”
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, -
Пришел невод с одною тиной
Он в другой раз закинул невод,-
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою!
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
- Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, что бы рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
-Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо,
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо: -Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку не простую,
По - нашему говорила рыбка,
Домой в синее море просилась, Дорогою ценой откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю
Не посмел я взять с нее выкуп,
Так пустил её в синее море.
Старика старуха забранила;
-Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с неё корыто,
Наше - то совсем раскололось.
- Из какой сказки этот отрывок? Сколько раз волновалось море? (Ответы детей)
8. Физкультминутка.
9. Наше путешествие продолжается. И следующая остановка –Василий Андреевич Жуковский. Дети читают отрывок.
1.
Вот царём Матвеем пир,
Знатный дан на целый мир;
И на пир веселый тот
Царь одиннадцать зовёт
Чародеек молодых,
Было ж всех двенадцать их.
2.
Но двенадцатой одной,
Хромоногой, старой, злой,
Царь на праздник не позвал.
Отчего ж так оплошал
Наш разумный царь Матвей?
Было то обидно ей:
3.
Так, но есть причина тут
У царя двенадцать блюд
Драгоценных, золотых
Было в царских кладовых:
Приготовили обед;
А двенадцатого нет
( Кем украдено оно,
Знать об этом не дано)
4.
"Что тут делать?- царь сказал,-
Так и быть! И не послал
Он на пир старухи звать.
Собралися пировать;
Гости, званные царем:
Пили, ели, а потом,
Хлебосольного царя за приём благодаря,
Стали дочь его дарить:
5.
“Будешь в золоте ходить;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя,
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных
6.
Словом, десять молодых
Чародеек, одарив
Так дитя на перерыв,
Удалились: в свой черед
И последняя идёт;
Но еще одна сказать
Не успела слово-глядь!
А не званная стоит
Над царевной и ворчит...
- Что это за сказка?
- Сколько лет спала царевна?
- Кто ее разбудил? (Ответы детей)
Ученик: Василий Андреевич Жуковский был известным автором баллад и стихотворений, активным членом литературных обществ и журналов. Одно время Жуковский служил при дворе,был чтецом императрицы Марии Федоровны, а потом классным наставником царских детей,будущего императора Александра 2. С Пушкиным его связывали очень дружеские отношения. Летом 1831 года они оба жили в Царском Селе, часто собирались вместе. У них было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. Пушкин написал “Сказку о царе Салтане”, а Жуковский переводил с немецкого сказку братьем Гримм “Царевна – шиповничек” и создал свой вариант: очень русский, с елементами юмора.
- А какие еще сказки Жуковского вы знаете ?
(“Кот в сапогах”, “Сказка о Иване-царевиче и сером волке”, “Война мышей и лягушек”)
10.Учитель: Близким другом А.С. Пушкина был Алексей Алексеевич Перовский, который подписывался под своими книгами- Антоний Погорельский.
- Почему такой псевдоним взял себе писатель?
Инценирование отрывка из сказки
Король: Мне давно было известно, что ты добрый мальчик; но третьего дня ты оказал великую услугу моему народу и за это заслуживаешь награду. Мой главный министр донёс мне, что ты спас его от неизбежной и жестокой смерти!
Алеша: Когда?
Король: Третьего дня на дворе! Вот тот, который обязан тебе жизнью.
Алеша: Господин Король! Я не могу принять на свой счет того, чего никогда не делал. Третьего дня я имел счастье избавить от смерти не министра вашего, а черную нашу курицу, которую не любила кухарка за то, что не снесла она ни одного яйца.
Король: Что ты говоришь? Мой министр не курица, а заслуженный чиновник. Скажи мне,что ты желаешь? Если я в силах, то непременно исполню твоё требование.
Чернушка: Говори смело, Алеша!
Алёша: Я бы желал, чтобы, не учившись, я всегда знал свой урок, какой бы мне не задавали.
Король: Не думал я, что ты такой ленивец. Но делать нечего, я должен исполнить своё обещание.
Учитель: Как называется сказка? (“Чёрная курица или подземные жители”)
Как король исполнил своё обещание? Помогло оно Алёше? Принесло ему счастье?
Эту сказку Перовский написал для своего любимого племянника Алёши Толстого-будущего знаменитого русского писателя Алексея Константиновича Толстого.
Своего героя Перовский называет Алёшей. Это в некотором роде воспоминания о своём не очень счастливом детстве. Как-то раз его отец разгневался по пустякам и отправил сына в закрытый пансион. Там Алёше Перовскому было очень грустно, и он даже совершил побег, не совсем удачный, и до конца дней прихрамывал. Помните, в сказке есть такие строки: “Когда наставала суббота и все товарищи спешили домой к родным, тогда Алёша горько чувствовал своё одиночество. По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и тогда единственным утешением его было чтение книг.” И хотя события сказки происходят во время детства Алёши Перовского - обращается автор к своему племяннику, предостерегая его от многих неправильных поступков.
-Чем заканчивается сказка? (Ответы детей)
11. Учитель: Близким другом Пушкина и Жуковского был Владимир Фёдорович Одоевский -писатель, педагог, учёный, сотрудник и издатель многих журналов, в том числе и для детей, помощник директора Публичной библиотеки в Петербурге.
Выходят дети. Идёт сценка.
Миша: Позвольте узнать, с кем я имею честь говорить?
Колокольчик: Динь-динь-динь, я мальчик- колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и поэтому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь.
Миша: Я очень вам благодарен за ваше приглашение. Весело вы живёте. Век бы с вами остался. Целый день вы ничего не делаете, у вас не уроков, ни учителей, да ещё музыка целый день.
Колокольчик: Динь-динь-динь. Уж нашёл у нас веселье. Нет, Миша, плохое нам житьё. Правда, уроков у нас нет, да что же в том толку? Мы бы уроков не боялись. Вся наша беда в том, что у нас нет никакого дела; нет у нас ни книжек, ни картинок, нечем заняться целый день, играй да играй, а ведь это, Миша, очень очень скучно.
Учитель: - Где находиться этот замечательный городок? (“Городок в табакерке”)
А теперь давайте все вместе послушаем, как играют колокольчики. (Ученики слушают музыкальную шкатулку)
-Какую вы ещё знаете сказку Одоевского? (“Мороз Иванович”)
“ Мороз Иванович”- это своеобразное переложение русской народной сказки, а “Городок в табакерке” - городская сказка на современную тему для детей, можно сказать познавательная сказка.
12. Учитель: У нас осталась ещё одна звёздочка - Пётр Павлович Ершов. Ершов с Пушкиным был едва знаком. Приехал из далёкого Тобольска учиться в Петербургском университете, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Показал Пушкину. Не сохранились записи той беседы, но друзья говорили, что Пушкин, прочтя сказку, сказал: что ему, Пушкину, теперь уже можно не писать сказок - так ему понравилась та, что принёс ему Ершов. Дети читают отрывок из сказки:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына.
Старший умный был детина,
Средний сын был так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Братья сеяли пшеницу
Да возили в град-столицу:
Знать, столица та была
Недалече от села.
Там пшеницу продавали,
Деньги счётом принимали
И с набитою сумой
Возвращалися домой.
В долгом времени алъ вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать да гадать-
Как бы вора соглядатъ;
Наконец себе смекнули
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
О какой сказке идёт речь? (“Конёк- Горбунок”)
Какие задания выполнял Иван?(Ловил Жар-птицу, Царь-девицу, доставал кольцо, попутно освободил кита и 30 кораблей, купался в котлах)
А теперь вопросы и задания:
1).
Узнать героя по портрету.
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке, ни сказать.
Ни пером не описать!
(Иван после купания)
2).
Эта вовсе не красива:
И бледна-то. И тонка,
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка!
(Царь-девица)
3). Как Ершов описывает главного героя всех волшебных превращений Конька-горбунка?
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами.
- Какой же величины был Конёк- горбунок? (Вершок- 4,4 см., аршин- 71 см.)
13. К этому уроку ученики готовили рисунки “ Моя любимая сказка”. Давайте попробуем определить, к каким сказкам выполнены иллюстрации.
14. Итог урока.
Учитель: Любая сказка имеет свой конец. Завершается и наше путешествие. И закончим путешествие, как и начинали словами из сказки Пушкина:
“Сказка ложь да в ней намёк,
Добрым молодцам урок.”
Ведь сказки Пушкина - это первые наши книги. Лучшие. С них начинается и пусть продолжается наша любовь к творчеству.
Веками мечтали люди о справедливости и счастье. И всё, что так трудно было достичь в жизни,- самые смелые надежды и заветные мечты воплощали в полные народной мудрости и поэзии прекрасные сказки. Сказка живёт века, и будет жить ещё дольше.
- Что вы сегодня узнали о литературной сказке? (Ответы детей)