Цели урока:
- создать условия для развития орфографической зоркости учащихся
- обогащение словарного запаса учащихся
- способствовать развитию внимания, памяти, мышления и обобщать
- способствовать развитию интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной сферы личности учащихся
Иллюстративный материал: презентация Microsoft Power Point
Ход урока
- Организационный момент (слайд 1)
- Ребята, вы любите слушать сказки?
- Да!
- А знаете сказку про деревянного мальчика с длинным носом?
- Да! Знаем, это Буратино. (Приложение №1) (слайд 2)
(звучит музыка из к/фильма “Приключение Буратино”)
- А еще каких героев знаете из этой сказки?
- Мы знаем Мальвину, Пьеро, Артемона, Карабас Барабаса и т.д.
- А кто автор этой сказки?
- Алексей Толстой (слайд 3)
- Алексей Толстой крупный советский писатель. Он родился 10 января 1883 года.
- Отец – Николай Алексеевич Толстой был самарским помещиком (слайд 4)
Мать – Александра Леонтьевна –писательница (слайд 5 )
С первой женой – Юлией Васильевной фотографировались в 1902 году (слайд 6)
Алексей Толстой учился в Самаре в реальном училище, затем в Питере в технологическом институте.
(слайд 7) с сыновьями Митей и Никитой.
Алексей Толстой – прозаик, драматург, поэт, академик и общественный деятель. И великий сказочник. В этом году эму исполнилось 125 лет. И его сказки мы любим и читаем.
- Теперь, ребята, поиграем, но игра не простая, а с заданиями.
(слайд 8) Жил – был старый Шарманщик Карло. Он ходил по дворам и играл на шарманке. Он жил бедно. (Дети читают предложение про себя, потом вслух)
(слайд 9) У него даже очаг был не настоящий, а нарисованный на куске холста.
- Знаете ли вы значение слова очаг? (Это устройство для поддержания огня.)
- А слово холст? (Холст – льняная ткань из толстой пряжи.)
Слушаем дальше. Однажды его друг Джузеппе принес полено и сказал: “Вырежь из него куклу, научи петь и танцевать и будет тебе славный помощник”.
(слайд 10) И папа Карло начал строгать полено.
- Кто прочтет, что тогда закричал Буратино тоненьким голосом?
(слайд 11)
- Ой, ой, ой, чего щиплетесь!
- Это я, Буратино
- Ой, ой, ой, как есть хочется!
- Папа Карло надел куртку и пошел купить поесть. В это время кто вышел из холста?
(слайд 12) – Крыса Шушера.
- Но тут, ребята, есть “ловушка”. Всё ли правильно написано в словосочетании?
- Ваня отвечает: Я нашел “ловушку”, слово Шушера пишем с большой буквы.
- Правильно! Исправляем ошибку.
- Потом что произошло?
Ответы детей: Крыса Шушера хотела наброситься на Буратино, но в это время зашел папа Карло и запустил башмаком в Шушеру.
- Вошел папа Карло. Он продал свою куртку и купил Буратино азбуку.
- Что ответил Буратино?
(слайд 13) - Кто прочтет?
- Буду умненьким – ответил Буратино.
- Он взял азбуку и пошел в школу. По дороге он увидел кукольный театр Карабас Барабаса. Что было дальше?
Ответы детей: - Он забыл, что обещал быть умненьким. Продал свою азбуку и купил билет в театр.
(слайд 14) - Тут “ловушек” много.
- Найти предложения.
- Найти заглавные буквы.
- Расставить точки.
Буратино взял азбуку. Он пошел в школу. По дороге увидел кукольный театр. Он продал азбуку.
- Молодцы, с заданием справились.
- Куклы сразу узнали Буратино и позвали к себе.
(слайд 15) – “Ловушка”
- Предложение пишем с большой буквы.
(слайд 16) - В это время его поймал Карабас Барабас.
- Что произошло между ними?
- К.Б. сказал: Негодяй! Ты помешал моему представлению. У меня мало дров, брошу тебя в огонь.
- “Ловушка” - Имена людей пишем с большой точки.
(слайд 17) - Письменная работа.
2 варианта заданий:
а) Для сильных детей списывание предложений:
Не бросай меня в огонь. Мы такие бедные, что даже очаг у нас нарисован на куске холста.
б) Для остальных, списать слова, вставляя пропущенные буквы:
Бур.тино, папа К.рло, М.львина, т.атр, аз.ука.
(слайд 18) - По дороге Буратино встретил…
- Кота Базилио и Лису Алису…
-Что было у Буратино?
- У Буратино были червонцы. Червонцы это деньги в достоинством 5 рублей.
- Куда его хотели везти лиса Алиса и кот Базилио?
- В страну дураков.
- “Ловушка”: Перепутались буквы волшебных слов, перестав правильно.
- Крекс, фекс, пекс
(слайд 19) - Потом лиса Алиса и кот Базилио переоделись разбойниками и напали на Буратино… и началась погоня…
Можно провести физминутку.
- Отдохнем, отгадаем загадки:
Лежебока рыжий кот
Отлежал себе … (живот)
Рыщет волк в густом лесу
Ищет кумушку … (лису)
(слайд 20) – В это время Буратино увидел лебедя, схватил за лапы и полетел через озеро…
(слайд 21) - “Ловушка”
- Буратино упал возле хорошенького домика. Кто там живёт?
- Мальвина. Имена людей пишем с большой буквы.
(слайд 22) - Но его сразу схватили “разбойники” и повесили вниз головой, чтоб деньги, которые Буратино спрятал во рту, вывалились.
(слайд 23) - Кто его спас? “Ловушка”
- Артемон. Кличка животных пишется с большой буквы.
(слайд 24) - Кто его вылечил?
- Мальвина. Чем она вылечила?
- Касторкой. А что это? Касторка – касторовое масло из семян клещевины, употребляется в медицине.
(слайд 25) – Когда Буратино поправился, Мальвина слала заниматься с ним по грамоте…
- Сейчас соревнование по рядам, по очереди пишут слова на доске, если правильно пишут заданное слово, то получают очко:
- 1 ряд: ручка, стол, волосы, Карло, Мальвина, Артемон
- 2 ряд: нос, кот, шапка, Алиса, Базилио, Пьеро
- 3 ряд: жук, лиса, очаг, холст, Карабас Барабас
- Все правильно написали, всем по 6 очков.
(слайд 26) – За что Мальвина посадила Буратино в чулан?
Ответ: За то, что он посадил кляксу в тетради… Сунул в чернильницу нос.
- Кто был в чулане?
- Летучая мышь. Кто знает про летучую мышь?
- Летучая мышь – млекопитающее, грызун с кожистой перепонкой по бокам тела…
(слайд 27) -Летучая мышь помогла Буратино вылезти из чулана крысиным ходом.
(слайд 28) – Потом его встретили лиса Алиса и кот Базилио…
И привели в “Поле чудес”. Помогите Буратино, он хотел, чтоб его деньги удвоились или утроились… (Решение примеров)
(слайд 29) – В это время его поймали полицейские и бросили в воду.
Логический вопрос: - Утонет ли Буратино?
- Нет. Потому что он деревянный…
(слайд 30) – Правильно и он вылез на лист водяной лилии. А узнав, что он сын папа Карло, черепаха Тортила дала Буратино золотой ключик. Буратино обрадовался и поблагодарил её.
- А дальнейшие приключения мы увидим во втором полугодии, когда вы все будете хорошо читать и писать. И вам надо постараться, чтоб помочь Буратино дойти до папы Карло.
- А теперь Буратино всем вам отправил золотые ключики за то, что все очень хорошо помогали ему в трудных ситуациях. (Учитель раздает всем самодельные ключики из золотистой фольги в виде медальки)
- Ребята, урок вам понравился?
- Да!
- Обобщение урока.