Урок русского языка во 2-м классе (УМК "Гармония") по теме "Теперь я знаю и умею"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Продолжить обучение распознаванию орфограмм, подбору способов проверки, выбора способа действия.
  • Формировать орфографическую зоркость, развивать внимание; продолжить работу по обогащению словарного запаса.
  • Воспитывать бережное отношение к родному языку, взаимовыручку, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование урока:

  • Рабочая тетрадь.
  • Карточки с заданиями.
  • “Палитра”

Ход урока

I. Организационный момент.

Настрой на урок. Запись в тетради числа и вида работы.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!

Семнадцатое мая.

Классная работа.

Обращаю внимание на “Царицу” букв “И”.

Не забывайте во время письма о “секретиках”, элементах соединения букв.

Тема и цель урока. Сейчас мы с вами будем разгадывать загадки, а из первых букв отгадок составим слово – это и будет темой и целью нашего урока:

  • З - бывает беляк и русак (заяц)
  • А - самая крупная ягода (арбуз)
  • К - главная часть слова (корень)
  • Р - у неё есть исток (река)
  • Е - ленная ягода, похожа на малину, но не малина (ежевика)
  • П - на ней путешествовал Емеля (печка)
  • Л – спутник Земли (Луна)
  • Е - этими иголками не шьют рубашки (еловыми)
  • Н – последний месяц осени (ноябрь)
  • И - высушенный виноград (изюм)
  • Е - полоскун (енот)

Проверка выполнения задания.

Какое слово у вас получилось?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ (учитель открывает слово на доске)

На уроке каждый должен работать так, что бы с уверенностью сказать:

ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ И УМЕЮ! (тема записана на доске)

Дети записывают в тетради тему урока.

На доске записаны слова (эти слова были отгадками загадок)

  • заяц
  • арбуз
  • корень
  • река
  • ежевика
  • печка
  • Луна
  • еловыми
  • ноябрь
  • изюм
  • енот

Посмотрите внимательно на эти слова. На какие группы вы можете их распределить?

По каким признакам это можно сделать?

По орфограммам.

По вопросам.

Если разделить слова по вопросам, какие группы вы получите?

НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ НАЗВАНИЯ ПРИЗНАКОВ (еловыми – о чём так говорилось в загадке?)

Какие группы вы ещё знаете?

НАЗВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ СЛОВА ПОМОЩНИКИ СЛОВА УКАЗАТЕЛИ

А если разделить слова по орфограммам?

Что такое орфограмма?

Орфограмма (от греч.orthos – правильный и gramma – письмо), написание, соответствующее правилам орфографии, требующее применения этих правил.

Орфография (от греч. orthos – правильный и gratho – пишу), правописание – система правил, определяющих единообразие способов передачи речи (слов, их форм и значимых частей) на письме.

Какая орфограмма чаще других вызывает у вас затруднения? (безударный гласный звук) Какие орфограммы, изученные нами, встретились в этих словах? Какие мы умеем проверять? Как это показать в работе? (подчёркиванием)

  • Могу доказать - одной чертой
  • Не могу - ставлю точку
  • Непроверяемые написания – тремя линиями (нужно запомнить)

1. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ (НЕПРОВЕРЯЕМЫЙ): заяц, арбуз, ноябрь, изюм

2. БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ (ПРОВЕРЯЕМЫЙ): река, корень

3. ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ: арбуз

4. ЗАГЛАВНАЯ БУКВА В ИМЕНАХ СОБСТВЕННЫХ: Луна

5. ЧК, ЧН: печка

6. Ь - ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНОГО ЗВУКА: корень, ноябрь

Комментированное письмо.

Напишите в столбик через строчку цифры от 1 до 10. Первые шесть орфограмм вы видите на доске. Если встретятся в словах другие орфограммы, вы запишите их, продолжая список.

Распределите слова по наличию орфограмм:

Кастрюля, семена, помидор, лодка, мельница, пятно, Москва, съел.

Какая орфограмма добавилась?

Физкультминутка (учащиеся выполняют упражнения: “Сова”, “Ленивая восьмёрка”)

Самостоятельная работа.

Работа с “ПАЛИТРОЙ”

а) подготовка выполнения задания

Посмотрите на доску.

Какое слово подходит к данной группе слов? О чём так можно сказать?

Звонкий, быстрый, весёлый - (ручей)

Старый, кирпичный, четырёхэтажный – (дом)

б) выполнение задания

Сейчас вы должны подобрать к каждой группе слов внутри круга, подходящее слово из внешнего круга и обозначить это слово своим цветом. Постарайтесь работу выполнить быстро и правильно.

  • Перьевая шариковая чернильная - ручка
  • “Маска” “барбарис” “ирис” - конфета
  • Молочные больные коренные - зубы
  • Овчарка болонка дог - собака
  • Заварной фарфоровый электрический - чайник
  • Голубые карие грустные - глаза
  • Кастрюля сковорода - посуда
  • Чайная столовая десертная - ложка
  • Глубокое солёное чёрное - море
  • Чуковский Барто Михалков - поэты
  • Беляк русак - заяц
  • Вилка нож ложка - столовые приборы

в) проверка выполнения задания

Самопроверка.

Учащиеся переворачивают накладку и проверяют правильность выполнения задания.

Зачитайте, что у вас получилось.

Работа в тетрадях.

Коллективная работа.

Выпишите, продолжая записи в тетради, слова с изученными орфограммами, используя накладку, которые вы ещё не записывали. Докажите свой выбор. Не забывайте подчёркивать орфограммы.

Слова, с какими орфограммами дополнили ваш список?

Корректор.

Восстановите текст.

( В) л. су.

(Б,б)ыл тёплый в.се(н,нн)ий день. (С,с)о?нце сил?но п.кло. (М,м)ы гуляли (в)л.су. (Л,л)ес был бол?шой. (В,в)л.су мы видели белку. (О,о)на прыгала (по)д.рев?ям. (К,к)оля и (Ш,ш)ура собирали сухие суч?я.

III. Итог урока. Рефлексия.

Можете ли вы сказать: ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ И УМЕЮ?

  • А что вы знаете и умеете?
  • Выставление отметок за урок.