Курсовое проектирование как один из важнейших факторов практической подготовки студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


В программе развития СПО России отмечается, что “Перспективы развития экономики и социальной сферы требуют от специалиста среднего звена новых профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, умение осознавать себя и предъявлять другим, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу.

Подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности – главная задача средних специальных учебных заведений. В труде специалиста большое место занимают умения, как способность использовать знания в практической деятельности. Специалист должен уметь планировать свою работу, делать расчеты, принимать оперативные решения на основе анализа сложившейся ситуации, контролировать ход и результат своего труда и т.д.

Проявлению этих способностей может способствовать выполнение курсового проекта.

Курсовые проекты выполняются по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. В процессе их подготовки студенты решают технические задачи (конструирование, разработка технологических процессов, проектирование и т.п.).

В ходе выполнения курсового проекта осваивается методика научного исследования, изучается передовой опыт, углубляются и систематизируются полученные теоретические знания. Велика роль курсового проекта в формировании умений подбора и анализа источников литературы, использования теоретических знаний в решении практических задач, самостоятельности в суждениях.

Курсовой проект, как организационная форма обучения, применяется на заключительном этапе изучения дисциплины. Он позволяет применить полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Курсовые проекты должны быть индивидуальны и направлены на выполнение конкретных тем. Общая тематика курсовых проектов формируется в соответствии с перечнем наименований тем программы дисциплины, личным опытом руководителя проекта. В то же время можно предоставить право и самим студентам выполнить проект на интересующую их тему, если она по характеру, содержанию и возможной глубине проработки удовлетворяет цели, задачам и требованиям, предъявляемым к курсовым проектам.

Курсовые проекты, выполняют по индивидуальным заданиям, в которых должно быть отражено конкретное производственное содержание, часто связанное с процессом производства на предприятии, где студенты проходят практику. В задание по курсовому проектированию закладывается вид деятельности студента: работа по образцу или поиск оптимального варианта решения из предложенных. В первом случае студент по принятому образцу разрабатывает технологический процесс; во втором – анализирует несколько предложенных вариантов и выбирает оптимальный. Выбор вида деятельности зависит от специфики учебной дисциплины, от времени, отводимого на курсовое проектирование, от степени подготовленности студента.

Студенты в ходе выполнения курсового проекта учатся проектировать процессы, овладевают методикой расчетов, учатся пользоваться нормативной и справочной литературой, технологической и конструкторской документацией, чертить чертежи, схемы, составлять техническую документацию и т.д.

При подготовке курсового проекта, при правильной его организации у студентов должны формироваться и совершенствоваться следующие профессиональные умения: разрабатывать и обосновывать технологические процессы изготовления заданных деталей; выбирать виды заготовок, оборудования, инструментов, режимов работы на основе анализа технологичности конструкции; конструировать приспособления, части приборов, детали машин; создавать сборочные чертежи агрегатов, приборов, основных сборочных единиц машин; создавать рабочие чертежи сопряженных деталей; пользоваться методикой самых различных расчетов (физических, экономических, электрофизических, режимов резания, припусков, машинного времени, сырья, кадров, экономичности производства), устанавливать их взаимосвязь; самостоятельно составлять техническую документацию (технологические карты); пользоваться методикой того исследования, которое приводится в курсовом проекте, и т.д. Студенты должны быть поставлены перед необходимостью анализировать, сравнивать, оценивать данные и варианты своих решений поставленных задач, систематизировать имеющийся материал, делать обобщения, выводы.

Большое воспитательное значение имеют курсовые проекты, имеющие конкретное практическое значение и позволяющие совершенствовать материальную базу учебного заведения.

Курсовые проекты отличаются большой трудоемкостью и индивидуальным своеобразием и преподаватель организует поэтапную работу студентов над ними, разрабатывая четкие задания на каждый этап.

Организация курсового проектирования предусматривает:

  • выдачу тем курсовых проектов;
  • изложение требований к содержанию курсового проекта;
  • сообщение исходных данных для проекта;
  • рекомендации по выбору учебной, научной и справочной литературы;
  • установление объемов курсового проекта;
  • порядок оформления пояснительной записи.

Завершается курсовое проектирование защитой курсовых проектов. В ходе защиты студенты демонстрируют увлеченность, профессиональную заинтересованность в изучаемых проблемах. Многие студенты грамотно, аргументировано, творчески представляют свои работы, выражая желание и уверенность в необходимости продолжения исследования в процессе дальнейшего обучения. Не всегда курсовые проекты отличаются научной, технической новизной, но всегда в них присутствуют новизна личностная.