Здоровый ребенок развивается в деятельности. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Однако не вся деятельность развивает. Исследования последний лет и наблюдения за деятельностью педагогов убедительно доказывают, что “эффективность развития связана с освоением детьми позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное эмоционально-личностное развитие, оформляется новое психическое образование – ценностность, которая определяет самореализацию субъекта в той или иной деятельности” (М.В.Крулехт). На практике во многих образовательных учреждениях уделяется недостаточное внимание созданию условий для освоения детьми позицией субъекта разнообразных видов детской деятельности. Модель субъект-субъектного взаимодействия педагогов с детьми остается только провозглашенной: воспитатели слабо используют весь арсенал педагогических приемов для постановки ребенка в позицию субъекта детской деятельности, исходя из его индивидуальных особенностей, потенциальных возможностей, уровня развития. Презентация достижений воспитанников, как мощный инструмент мотивации дошкольников к проявлению самостоятельности, используется крайне однообразно.
Поэтому главная цель педагогов – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.
Одним из средств развития субъектной позиции ребенка в деятельности становятся “занятия по интересам” - досуговая деятельность. Она предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Изучение режимов двигательной активности во многих дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что недостаточно эффективно используются средства досуговой деятельности в течение дня, а ведь это именно та деятельность, в “которой исключается “дидактический синдром”, заорганизованность, излишняя регламентация, при этом очень важны атмосфера доверия, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности” (М.Б.Зацепина).
Ребенка нужно учить правильно использовать свое свободное время, так как интересная, насыщенная положительными эмоциями деятельность позволяет восстановить физические и духовные силы, способствует установлению атмосферы эмоционального благополучия. Таким образом, досуговая деятельность ребенка должна стать постоянной заботой взрослых.
Виды досуговой деятельности многообразны.
Существует 2 вида отдыха: пассивный и активный (классификация М.Б.Зацепиной). При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, созерцанием природы, красивых вещей, непринужденной беседой.
Чаще в детском саду используется активный отдых, который включает в себя занятия физкультурой, работы на садовом участке, подвижные игры и другие виды.
Развлечения как один из видов досуговой деятельности имеют компенсационный характер, возмещая издержки будничности и однообразия обстановки. Развлечения обогащают впечатления детей, развивают творческую активность, поднимают настроение и жизненный тонус ребенка. К развлечениям относят концерты, посещение театров, организация театрализованной деятельности с детьми, прослушивание магнитофонных записей музыкальных сказок, организация интеллектуальных и спортивных соревнований, прогулок; игры, забавы, аттракционы. В дошкольных учреждениях развлечение является средством приобретения и закрепления знаний об окружающем мире, обогащение детской игровой деятельности.
Праздник – это день торжества, установленного в честь какого-либо выдающегося события страны; день особо отмечаемый обычаем; день радости и торжества по поводу чего-либо. Праздники близки детям, так как ребенок радуется, когда получает подарок на Новый год, а также просто потому, что танцует, поет, играет, шутит. В настоящее время мы отмечаем следующие праздники: сезонные, официальные (Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и другие), торжества, связанные с днем рождения детей, переходом ребенка в школу и т.д., праздники, связанные с обычаями и традициями по народному календарю.
К самообразовательной деятельности относится чтение литературы, экскурсии, коллекционирование, деловые игры, хобби, самостоятельное экспериментирование, познавательные беседы.
Творчество как досуговая деятельность осуществляется дома и в дошкольном учреждении и призвано развивать творческие задатки и способности дошкольников.
Организация кружковой работы в ДОУ – это и самообразование, и творчество, и отдых, и развлечение. Воспитатели создают условия для формирования и проявления творчества, умения видеть, мыслить и воплощать, а также для овладения разнообразными видами деятельности.
Применительно к содержанию кружковой работы все компоненты: знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционального отношения к миру являются важными и необходимыми.
В настоящее время ДОУ функционирует 5 кружков, направленных на реализацию приоритетных направлений:
- Социально-педагогическая направленность: кружок “Как хорошо уметь читать”,
- Культурологическая направленность: кружок “Я люблю английский”,
- Естественнонаучная направленность: кружок “Гроссмейстер”,
- Художественно-эстетическая направленность: кружок “Играем в сказку”,
Физкультурно-спортивная направленность: кружок “Стадион на столе”.
Планирование кружковой работы осуществляется с использованием общеобразовательных дополнительных парциальных программ, педагогических технологий и методических рекомендаций. Учебный план строиться таким образом, чтобы количество занятий в сумме по общеобразовательной основной комплексной, общеобразовательным основным парциальным программам и дополнительным программам не превышало допустимые нормы СанПиНа к минимальной учебной нагрузке.
Осуществляют работу с дошкольниками узкие специалисты: преподаватель развивающего обучения, преподаватель английского языка, инструктор по физическому воспитанию, воспитатель, тренер по шахматам, воспитатель эстетического развития, актриса драматического театра “Колесо”.
Занятия с детьми проходят в специально-организованных помещениях: кабинете развивающего обучения, музыкальном и физкультурном залах 1 раз в неделю каждый кружок.
При оценке сформированности ключевых компетентностей дошкольников инструментарием для оценки являются следующие умения: умение ребенка самостоятельно организовать свой досуг, заполнить свободное время, умение взаимодействовать в команде, не испытывать затруднений при объединении в мини-подгруппы.
Следует констатировать, что у детей старшего дошкольного возраста данное умение: организовать свой досуг, сформировано у 70% дошкольников.
Организация разнообразных по содержанию кружков направлена на формирование таких групп компетентностей как: формирование элементов технологической компетентности, элементов информационной компетентности и элементов социально-коммуникативной компетентности. Элементы технологической компетентности в большей степени формируются в кружках: “Гроссмейстер”, “Стадион на столе”. Элементы информационной компетентности проявляются в кружках: “Как хорошо уметь читать”, “Я люблю английский”. Элементы социально-коммуникативной компетентности формируются при организации кружков направленности.
Досуговая деятельность вызывает у детей чувство радости от собственных побед, объединяет всех общими переживаниями. Занятия разнообразными видами деятельности создают основу для полноценного содержательного общения со взрослыми. Вместе с тем общение детей в процессе деятельности и по поводу деятельности оказывает положительное влияние и на ее осуществление, делая ее более привлекательной для ребят.
В 2006-2007 учебном году в ДОУ был разработан педагогический проект: “Создание городского конкурса спортивной направленности - “Волшебная пешка” по организации личного-командного первенства по шахматам среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Тольятти”.
Проблемы:
- В городе имеется недостаточное количество соревнований для дошкольников спортивной направленности (“Веселые старты”, “Юный гимнаст”).
- В дошкольных учреждениях отсутствует система презентации достижений воспитанников.
- Для решения стратегических задач физкультурно-оздоровительного направления в дошкольных учреждениях традиционно отдается приоритет регламентированным формам деятельности с детьми, слабо используются средства досуговой деятельности в двигательном режиме дня.
- Кружковая работа в ДОУ с детьми однообразна. Часто отсутствует перспективное планирование работы тех или иных кружков.
Гипотеза: мы предполагаем, что целенаправленная организация досуговой деятельности по физическому воспитанию будет способствовать целостному развитию ребенка-дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей.
Цель проекта: Организация городской традиции проведения ежегодного личного-командного первенства по шахматам среди дошкольников “Волшебная пешка”. Популяризация шахмат. Привлечение детей к активным занятиям шахматами в детских садах.
Задачи:
- Расширение возможностей детей в дополнительном образовании в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями.
- Презентация достижений воспитанников. Выявление одаренных детей.
- Обучение педагогов владению здоровьесберегающими технологиями.
- Пропаганда среди дошкольных образовательных учреждений города комплекса программно-методических рекомендаций и педагогических технологий по организации специально-организованной досуговой деятельности по физическому воспитанию.
- Пополнение предметно-пространственной среды ДОУ для введения новых кружков спортивной направленности.
- Повышение уровня двигательной активности дошкольников (до 70% в течение пребывания ребенка в ДОУ) средствами досуговой деятельности по физическому воспитанию.
- Повышение уровня сформированности социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами досуговой деятельности.
Городские задачи, на решение которых может быть направлен данный проект:
- Модернизация воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании в пользу смещения приоритетов в сторону специально-организованной досуговой деятельности.
- Обновление содержания городских конкурсов с учетом многообразия используемых в ДОУ технологий развивающего обучения дошкольников.
План действий по достижению цели
1. Реализация задач обучения и развития воспитанников, формирования ключевых компетентностей в специально-организованной досуговой деятельности (кружок “Гроссмейстер”)
2. Совершенствование программно-методического обеспечения организации кружка “Гроссмейстер”. Создание технологии обучения дошкольников игре в шахматы.
3. Разработка Положения о городском конкурсе “Волшебная пешка” на базе МДОУ детского сада № 65 “Малышка”. Организация и проведение ежегодных турниров среди дошкольных образовательных учреждений.
4. Проведение практических семинаров для педагогов на базе МДОУ д/с № 65 по формированию элементов ключевых компетентностей у дошкольников средствами специально-организованной досуговой деятельности. Обобщение и распространение передового опыта.
Новизна Проекта
- Благодаря реализации данного Проекта впервые в городе появится шахматный турнир среди дошкольных образовательных учреждений, что позволит выявлять одаренных детей, а также будет способствовать организации системы презентации достижений воспитанников в каждом образовательном учреждении.
- Реализация Проекта обеспечить эффективное использование средств специально-организованной досуговой деятельности в формировании ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста.
Сроки осуществления Проекта
I этап: Заключение договора о сотрудничестве с МОУДОД СДЮСШОР № 4 “Шахматы”. Разработка Положения о городском личном-командном первенстве по шахматам среди дошкольников “Волшебная пешка”. Разработка символики шахматного первенства. Проведение Первого турнира /2007г./
II этап: Привлечение дошкольных образовательных учреждений к участию в Личном-командном первенстве по шахматам “Волшебная пешка” /2007-2008 гг./
III этап: Ежегодное проведение первенства по шахматам. Рост количества дошкольных образовательных учреждений, участвующих в конкурсе “Волшебная пешка”. Публикации в средствах массовой информации.
Описание долгосрочных перспектив реализации Проекта
К 2010 году планируется привлечь к участию в шахматном турнире “Волшебная пешка” более 20 дошкольных образовательных учреждений.
В мае 2007 года был проведен первый шахматный турнир среди воспитанников дошкольных учреждений “Волшебная пешка”. В соревновании участвовало 6 образовательных учреждений города. Судил турнир судья республиканской категории, заместитель директора по спорту шахматной школы № 4 А.Белов. Газета “Городские ведомости” (№ 59(672) от 26.05.2007) писала: “Начинать играть в шахматы с детского сада очень полезно и помогает подготовиться к школе: развивает логику, память, мышление, быстроту реакции, расширяет кругозор. Все взрослые отметили, что маленькие шахматисты заметно отличаются от сверстников. Они усидчивые, спокойные, умеют нестандартно мыслить, продумывать каждый шаг. Учатся не только выигрывать, но и проигрывать и потому становятся настойчивыми в достижении цели… Дошколята пожали друг другу руки, и белые сделали первый ход. Малыши думали и хмурили лобики… Первым из-за стола встал Витя (детский сад “Песенка”). Он сказал: “Я давно шахматами увлекаюсь. Я талантливый. Взял и поставил сопернику детский мат. Обязательно пойду в шахматную школу. Эта игра интересная, потому что думать надо”.