Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Разделы: География


 

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Цель:

Сформировать и обобщить знания о взаимосвязи окружающей среды и здоровья населения. Показать примеры освоения территорий с экстремальными условиями жизни

I .Организационный момент

II. Изучение нового материала

Изучение нового содержания включает два обобщающих блока:

  1. Взаимодействие среды и здоровья человека.
  2. Освоение территорий с экстремальными условиями.

1. Приступая к изучению первого блока внимание учащихся привлекается вопросом: «Что мы знаем о взаимосвязи природы и здоровья человека?»;

а) В результате беседы с учащимися вырисовывается следующая схема

Часть природы, с которой человечество взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности -

Природные условия Природные ресурсы
Свойства и особенности природы, оказывающие непосредственное влияние на расселение людей, их жизнь и здоровье, на размещение производства и др. формы человеческой деятельности Компоненты природы и их свойства, которые используются или могут использоваться в хозяйственной деятельности человека

Природные факторы, оказывающие влияние на здоровье человека

 

 

- Температура и влажность воздуха. Атмосферное давление
- Близость или удаленность от водоёмов, качество питьевой воды;
- Состояние ландшафтов и санитарное состояние почв, на которых выращиваются употребляемые в пищу овощи и фрукты

- Красота окружающих пейзажей

  1. морских побережий
  2. чистого воздуха
  3. исцеляющих грязей и минеральных вод

Благоприятные Неблагоприятные
оказывают благотворное воздействие на организм человека оказывают отрицательное воздействие на организм человека

б) Практическая работа «Изучение степени благоприятности природных условий для жизни людей». (см. приложение №1)

Данная практическая работа позволяет сделать вывод о том, что на территории России преобладают неблагоприятные условия для жизни и хозяйственной деятельности населения. Россия - самая холодная страна планеты (не считая Антарктиду).
Территория с благоприятными условиями для проживания людей занимают в России лишь 1/3 её площади.

в) Работа с учебником.

Анализ столбчатых диаграмм позволяет сравнить территорию России по наличию площадей с благоприятными условиями с
другими ведущими странами мира.

Площадь, благоприятных для жизни населения территорий по странам мира
(в млн. кв. км)

Вывод:

Сложные природные условия создают большие трудности при освоении территорий, требуют значительные материальные затраты на строительство и поддержание определенного уровня жизни.

г) Работа с картографическими материалом.

Сопоставление карты -схемы учебника (стр. 266, рис.108) «Природные условия жизни населения» и карты атласа «Плотность населения России». Выявление степени влияния природных условий на размещение населения по территории страны.
Результат работы - определение расселения людей в связи с природными условиями.
Максимальная плотность населения наблюдается в районах с благоприятными для жизни природными условиями:

  1. Северный Кавказ и Юго-запад Европейской части России (наиболее благоприятные условия);
  2. Центральные районы Восточно-Европейской равнины, Юг Западной Сибири, подножие гор Южной Сибири, крайнего Юга Средней Сибири и Дальнего Востока (благоприятные условия).

Минимальная плотность населения характерна для районов с экстремальными природными условиями (64% территорий России).

д) Работа на компьютере, (см. приложение №2)

2. Изучение материала второго блока.
«Освоение территорий с экстремальными условиями»

а) Беседа с учащимися (дискуссия)

«Внимание! Проблема.»
«Может ли человек полностью освободиться от влияния природной среды на его жизнь и деятельность»

б) Объяснение учителя - систематизация и обобщение знаний.

Учащиеся должны обосновать свою точку зрения.
В результате обсуждения данной проблемы учащиеся делают вывод о необходимости освоения новых территорий, несмотря на то, что жизнь человека там затруднена из-за наличия экстремальных природных условий (низких или очень высоких температур, сильных ветров, наличия животных или насекомых - переносчиков опасных для жизни заболеваний и т. п.).
Человек не может полностью освободиться от влияния природной среды, но он адаптируется, приспосабливается к тем условиям, в которых живёт и занимается хозяйственной деятельностью.

в) Работа на компьютере.

«Влияние природных условий на образ жизни населения разных регионов России» (см. приложение №3)

III Закрепление материала.

1) Работа в тетрадях. Построение схемы, отражающей результаты работы
учащихся на уроке.

 

Окружающая среда
Способы защиты от неблагоприятного воздействия среды
Медицинская география
Нозогеография
Рекреационная география
  • Климат и погода
  • Рельеф
  • Ландшафты и состав почв
  • Растительный и животный мир
  • Характер внутренних вод
  • Природные зоны
  • Природные ресурсы
  • Природные явления
  1. Жилища
  2. Одежда
  3. Продукты питания
  4. Электроэнергия
  5. Изменение среды (строительство инженернотехнич. сооружений, осушение болот, орошение земель и т. д.)
  6. Здравоохранение
  7. Развитие географ., знаний об окр. среде

Изучение природных особенностей территорий с целью выяснения их влияния на состояние здоровья населения

Изучение закономерно­стей распространения заболеваний, связанных с особенностями среды Наука о влиянии при­родных факторов на рекреационную деятельность, о территориальной организации отдыха

IV Домашнее задание § 46

Вопросы № 3, 4 в конце параграфа.

За дополнительными материалами обращайтесь к автору.