Оборудование: учебник “Русский язык” 3 класс, Л. П. Зеленина; рисунки новогодних игрушек, ёлочки; карточки с приставками, словами.
1. Оргмомент.
2. Мотивация.
- Сегодня на уроке мы будем вспоминать о…
На доске:
- Да, мы будем вспоминать и говорить о Новом годе – любимом празднике.
- Назовите атрибуты новогоднего праздника.
- Атрибут – необходимый, постоянный признак, принадлежность.
- На партах у вас лежат “новогодние игрушки”. Вы их будете подрисовывать. Если вы отвечаете правильно, то рисуете фломастером кружок на своей игрушке. А в конце урока мы посмотрим, кто лучше раскрасил свою игрушку.
3. Чистописание.
- Давайте нарисуем бусы в тетради.
- Открываем тетради, пишем число, классная работа.
- Рисуем бусы: @@@
- Обязательный атрибут Нового года – ёлка. Прочитайте предложение о ёлке на доске.
У ёлки иголки колки.
- Что это? Поговорка или скороговорка?
- Спишите скороговорку в тетрадь. Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков. Подпишите количество букв и звуков.
- Какое это слово?
4. Целеполагание.
- Составить из новогодних игрушек бусы.
- По какому признаку составили нижние бусы?
- На листочках найдите и запишите три слова с приставками с первых бус. Запишите слова в первый столбик. Выделите приставки.
Например:
показ, покраска, подход, пословица, подарок, проводы…
- По какому признаку составили вторые бусы?
- На листочках найдите и запишите три слова с приставками со вторых бус.
Слова запишите во второй столбик. Выделите приставки.
Например:
заготовила, заморозки, наездник, нахлебник, засуха, закат, заезд…
-Составьте три слова с приставками с третьих бус и запишите в третий столбик.
- Кто сколько слов написал, тот столько рисует кружочков на “новогодних игрушках”.
- Что скажите про верхние бусы?
5. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы пронаблюдаем и узнаем: когда в начале слова пишется буква С, а когда буква З.
6. Актуализация ЗУН.
- А это мы узнаем, когда выполним упражнение 140 на странице 147.
Образуем два столбика:
С приставкой | Без приставки |
сбегать свалить сдёрнуть скрепить сгладить сковать сходить сжать следить |
здоровье здание |
- Делаем вывод: если вначале слова пишется буква С, то она входит в приставку. Если в начале слова пишется буква З, то она входит в корень.
- Послушайте, я прочитаю слова первого столбика.
- Какой звук слышится в начале слова?
= Слышится звук (З).
-Как нам узнать, когда в начале слова писать букву С, а когда писать букву З?
- Мысленно выделим корень, и если в слове есть приставка, то будем писать букву С, а если приставки нет, то будем писать букву З.
- Прочитаем правило на странице 148.
7. Физкультминутка.
Выполняются танцевальные движения под музыку.
8. Первичное закрепление.
- С какой даты начинается новый год?
- В какое время года мы встречаем Новый год?
- Зима невозможна без снега. А снег – это снежинки.
- А у нас волшебные снежинки со словами.
- Надо снять снежинку, прочитать слово, вставить букву и вписать в соответствующий столбик. ( В столбики с предыдущей работой).
Слова:
сшить
зверь
сдуть
здесь
сжать
звонить
- Придумайте с любым словом предложение про Новый год или зиму.
9. Закрепление.
- Вы ждёте, когда выпадет снег. В какие игры играете зимой?
- А сейчас запишите, в какие игры играют ребята зимой.
- Откройте страницу 148, найдите упражнение 142.
- Какое задание надо выполнять?
- Списать предложения и подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
10. Рефлексия.
- Кладём голову на парту, закрываем глаза.
Учитель читает текст.
- Ребята готовились к Новому году. Они сделали бумажные бусы, зайчика из шерстяных ниток, жирафа из маленьких коробок, снежинки из фольги, из остатков материи сшили слонёнка. Наступил Новый год. Ёлку поставили на средину комнаты и нарядили игрушками.
- Подняли головы и открыли глаза.
- Какими игрушками нарядили ёлку дети?
- Мы с вами тоже нарядим ёлку своими новогодними игрушками.
- Кто украсил свою игрушку 12 шариками? Прикрепите свою игрушку на нашу ёлку. Вам за урок ставлю оценку пять.
- Остальные прикрепите свои игрушки на нашу ёлку.
11. Итог.
- Что нового узнали на уроке сегодня?