Урок русского языка в 3-м классе по теме "Правописание приставок"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: учебник “Русский язык” 3 класс, Л. П. Зеленина; рисунки новогодних игрушек, ёлочки; карточки с приставками, словами.

1. Оргмомент.

2. Мотивация.

- Сегодня на уроке мы будем вспоминать о…

На доске:

- Да, мы будем вспоминать и говорить о Новом годе – любимом празднике.

- Назовите атрибуты новогоднего праздника.

- Атрибут – необходимый, постоянный признак, принадлежность.

- На партах у вас лежат “новогодние игрушки”. Вы их будете подрисовывать. Если вы отвечаете правильно, то рисуете фломастером кружок на своей игрушке. А в конце урока мы посмотрим, кто лучше раскрасил свою игрушку.

3. Чистописание.

- Давайте нарисуем бусы в тетради.

- Открываем тетради, пишем число, классная работа.

- Рисуем бусы: @@@

- Обязательный атрибут Нового года – ёлка. Прочитайте предложение о ёлке на доске.

У ёлки иголки колки.

- Что это? Поговорка или скороговорка?

- Спишите скороговорку в тетрадь. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Подпишите количество букв и звуков.

- Какое это слово?

4. Целеполагание.

- Составить из новогодних игрушек бусы.

 

- По какому признаку составили нижние бусы?

- На листочках найдите и запишите три слова с приставками с первых бус. Запишите слова в первый столбик. Выделите приставки.

Например:

показ, покраска, подход, пословица, подарок, проводы…

- По какому признаку составили вторые бусы?

- На листочках найдите и запишите три слова с приставками со вторых бус.

Слова запишите во второй столбик. Выделите приставки.

Например:

заготовила, заморозки, наездник, нахлебник, засуха, закат, заезд…

-Составьте три слова с приставками с третьих бус и запишите в третий столбик.

- Кто сколько слов написал, тот столько рисует кружочков на “новогодних игрушках”.

- Что скажите про верхние бусы?

5. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы пронаблюдаем и узнаем: когда в начале слова пишется буква С, а когда буква З.

6. Актуализация ЗУН.

- А это мы узнаем, когда выполним упражнение 140 на странице 147.

Образуем два столбика:

С приставкой Без приставки
сбегать

свалить

сдёрнуть

скрепить

сгладить

сковать

сходить

сжать

следить

здоровье

здание

- Делаем вывод: если вначале слова пишется буква С, то она входит в приставку. Если в начале слова пишется буква З, то она входит в корень.

- Послушайте, я прочитаю слова первого столбика.

- Какой звук слышится в начале слова?

= Слышится звук (З).

-Как нам узнать, когда в начале слова писать букву С, а когда писать букву З?

- Мысленно выделим корень, и если в слове есть приставка, то будем писать букву С, а если приставки нет, то будем писать букву З.

- Прочитаем правило на странице 148.

7. Физкультминутка.

Выполняются танцевальные движения под музыку.

8. Первичное закрепление.

- С какой даты начинается новый год?

- В какое время года мы встречаем Новый год?

- Зима невозможна без снега. А снег – это снежинки.

- А у нас волшебные снежинки со словами.

- Надо снять снежинку, прочитать слово, вставить букву и вписать в соответствующий столбик. ( В столбики с предыдущей работой).

Слова:

сшить

зверь

сдуть

здесь

сжать

звонить

- Придумайте с любым словом предложение про Новый год или зиму.

9. Закрепление.

- Вы ждёте, когда выпадет снег. В какие игры играете зимой?

- А сейчас запишите, в какие игры играют ребята зимой.

- Откройте страницу 148, найдите упражнение 142.

- Какое задание надо выполнять?

- Списать предложения и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

10. Рефлексия.

- Кладём голову на парту, закрываем глаза.

Учитель читает текст.

- Ребята готовились к Новому году. Они сделали бумажные бусы, зайчика из шерстяных ниток, жирафа из маленьких коробок, снежинки из фольги, из остатков материи сшили слонёнка. Наступил Новый год. Ёлку поставили на средину комнаты и нарядили игрушками.

- Подняли головы и открыли глаза.

- Какими игрушками нарядили ёлку дети?

- Мы с вами тоже нарядим ёлку своими новогодними игрушками.

- Кто украсил свою игрушку 12 шариками? Прикрепите свою игрушку на нашу ёлку. Вам за урок ставлю оценку пять.

- Остальные прикрепите свои игрушки на нашу ёлку.

11. Итог.

- Что нового узнали на уроке сегодня?