Цель: Систематизация и обогащение представлений детей о фонтанах города.
Задачи:
- Воспитывать чувство красоты и желание бережного отношения к достопримечательностям родного города.
- Обогатить знания детей справочными данными о фонтанах города.
- Познакомить с принципом работы фонтана.
- Развивать умение ассоциировать предметы человеческой деятельности с миром природы.
- Развивать умение анализировать и обобщать увиденное.
- Активизировать словарный состав употреблением глаголов синонимов: бежит, журчит, струится, течет, брызгает и т.д.
Методические приемы:
- Вопросы к детям.
- Использование наглядных пособий.
- Направление внимания на объект, детали.
- Показ.
- Эксперимент.
Оборудование:
- Запись шума воды.
- Схема устройства фонтана (см. рисунок №1).
- Фотографии фонтанов города Абакана (см. рисунки №2-6).
- Иллюстрации: слон, кит, водопад, человек, лес, солнце, горы.
- Опрыскиватель для цветов.
- Емкость с водой.
Ход занятия
Педагог приветствует детей. Включается запись с шумом воды. Воспитатель спрашивает детей.
- Вам знаком этот звук? Что это за звук?
- Где и когда мы можем услышать шум воды? (Дождь, река, душ, водопад, водопроводный кран, фонтан)
- Что делает вода? (при затруднении воспитатель активизирует ответы детей: журчит, струится, брызжет, капает и т.п.)
- Можно ли в городе услышать шум воды?
- Можно фонтан принести к нам сюда?
Воспитатель демонстрирует детям настольный фонтан.
- Зачем люди придумали фонтаны?
- Откуда люди придумали фонтаны? Может они подсмотрели что-то похожее в природе или в жизни животных? Воспитатель демонстрирует картинки: лес, человек, солнце, кит, слон, водопад, горы. Дети рассуждают и выбирают правильные иллюстрации: кит, слон, водопад.
Воспитатель вновь привлекает внимание к настольному фонтану.
- Люди издревле стремились не только приблизиться к воде, но и приблизить ее к себе, сооружая фонтаны.
- Как вы думаете, откуда в фонтане берется вода? куда уходит? Воспитатель подводит итог рассуждениям детей.
- Вода в фонтане не исчезает и не появляется вновь, а только движется по кругу, то есть циркулирует.
- Ребята, мы рассмотрели наш маленький фонтан. А как же работает настоящий большой фонтан? Хотите узнать?
Воспитатель вызывает интерес у ребят и демонстрирует упрощенную схему устройства фонтана и задаёт вопросы
- Куда попадает вода? (чаша).
- Где движется вода? (по трубам)
- Где находятся трубы? почему?
- Ребята, важной частью в устройстве фонтана является насос. Вы хотите узнать зачем он нужен и как им пользоваться?
Воспитатель демонстрирует опыт, имитирует работу насоса, используя опрыскиватель для цветов. В емкость с водой опускается опрыскиватель, регулируя его режим дети наблюдают разную силу потока воды. Воспитатель задает вопросы детям по ходу эксперимента.
- Вода всегда движется как? (вниз).
- А в фонтане? (вверх).
Проводя эксперимент, воспитатель совместно с детьми делает вывод:
- Насос способствует продвижению воды вверх и регулирует напор воды в трубах. Если насос работает сильнее, то струя воды получатся выше, если слабо то и струя маленькая. Так работает фонтан.
- Всегда ли работает фонтан? Почему?
- Кто придумывает фонтаны? Почему они разные?
- Что вы любите делать возле фонтанов? Что делают, чтобы можно было любоваться фонтанами в вечернее время?
- В нашем городе есть фонтаны?
Воспитатель предлагает детям отправиться на экскурсию по фонтанам нашего города.
- Перед дорогой предлагаю немного взбодриться.
Физкультурная минутка “Кит”
-Вот плывёт по морю кит,
Ладони чуть округлены и соединены пальцами (“кит”). Делать волнообразные движения ладонями, изображая плывущего кита.
- У него весёлый вид.
(Указательный палец рисует в воздухе улыбку).
- Любит море кит играть, вверх фонтанчики пускать.
Кисть руки поднята. Быстрыми движениями выпрямленных пальцев изображать фонтанчик воды.
Воспитатель демонстрирует поочередно фотографии фонтанов города, непринужденно беседуя с детьми. Рассматривание фотографий, воспитатель сопровождает интересными рассказами и справками о фонтанах.
Преображенский фонтан (рисунок№2)
Рис. 2
Самый большой и самый романтичный фонтан находится недалеко от нашего детского сада. Он располагается возле Преображенского собора и поэтому называется Преображенским. В выходные дни здесь можно встретить красивых и счастливых жениха и невесту, фонтан стал местом встреч влюбленных и новобрачных. Необычно то, что фонтан и пруд одно целое.
Фонтан у магазина “Палалар” (рисунок №3)
Рис. 3
Это излюбленное место жителей города. Фонтан в форме длинного ряда, словно барышни в пышных платьях собрались на бал. Барышни в чудесных прозрачных бальных платьях из хрустальных струй воды. Множество мелких струек придают изящество и воздушность фонтану. Возле фонтана можно отдыхать в вечернее время, так как он снабжен “головами – фонариками”.
Центральный фонтан у театра (рисунок №4)
Рис. 4
Это самый главный фонтан в нашем городе. Он является свидетелем всех праздников города. Сочетание высоких мелких струй придают фонтану праздничность.
Фонтан в парке “Орленок” (рисунок №5).
Рис. 5
Фонтан похож на водопад. Он называется каскад. В дальних странах есть настоящие водопады, созданные природой. Они очень большие, прекрасные и опасные. А здесь можно бегать босиком как по речке. Это настоящий аттракцион для городской детворы. В жаркие дни там с утра до вечера, несмотря на предостережения родителей, плещется довольная детвора.
Фонтан “Шар”(рисунок №6)
Рис. 1
Рис. 6
Этот фонтан находится возле здания муниципального банка. Взрослые говорят, чтобы были деньги, надо все время надо крутиться. Ну прямо как этот шар в фонтане. Наверное, поэтому в банках всегда много денег.
Фонтан возле зоопарка.
- Почему фонтан представляет собой кораблик? Наверно потому, что каждому ребенку хочется уплыть на нем в сказочную страну, где люди понимают язык животных.
Фонтан ”Гуси-гуси”
В этом фонтане водятся гуси! Но не пытайтесь их кормить и бросать в воду всякую всячину! Они хоть и не живые, но любят чистоту.
“Старинный ”фонтан
В центре города есть место, где уютно и тихо, словно он находится вдали от города. Там скрывается самый старый фонтан нашего города, даже дома тут такие же старые. Дети говорят, что он похож на пирамидку.
“Студенческий ”фонтан
Около этого фонтана всегда много студентов. Студенческая пора - самое замечательное время жизни. Всегда находятся выдумщики-студенты, которые подливают в фонтан чего-нибудь мылкого. Клочья пены и пузырей - здесь уже привычная картина. Это приносит работникам, ухаживающим за фонтанами, немало хлопот.
Воспитатель подводит итог занятию.
- Наша интересная экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, что когда вы станете взрослыми, то сделаете наш город еще красивее, и его по праву можно будет назвать ”городом фонтанов”.