Великий французский просветитель 18 века Дени Дидро сказал: “Страна в которой учили бы рисовать, так как учат писать и читать вскоре превзошла бы все страны по всем искусствам и мастерствам”. То есть мы педагоги не должны подходить к рисованию как к развлечению. Мы должны обучать детей не только, как держать кисть или карандаш, но и развивать творческое мышление, чувство ритма, цвета.
На своем опыте я убедилась, что развить творческие способности детей очень помогает рисование нетрадиционными, оригинальными техниками. Эта техника позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Необычные способы рисования так увлекают детей, что, образно говоря, они загораются, появляется возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Это вызывает восторг, яркие эмоции – потому что результат творчества бывает непредсказуемым.
Рисовать можно чем угодно и на чем угодно – это увлекает детей, они начинают экспериментировать, а это важно для творчества.
Как говорил Державин Г.Р.:
“Поймали птичку голосистую
И ну сжимать ее рукой.
Пищит бедняжка вместо свиста,
А ей твердят: “Пой птичка! Пой!”
Так давайте сделаем так, чтобы дети – птички научились петь!
В прогимназии я веду изокружок “Веселая радуга” на основе нетрадиционных методов рисования.
Программа трехгодичного обучения.
В начале каждого занятия детям рассказывается о жанре живописи, народной росписи, колорите, способах рисования. В практической части дети сами выбирают материал (гуашь, акварель, тушь, карандаш, уголь, фломастер, свеча) в соответствие с поставленной задачей.
- Рисование свечой – очень интересная техника рисования, но очень трудоемкая, т.к. требует особого внимания. Когда ребенок рисует свечой то нарисованное плохо видно, и поэтому нужно тщательно продумывать сюжет и формы предметов, чтобы не было лишних штрихов. Затем делают фон и раскрашивают красками.
- Монотипия бывает двух типов: монотипия при сгибе листа – складывают лист пополам, на одной стороне рисуют половину предмета, а затем аккуратно сгибают лист и получается отпечаток (яблоки, бабочки); более сложная монотипия на одном листе: наносятся густые краски, затем к рисунку прикладывается другой лист и приглаживается, осторожно снимается (можно в сторону).
- Рисование от пятна. Разлить тушь на листе, затем дуть в трубочку или веткой дерева, рисуя кусты, деревья, ветки и т.д.
- Рисование тонким картоном – взять тонкий картон, обмакнуть в краску или нанести кистью и печатать, крепко прижимая (дорожка, забор, домик, дерево). Рисование толстым картоном – нанести краску или много разных красок на картон, провести широкой стороной слева направо, при этом краски, сливаясь, дают неожиданный результат (машина, закат, дома, небо, трава, река). Рисуя тонким и толстым картоном, дети координируют свои движения, учатся соединять отпечатки в один сюжет. Круговое рисование картоном (бабочки, шары, крыши домов, радуга). Дома можно сделать фактурными, проведя по закрашенному дому зигзагообразным концом картона.
- Рисование губкой – смочить часть губки и обмакнуть ее в краску, чуть отжать и осторожно легко прикладывать к бумаге (трава, кусты, листья деревьев). Тонкую губку свернуть и закрепить скотчем, окрасить краской и печатать улиток или орнаменты.
- Печатанье фактурными, ребристыми обоями. Сделав фон для рисунка, наносим более темную или светлую краску на обои, и прикладываем к листу (кроны деревьев, траву, речку…). При этом обои хорошо промываются, что дает возможность использовать их много раз.
- Рисование пищевой пленкой (витражи). Нужно нанести пятна нескольких цветов акварельной краски или гуаши на всю поверхность листа. Прежде чем краска высохнет наложить пищевую пленку. Слегка нажимая на пленку оставить пустые дорожки, дать высохнуть и снять пленку можно образовавшиеся узоры обвести фломастером, создавая витражи.
- Мыльная живопись. Обмакнуть кисть в небольшом количестве воды. Затем повращать ворсинками кисти по поверхности куска мыла. Мыльную краску нанести на рисунок, создавая кистью волнистый узор, затем сделать то же самое краской другого оттенка. При рисовании образуются пузырьки, которые, высыхая, наглядно помогают увидеть фактуру красочных мазков кисти (волны, цветы, листья)
- Рисование набрызгом. Чтобы на рисунке появились красочные пятна, нужно обмакнуть кисть в яркую краску и держать над бумагой. Пальцем смахнуть с ворсинок кисти краску на бумагу, разбрызгивая ее по поверхности снова и снова.
- Геометрические отпечатки (ластиком). Нужно ластик разрезать пополам, или разрезать на треугольники, сделать ножом желобки, кружочки, треугольники. Затем нанести на губку разные краски и прикладывать печати к листу. Печатание линолеумом - процарапать геометрические фигуры или нужный рисунок на линолеумоме, покрыть краской и отпечатать.
- Рисование по сырому. Смочить лист водой, дать подсохнуть 30 секунд и можно рисовать, при этом краски расползаются в стороны, образуя нежные оттенки (облака, заря, деревья, радуга).
- Рисование на ткани. Положить ткань на плотную картонку и рисовать как на бумаге. Оставить для просушки, не снимая с картона.
- Рисование тычком. В старые пустые фломастеры вставить поролон, в результате получится круглый тычок. Обмакнуть в краску и нанести отпечаток на рисунок или глиняное изделие.
- Процарапанные узоры. На лист плотного картона нанести разноцветные пятна восковыми карандашами, полностью закрасить черной краской (гуашь, акварель). Дать краске высохнуть. С помощью ножниц процарапать рисунок.
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Ознакомительные занятия.
Знакомство с работой изокружка. Обучение правилам и технике рисования карандашом и кистью.
Тема № 1. Рисование свечой.
Обучение технике рисования. Знакомство с пейзажем, натюрмортом.
Знакомство с художниками:
- И.И.Машковым,
- Грабарь,
- И.И.Шишкиным.
Темы:
- “Шары в воздухе”,
- “Овечки в поле”,
- “Летят самолеты”,
- “Любимые игрушки”,
- “Белая береза”,
- “Зимняя сказка”,
- “Вишневый сад”,
- “Краски осени”.
Тема № 2. Монотипия.
Обучение технике рисования.
Темы:
- “Бабочки”,
- “Стрекоза”,
- “Волшебные пятна”.
Тема № 3. Рисование губкой.
Рассматривание иллюстраций. Обучение технике рисования
Темы:
- “Травка”,
- “Листопад”,
- “Ветер”.
Тема № 4. Рисование мыльной живописью.
Знакомство с техникой рисования. Рассматривание иллюстраций моря. Знакомство с живописью Айвазовского.
Темы:
- “Волны”,
- “Утес”.
Тема № 5. Рисование гелиевой серебряной ручкой.
Рассматривание кружев. Обучение и ознакомление с техникой рисования.
Темы:
- “Воротник”,
- “Паутинка”.
Тема № 6. Рисование широким картоном.
Ознакомление с техникой рисования.
Темы:
- “Грузовые и легковые машины”,
- “Зигзаги”.
- Коллективная работа “Город”.
Тема № 7. Рисование тонким картоном.
Ознакомление с техникой рисования.
Темы:
- “Дорога”,
- “Речка”.
- Коллективная работа “Деревня осенью”.
Тема № 8. Рисование тычком (декоративное рисование).
Ознакомление с техникой рисования. Ознакомление с дымковской росписью, рассматривание дымковских игрушек. Знакомство с городецкой, хохломской, филимоновской росписью.
Темы:
- “Дымковский орнамент”,
- “Узоры Дымки”,
- “Городецкой бутон”,
- “Роспись сундука”,
- “Хохломская веточка”,
- “Филимоновские узоры”,
- “Цветы”.
Тема № 9. Рисование пищевой пленкой.
Ознакомление с техникой рисования.
Темы:
- “Фон для рисования”,
- “Морозец”,
- “Мозаика”.
Тема № 10. Рисование по сырому.
Ознакомление с техникой рисования. Рассматривание пейзажей, иллюстраций.
Темы:
- “Земля – небо”,
- “Туман”.
Тема № 11. Рисование обоями.
Ознакомление с техникой рисования.
- Темы:
- “Травка”,
- “Речка”,
- “Облака”.
Тема № 12. Рисование набрызгом.
Обучение с техникой рисования.
Темы:
- “Фон для рисования”,
- “Рыбки”.
- Беседы о ночном небе, рассматривание иллюстраций: “Звезды”.
Тема № 13. Геометрические отпечатки.
Ознакомление с техникой рисования.
Темы:
- “Плед для мамы”,
- “Шторы на окно”
Тема № 14. Рисование на ткани.
Обучение с техникой рисования. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Земля – небо”,
- “Подсолнухи”.
Тема № 15. Рисование примакиванием (декор).
Ознакомление с техникой рисования. Ознакомление с гжельской росписью, рассматривание гжельской посуды. Обучение приему размазывания цвета.
Темы:
- “Узор на полосе”,
- “Цветы Гжели”,
- “Бутон”.
Тема № 16. Рисование от пятна.
Обучение с техникой рисования.
Темы:
- “Сказочный герой”,
- “Птицы”.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Тема № 1. Рисование свечой.
Закрепление техники рисования.
Знакомство с творчеством
- И.И.Левитана,
- И.И.Шишкина,
- К.С.Петров-Водкина,
- В.М.Васнецова.
Темы:
- “Морозные кружева”,
- “Цветы”,
- “Натюрморт”.
Тема № 2. Монотипия.
Закрепление техники рисования.
Темы:
- “Паучки”,
- “Сказочный лес”.
Тема № 3. Рисование губкой.
Закрепление техники рисования.
Темы:
- “Мель”,
- “Иней на ветках”.
Тема № 4. Рисование мыльной живописью.
Закрепление техники рисования. Рассматривание иллюстраций рек, озер.
Темы:
- “Водная рябь”,
- “Озеро”,
- “В глубинах моря”,
- “Астры”.
Тема № 5. Рисование гелевой серебряной ручкой.
Рассматривание бижутерии. Закрепление техники рисования.
Темы:
- “Колье”,
- “Серьги”,
- “Браслет”.
Тема № 6. Рисование широким картоном.
Закрепление техники рисования. Обучение круговому рисованию.
Темы:
- “Бабочки”,
- “Сова”,
- “Птицы”,
- “Радуга”.
Тема № 7. Рисование тонким картоном.
Закрепление техники рисования. Обучение круговому рисованию.
Темы:
- “Шары в небе”,
- “Овощи”,
- “Юбочки для кукол”.
Тема № 8. Рисование тычком (декоративное рисование).
Рассматривание игрушек, росписи. Продолжение знакомства с городецкой, дымковской, хохломской, филимоновской росписью.
Темы:
- “Городецкий конь”,
- “Петушок0индюк”,
- “Кони”,
- “Барыня”,
- “Тарелка на стенку”,
- “Хохломской букет”.
Тема № 9. Рисование по сырому.
Закрепление техники рисования. Рассматривание пейзажей, натюрмортов художников.
Темы:
- “Осень”,
- “Зима”,
- “Лето”,
- “Весна” - беседы о временах года,
- “Гроза”,
- “буря на море”,
- “Клумба цветов”,
- “Самоцветы”.
Тема № 10. Рисование пищевой пленкой.
Закрепление техники рисования. Беседа об абстрактной живописи – рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Одеялко”,
- “Ковер”,
- “Мебель”.
Тема № 11. Рисование обоями.
Закрепление техники рисования. Беседа о пейзаже.
Темы:
- “Березка”,
- “Деревенский пейзаж”.
Тема № 12. Рисование набрызгом.
Закрепление техники рисования.
Темы:
- “Снегопад”,
- “Салют”,
- “Дождь в лесу”.
Тема № 13. Геометрические отпечатки.
Закрепление техники рисования.
Темы:
- “Скатерть”,
- “Салфетки”,
- “Полотенце”.
Тема № 14. Рисование на ткани.
Закрепление техники рисования. Беседа о цветах.
Темы:
- “Маки”,
- “Васильки”.
Тема № 15. Рисование примакиванием (декор).
Беседы о гжельской росписи. Рассматривание гжельской посуды.
Темы:
- “Роспись посуды”,
- “Кокошник для снегурочки”,
- “Зимняя сказка Гжели”,
- “Сырная доска”.
Тема № 16. Рисование от пятна.
Закрепление техники рисования.
Темы:
- “Жучки”,
- “Паучки”,
- “Сказки”.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Тема № 1. Рисование свечой.
Беседы о пейзаже, чтение произведений А.С.Пушкина.
Темы:
- “Листопад”,
- “Зима уж на дворе”.
- Беседа о натюрморте.
Рассматривание картин.
Темы:
- “Ваза с цветами”,
- “Овощи и фрукты”.
- Коллективные работы: “Хоровод красок”, “Деревенские мотивы”, “Ночной город”.
Тема № 2. Монотипия.
Беседа о природе, рассматривание рисунков, картин.
Темы:
- “Насекомые”,
- “Натюрморт”,
- “Букет”.
- Коллективная работа “Одуванчики на лугу”.
Тема № 3. Рисование губкой.
Беседа о животных.
Темы:
- “Деревья в цвету”,
- “Пушистые животные”
Тема № 4. Мыльная живопись.
Беседа о ручьях, реках, морях. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением морей.
Темы:
- “Ручеек”,
- “Морская гладь”,
- “Корабли в море”.
- Коллективная работа “Морской коллаж”.
Тема № 5. Рисование гелиевой серебряной ручкой.
Беседа о кружевных изделиях. Рассматривание кружев и иллюстраций.
Темы:
- “Кружева”,
- “Салфетка”,
- “Снежинка”.
Тема № 6. Рисование широким картоном.
Беседа о ПДД. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Закат”,
- “Сказочный дом” (круговое рисование),
- “Фактурные дома”.
- Коллективная работа “Перекресток”.
Тема № 7. Рисование тонким картоном.
Беседы о временах года. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Деревья зимой”,
- “Ветка сосны”,
- “Кусты”.
- Коллективная работа “Снегири на ветках”.
Тема № 8. Рисование тычком (декоративное рисование).
Беседы о дымковской росписи, филимоновской игрушке, каргопольской игрушке, хохломской росписи.
Раскрашивание глиняных изделий:
- “Барышня”,
- “Олень”,
- “Конь”,
- “Свистульки”,
- “Поднос”
- Коллективная работа “Хоровод русской игрушки”.
Тема № 9. Рисование по сырому.
Беседа о временах года. Знакомство с абстрактной живописью. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Золотой луг”,
- “Цветущий сад”.
Абстрактный рисунок:
- “Узоры”,
- “Скатерть”.
Тема № 10. Рисование пищевой пленкой с вырезанным шаблоном дерева.
Беседа о витражах. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Осенний колорит”,
- “Зимние окна”,
- “Весенняя песня”,
- “Летний сад”.
- Коллективная работа “Витраж”.
Тема № 11. Рисование обоями.
Беседа о г. Электрогорске. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Пейзаж”,
- “Течет река”,
- “Аквариум”.
- Коллективная работа “Наш город”.
Тема № 12. Рисование набрызгом.
Беседа о планетах и звездах.
Темы:
- “Созвездия”,
- “Звездная ночь”,
- “Космос”.
- Коллективная работа “Млечный путь”.
Тема № 13. Геометрические отпечатки.
Беседа о ковровой живописи.
- Коллективная работа “Ковер для мамы”.
Тема № 14. Рисование на ткани.
Рассматривание расцветок тканей.
Темы:
- “Ткань для юбки, платья”.
- Коллективная работа “Текстильная фабрика”.
Тема № 15. Процарапанные узоры.
Беседа о графике. Рассматривание иллюстраций.
Темы:
- “Зимний лес”,
- “Ночная сказка”.
- Коллективная работа (на белом фоне) “Зимняя сказка”.