Изделие: Елочка из треугольников.
Цели урока:
- Расширение знаний и представлений о бумажной пластике; формирование новых приемов пластической трансформации листа.
- Развитие чувства формы, пространственного воображения, мышления.
- Совершенствование умений работы с бумагой.
Материалы, инструменты, оборудование:
У учителя: учебник; образец елочки; разборная елочка из трех треугольников; прямоугольный лист бумаги для демонстрации приема вырезания треугольников; линейка, карандаш, ножницы; на доске вывешен большой (примерно 50*10 или 60*80 см) лист темной бумаги, на который сверху наклеены полумесяц и звезды (из фольги или белой бумаги), а визу – белая узкая неровная полоска – “земля”.
У учащегося: учебник; прямоугольный лист писчей белой бумаги (желательно разных размеров и пропорций у отдельных учеников: от 0,25 до 1,0 альбомного листа); прямоугольник из тетрадной бумаги для упражнения (примерно 0,5 листа); линейка; карандаш; ножницы; клей; кисточка для клея с подставкой; бумажная макулатура.
Ход урока
1. Сообщение темы урока. Анализ конструкции образца.
Я демонстрирую классу образец елочки, показанный на с. 82, и предлагаю сделать такие же елочки. Сообщаю, что из отдельных елочек в конце урока будет составлена общая композиция (“Зимний лес”, “Сказочный лес” и пр.), для которой уже заготовлено полотно. Часто ученики пытаются взять для этого изделия зеленую бумагу, что в данном случае нежелательно. На этом занятии важно дать детям почувствовать красоту формы елочки, ее пластику, поэтому отвлекаться на цвет они не должны. Чтобы убедительно обосновать использование белой бумаги, учитель может специально заострить на этом внимание. Если задать детям вопрос, почему елочка сделана именно из белой бумаги, то они, как правило, отвечают, что это зимняя елочка, она вся засыпана снегом.
Приступая к анализу конструкции елочки, я еще раз демонстрирую образец и предлагаю ученикам догадаться, как она устроена. Можно немного помочь детям: развернуть в руках закрученную елочку, чтобы более отчетливо обозначились ее треугольники. После того, как дети выскажут свои соображения, я демонстрирую устройство изделия на разборном образце: он соединяет три согнутых треугольника в одну конструкцию. После этого становится понятным принцип ее создания. Ученики подводятся к выводу, что елочка состоит из трех одинаковых треугольников, которые являются симметричными; каждый треугольник согнут пополам, и половинки попарно склеены друг с другом. Затем на ребрах елочки делаются надрезы, что позволяет закрутить всю конструкцию вдоль центральной оси.
2. Анализ способа разметки треугольников. Упражнение.
Итак, необходимо заготовить 3 одинаковых симметричных треугольника. Я предлагаю детям познакомиться с одним очень экономным и красивым способом их разметки, который показан в учебнике. Открывают с 83 и рассматривают схему в верхней части страницы. Я обращаю внимание детей на то, что при таком расположении деталей одна и та же линия является одновременно стороной двух треугольников, а это позволяет экономить и материал, и время, затрачиваемое на разметку.
После этого сообщаю, что процедуру таких треугольников можно вообще упростить, и предлагаю детям самостоятельно прочитать подсказку, которая дана на этой странице учебника. Дети выполняют задачу практически: нужно определенным образом сложить прямоугольник тетрадной бумаги и вырезать из него сразу три треугольника; линию отреза с целью экономии времени можно нанести от руки.
После проверки этого упражнения я демонстрирую классу правильный прием, сопровождая его необходимыми пояснениями. Смысл приема заключается в том, что с его помощью можно вырезать три одинаковых симметричных треугольника из прямоугольного листа любого размера; при этом не требуется производить никаких построений и измерений, а кроме того, необходимо сделать лишь один разрез. Для этого лист сначала складывают пополам, затем еще раз пополам в том же направлении; на полученном прямоугольнике проводят линию от одного угла к другому и по этой линии разрезают. Прямоугольник распадается на треугольники; три из них – это детали елочки, они уже имеют линию сгиба посредине, а остальные два в данной работе не используются.
3. Разметка и вырезание деталей елочки.
Ученики выполняют разметку и вырезают детали из прямоугольников писчей бумаги. В данном случае линию разреза они проводят с помощью линейки.
4. Сборка изделия. Составление общей композиции.
Из полученных треугольников каждый сначала складывает елочку, устанавливая ее на солее в нужном положении. После такой проверки можно приступать к склеиванию деталей. Удобнее всего использовать такой прием: один из треугольников целиком намазывается клеем (с одной стороны); на него накладывают справа и слева вдоль линии сгиба два других треугольника, сложенных пополам; при этом важно хорошо совместить детали по сгибу. После этого остается соединить половинки второго и третьего треугольников между собой. Вся работа ведется с использованием бумажной макулатуры, детали хорошо приглаживаются.
Склеенную елочку, пока она не просохла, следует быстро надрезать по бокам. Я демонстрирую, как выполняются надрезы: с небольшим наклоном, через равные промежутки, не доходя 0,5-0,7 см до сгиба.
После того, как надрезы выполнены, елочку надо слегка закрутить. На с. 84 показано, что для этого ее аккуратно берут двумя руками за верх и низ и слегка закручивают; изделие от этого приобретает более живой и выразительный вид.
По мере завершения ученики приносят изделия мне и вместе со мной закрепляют их с помощью булавок на подготовленном полотне, чтобы получилась единая композиция.
5. Подведение итогов урока. Анализ и оценка работ.
Я предлагаю дать название общей композиции; можно объявить конкурс на лучшее название. Из того, что предложено, следует выбрать наиболее подходящее к получившемуся произведению. Название должно соответствовать общему настроению картины, усиливать впечатление от нее.
Завершая урок, я еще раз напоминаю, что необходимо готовить подарки к предстоящим праздникам.