1. Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков.
Формирование фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков. Все это на начальном этапе возможно только путем подражания и повторения, лучше хором, вслед за учителем, аудио- или видеозаписью. Анализировать услышанные звуки и осознанно управлять своими органами речи младшие школьники могут в очень ограниченном объеме. Психологически, дети воспринимают и запоминают песни и скандирование под музыку гораздо лучше, чем любой другой текст.
Кроме того, им более понятно и привычно такое занятие как пение хором, нежели просто повторение хором отдельных фраз. Авторы многих учебных пособий используют традиционные английские песенки и рифмовки при постановке звуков в начальной школе. На своих уроках я часто разучивала с детьми песни и рифмовки из различных сборников английских детских стихов и песен, такие например, как “Hickory, dickory, dock..”, Rub-a-dub-dub..”, где повторяется один и тот же гласный звук в сочетаниях с разными согласными. Звук детьми прекрасно отрабатывается и запоминается. Для отработки техники произношения очень эффективно скандирование скороговорок под ритмичную музыку. Такие известные скороговорки как “Fuzzy Wuzzy was a bear,” “Happy hippopotamus” вошли в широко известные учебные курсы для детей “Way Ahead” (“Macmillan Education”) и “Chatterbox” (“Oxford University Press”) и успешно используются преподавателями школ.
Помимо формирования произносительных навыков на первом этапе обучения очень важна изначально правильно поставленная интонация. Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение. Младшие школьники легче воспринимают интонационный строй английских предложений, слушая и воспроизводя интонации стихов и песен, таких как “Why do you cry Willy?”, “Simple Simon”, “Little Jack Horner” и многих других. В них восклицательные, утвердительные и различные виды вопросительных интонационных конструкций сочетаются в доступном и близком детям контексте. Ритмичная музыка детских стихов и песен помогает быстрейшему усвоению этих аутентичных произведений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи. Доказательством того, что в наши дни это начинают осознавать широкие учительские круги является выход в 2002-2003 году обучающего комплекта для дошкольников и младших школьников казанского автора, учителя В.Н.Мещеряковой “I love English”. Первой ступенью комплекта является пособие “I can sing”, в котором, основываясь на всех преимуществах использования песенно-музыкального материала для обучения английскому языку на начальном этапе, В.Н.Мещерякова учит детей сначала петь на английском языке, а уже потом говорить.
2. Песенный материал для расширения лексического запаса учащихся.
Формирование лексического навыка предполагает овладение обучаемым правилами соотнесения конкретной лексической единицы с другими лексическими единицами в лексической группе, овладение навыками выбора и употребления лексики, а также смысловым восприятием лексической единицы в тексте. На начальном этапе обучения дети хорошо воспринимают, запоминают и воспроизводят готовые лексические конструкции, особенно если они рифмуются или вводятся под музыку, ритм.
Многие учебные курсы для начальной школы вводят песенный материал как естественную часть при изучении тех или иных лексических тем. В учебном курсе “Chatterbox 1 ” детям предлагаются чудесные, легко запоминающие песенки практически в каждой лексической теме. Особенно хочется обратить внимание на “The family song”, в которой перечисление членов семьи идет вместе с прилагательными, описывающими людей – слова, которые всегда трудно усваиваются детьми на начальном этапе обучения. В учебнике “Wonderland.Pre-Junior” (Longman) очень удачно даются рифмовки под музыку на темы “Части тела”, “Пища” и другие. Предлоги места и движения ученики быстро запоминают, если использовать песенку-игру из учебного пособия “English Together 2 ” “We’re going on a bear hunt”. Если у учителя есть возможность работать в начальной школе по какому-либо из перечисленных пособий, то песни и рифмовки становятся естественной частью урока, помогают вводить или закреплять лексический материал в живой, эмоциональной форме. Преимущество использования курсов, в которых песенный материал внесен авторами как логическая и необходимая часть работы, очевиден – учителю не требуется самому искать песни и стихи, выверять вся ли лексика подходит, сочетается с другими упражнениями урока.
В том случае, если такой возможности нет, существуют многочисленные сборники, аудио- и видеокассеты, а в последнее время и компьютерные программы с музыкой и песнями. Правда, использование всего этого требует от учителя больших временных затрат, но полученные результаты стоят того. Изучая тему “Части тела” я всегда разучиваю с детьми зарядку “Head and shoulders..”, рифмовки-зарядки “Look, look, look with your eyes..” и “Two little eyes to look around”. Цвета отлично запоминаются с помощью “The rainbow song” или “Roses are red”. Для закрепления цифр первого десятка существует множество веселых песенок.
В своей работе я использую много различных изданий, нет возможности упомянуть все. Наиболее полезными, на мой взгляд, являются 2 сборника издательства Dorling Kindersley “Animal Nursery Rhymes” и “Counting Nursery Rhymes” , классическая книга Carolyn Graham “Mother Goose Jazz Chants”, “Music Box” издательства Longman и превосходное отечественное издание “Sing and Learn English”, к которому недавно вышла компьютерная версия МедиаХауз с интерактивным словарем, караоке и возможностью записывать и воспроизводить свое собственное исполнение песен. Издание содержит 28 самых популярных народных английских и американских песен, можно выбрать песню практически к любой лексической теме программы начальной школы.
3. Разучивание песен как один из способов развития устной речи младших школьников.
Песенный и музыкальный материал может успешно использовать не только при обучении аспектам языка, но и при формировании речевой деятельности, особенно устной речи. На начальном этапе обучения английская монологическая и диалогическая речь школьников очень проста, так как ее развитие в значительной степени зависит от развития их речевой деятельности на родном языке. Речевые клише вводятся и заучиваются детьми целиком, без грамматического или структурного анализа фразы или словосочетания. Принципиальным моментом здесь является использование аутентичного речевого образца, и здесь песни и стихи имеют много преимуществ перед прозаическим материалом. Они легко вводятся, легко запоминаются, петь можно хором, что снимает психологический пресс с неуверенных в себе учеников. В подлинном песенном материале часто встречаются целые фразы и отдельные лексические единицы, характерные именно для разговорной речи. Например, хорошо известна английская детская песенка “Two fat gentlemen..”, в припеве которой неоднократно повторяется приветственная фраза “How do you do?”, которая вводится в контексте песенного сюжета встречи разных людей, быстро запоминается и сама фраза, и ситуация, когда нужно ее использовать. Песня “Who’s afraid of big black spiders?” учит вопросно-ответному диалогическому общению, умению давать краткие ответы, широко используемые в бытовой разговорной речи. Широко известная песня “Good morning!” по сути является целым готовым диалогом, с помощью которого дети учатся здороваться, спрашивать как идут дела и прощаться. Очень эффективным способом запомнить как спросить о времени и правильно ответить на этот вопрос, на мой взгляд, является разучивание песен “What do you do at this time?” и “What does the clock say?” . Кроме того, сам процесс заучивания песен наизусть и воспроизведения их на уроках сначала хором, а позже и индивидуально или парами служит развитию навыка говорения на иностранном языке. Младшие школьники охотно и легко учат стихи и песни, как на родном, так и на иностранном языке. Рифмованная речь является для них привычной и более естественной, чем для учеников постарше, именно потому, что им легче запомнить информацию в рифмованном виде. Эта психологическая особенность памяти учащихся младшего школьного возраста активно используется при обучении их английскому языку. Существуют и давно применяются учителями различные пособия, содержащие стихи и рифмы, как на английском языке, так и в смешанном русско-английском варианте для разучивания английских букв, слов, грамматических понятий, даже формы неправильных глаголов зарифмованы в смешные стихи, и успешно в таком виде учатся школьниками.
4. Роль песен и музыкальных фрагментов в развитии памяти младших школьников.
В предыдущем параграфе я уже коснулась некоторых особенностей развития памяти младших школьников, в частности того, что дети легче запоминают информацию в рифмованном виде.
Помимо этого, важной особенностью развития памяти у детей младшего школьного возраста является более резкое, чем у взрослых разграничение каналов восприятия и запоминания информации. В классе всегда есть дети-визуалы, аудиалы, кинестетики и дети с отсутствием четко выраженной склонности к какому-либо определенному типу восприятия или со смешанным типом. Кроме того, практически у всех школьников в этом возрасте еще очень хорошо развита, в отличие от взрослых людей, тактильная память. Работая в таком классе, особенно на начальном этапе, когда непроизвольное внимание у детей явно преобладает над произвольным, учитель просто обязан при подаче нового материала использовать все возможные способы, в том числе и через музыку и песню. Использование песенно-музыкального материала позволяет при экономии времени урока вводить новые лексические или грамматические единицы, опираясь сразу на несколько каналов восприятия одновременно. Музыка и песни в сопровождении музыки отлично воспринимаются аудиалами, если песня сопровождается движениями (а детские песни практически всегда и танцы тоже), то она легко запоминается кинестетиками. Если в учебнике или в классе есть картинки к сюжету песни, то не будет никаких проблем с запоминанием этого материала и у визуалов.
Такая комплексная подача новой информации, помимо проблемы снятия трудностей восприятия, одновременно развивает у детей те каналы восприятия, которые у них недостаточно развиты. Опираясь на зрительные образы, дети с хорошо развитым визуальным каналом восприятия развивают слух, так как они все время слышат музыку и звуки иностранного языка, сопровождающие эти зрительные образы. Делая разминку, танцуя или играя в определенную игру под музыку и в сопровождении английских фраз, кинестетики привыкают запоминать необходимые для игры или песни слова и предложения. Пособий, содержащих песни и рифмовки под музыку на различные грамматические и лексические темы существует сейчас довольно много. Самые любимые у моих учеников - “Row, row, row your boat…” (великолепная отработка сложных звуков), “Five little bears”(обратный счет, навыки телефонного разговора), “Old MacDonald had a farm”(повторяем животных, отрабатываем гласные звуки), ‘Mulberry bush” ( лексика “Части тела”, глаголы движения).
Повторение и отработка слов и фраз иностранного языка могут быстро наскучить младшим школьникам, в то время как петь и читать одни и те же стихи и песенки они готовы бесконечно. Используя песни и музыку, мы можем расширять объем детской памяти без всякого насилия, самым естественным для этого возраста способом.
Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо помнит только то, что он пережил эмоционально. Младшие школьники любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная и спетая ими лексическая единица пережита ими, она прошла через них, связана с личными эмоциями ребенка, стала лично-значимой – она запомнится навсегда.
На своих уроках в начальных классах я всегда учу с детьми несколько песен, в которых помимо нужных им слов и фраз, есть грамматические конструкции, сложно воспринимаемые школьниками средней школы. Это страдательный залог, условные предложения, некоторые времена. Позже, в старших классах, когда мы начинаем изучение этих конструкций, мы всегда вспоминаем наши детские песенки, и это очень помогает в процессе обучения. Во-первых, когда новый материал оказывается не новым, а известным, как оказывается, еще из начальной школы, снимается психологический барьер, неуверенность в том, сможет ли ученик разобраться в этих непростых грамматических правилах. Во-вторых, еще до знакомства с той или иной грамматической конструкцией у ученика уже заложен навык ее использования. В-третьих, во время объяснения сложного материала у нас появляется логически обоснованная возможность разрядки, паузы, разминки во время прослушивания знакомой песни. В качестве примеров можно привести песни “Snowman”( “I wish I were a snowman…”), “What are little boys made of?”, “The beaches of Mexico” (“Have you ever seen the beaches of Mexico?”).
Создание с помощью музыкального материала психологически комфортной обстановки на уроках английского языка.
Влияние музыки на психические процессы человеческого организма хорошо известно, изучено психологами, медиками, педагогами и широко используется в процессе обучения не только иностранным языкам. Для создания психологически комфортной, творческой атмосферы на уроке музыкальный и песенный материал привлекается для решения 3-х основных задач:
- музыкальные паузы-разминки,
- фоновая музыка при проведении письменных работ
- музыкальные “минутки” для релаксации при переключении с одного вида работы на другой.
Музыкальные паузы-разминки, зарядки под музыку или с песней – это необходимый элемент урока, соответствующего современным здорово-сберегающим образовательным технологиям. Обширный выбор разнообразных английских детских песен, которые можно сопровождать движениями, позволяет использовать те или иные, связанные с уроком тематически. Например, изучая с детьми части тела человека, мы всегда делаем зарядку “Head and shoulders, knees and toes…” или “Put your finger on your nose, on your nose…”
Знакомство с прошедшим временем всегда сопровождается зарядкой “I went to school this morning..”. Закрепляя употребление модального глагола can, мы учим зарядки-песенки “Can you swim like a fish?” и “Can you see a monkey in the Zoo?”
При проведении больших письменных работ, особенно, если урок стоит в расписании в конце дня, или после других уроков, на которых дети много пишут – русского языка, математики – я использую фоновую музыку, способствующую снятию психологического напряжения и переключению детей на мой предмет. Это музыка должна быть спокойной, мелодичной, без резкой смены темпа. Сначала я использовала записи из цикла “Звуки природы”, подобранные специалистами центра развития образной памяти “Школа Эйдетики”. Позже мне удалось найти и подобрать английскую классическую музыку из серии, издаваемой британской организацией по охране культурного наследия “Heritage” - “In an English country garden” и “A musical journey through a millennium of English music” . Решая задачи психологического характера, я, одновременно, знакомлю учеников с английской классической музыкой, и, когда мы изучаем британскую культуру той или иной эпохи, или говорим о политических или исторических деятелях, мы слушаем уже знакомую детям музыку и обсуждаем ее уже как предмет изучения, как элемент культуры.
Более энергичной или с меняющимся ритмом должна быть музыка, используемая для переключения учащихся с одного вида работы на другой. Это особенно касается самых младших учеников, которых иногда бывает трудно успокоить после какой-нибудь подвижной игры на уроке или конкурс (особенно проигравшую сторону). Я включаю хорошо знакомую песню, лучше всего такую, где, слегка меняясь, куплеты повторяются, например “Five little bears” , “Two fat gentlemen” или “Five fat sausages”. Иногда, наоборот, абсолютно новую песню и мы начинаем ее разучивать в течение 2-3 минут, после чего спокойно переходим на запланированный вид работы.
Список использованной литературы.
- Английский для младших школьников. Видеокурс из 4-х кассет. СПб.1999
- Английский язык для девочек и мальчиков. п\р Спиваковского В.М. Киев. 1996
- Английский язык для младших классов. М.1998
- Верещагина И.Н. Афанасьева О.В. Английский язык. 4 класс. М. 1997
- Верещагина И.Н. Притыкина Т.А. Английский язык 2-3 классы. М.1997
- Ижогина Т.И. Бортников С.А. Волшебный английский. Ростов-на-Дону.2003
- Мещерякова В.Н. Я умею петь по-английски. Казань. 2003
- Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. В 2-х тт. М.1994
- Animal Nursery Rhymes. Dorling Kindersley. 1992
- Brown R. Ruttle K. I went to school this morning. Cambridge University Press. 2002
- Bruni C. Wonderland. Pre-Junior, Junior. Longman. 2005
- Counting Nursery Rhymes. Dorling Kindersley.1992
- Ellis P. Bowen M. Way Ahead 1,2,3,4. Macmillan Education.1998
- Graham C. Mother Goose Jazz Chants. Oxford University Press. 1994
- Graham M. Procter S. Longman songs and chants. Longman.2003
- Heritage. A musical journey through a millennium of English Music. English Heritage. 2002
- How to Play Round the Mulberry Bush. Английский язык. №4.2005,с.30.
- Humpty Dumpty and other nursery rhymes. Ladybird.2000
- In an English Country Garden. English Heritage.2000
- Sing and Learn English. КомТех. М. 1998
- Sing and Learn English.МедиаХауз. 2СD 1999
- Strange D. Chatterbox 1,2,3,4. Oxford University Press.1995
- The Music Box. Songs and activities for children. Longman.2003
- Webster Diana and Worral Anne. English Together. Starter,1,2,3,4. Longman.2003