Программа элективного курса "В мире информации"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Стремительно развивающаяся научно- техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень развития современных технологий в стране зависит в первую очередь, от интеллектуального потенциала общества и, следовательно, от уровня развития образования в стране. Но сегодня мы должны понимать, что человек, не умеющий сам получать новую информацию - беспомощен в этом мире. Чтобы это уметь, надо обладать системно- логическим мышлением и тогда поиск станет систематичным, а действия, выводы и результаты логичными и обоснованными.

Наиболее сложным и важным звеном здесь является общеобразовательная школа. Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно- образовательная среда. Её создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Для создания, развития и эксплуатации информационно- образовательной среды необходимо полностью задействовать научно- методический информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, её решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями.

При этом должна быть решена проблема содержания образования на современном этапе, соотношения традиционных составляющих учебного учащегося, учителя и образовательной среды.

Элективный курс “В мире информации” предназначен для учащихся 9 классов основанной средней школы. Он реализируется за счет школьного компонента учебного плана как ориентированный курс для профильной специализации учащихся 9 классов при переходе их в старшую школу.

Его цель- оказание поддержки и помощи учащимся в их самоопределении и построении индивидуальной траектории.

Задачами курса являются:

  • оказание индивидуальной помощи учащимся 9 классов в их самоопределении и построении индивидуальной образовательной траектории на ближайшие два года.
  • оказание поддержки в поисках выбора возможной профессиональной деятельности.
  • создания положительной мотивации обучения в классах физико- математического профиля, естественного профиля, гуманитарного профиля старшей школы, развития познавательной активности учащихся.
  • знакомство с ведущими для данного профиля предметами изучения и с видами учебной деятельности.
  • повышение информационной компетентности учащихся.

Курс представляет собой блок занятий, рассчитанный на 8 учебных часов.

Основной принцип отбора материала определён целями курса и ориентирован на знания, умения и навыки, наиболее значимые для обучения по различным профилям и обеспечивающие качественную подготовку учащихся; на ознакомление учащихся с методами изучения профильных дисциплин в старшей школе; на осознание значимости изучаемых наук для освоения той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации; на осознание своих склонностей и способностей, возможностей в выборе профиля обучения и построения индивидуальной образовательной траектории.

Методы обучения направлены на развитие и активизацию учащихся, подготовку их к осознанному выбору продолжения образования: словесный, наглядный, частично-поисковый, самостоятельная работа, групповая работа.

Формы занятий предусматривают как традиционно и классно- урочные занятия, так и применение активных форм обучения.

Инструментарий для оценки результативности включает в себя защиту проектов, тестирование, анкетирование.

Учебно-тематический план

1 Введение Беседа, анкетирование (приложение 1) 1 ч.
2 Научно- технический прогресс в развитии технологий Лекция, реферативные

сообщения учащихся по отдедельным вопросам.

2 ч.
3 Формирование мира профессий и рынка труда в современных условиях Беседа (приложение 2), тестирование 1 ч.
4 Знакомство с системами управления информацией на предприятиях и государственных учреждениях Экскурсии, диспут по обсуждению итогов 2 ч.
5 Применение информационных технологий Защита проектов (приложение 3,4,5) 2 ч.

Содержание изучаемого курса

1. Введение.

Общая характеристика целей, задач, методов обучения по профильным предметам, знакомство с методами учебной деятельности учащихся Анкетирование учащихся с целью изучения степени их заинтересованности

в профессиональной деятельности.

2.Научно- технический прогресс в развитии информационных технологий.

Научная картина мира, эволюция этой картины. Методы познания окружающего мира. Роль информатики в создании научных представлений об окружающем мире. Знакомство с дополнительной литературой. Выбор тем для самостоятельной работы с дополнительной литературой. Реферативные сообщения по выбранным темам и их обсуждение. Подведение итогов.

3.Формирование мира профессий и рынка труда в современных условиях.

Влияния развития науки и производства на формирование мира профессий. Выделение группы профессиональных направлений, в которых необходимы глубокие знания информационных технологий. Формирование рынка труда в современных условиях. Профессии востребованные в нашем городе. Возможные пути построения личной образовательной траектории, учет своих склонностей, способностей, возможностей. Выбор дальнейшего профессионального образования. Тест: “В мире профессий” Е.Н. Прощицкая. Итоги тестирования.

4. Знакомство с системами управления информацией на предприятиях и государственных учреждениях

а) Знакомство с системами управления информацией на предприятиях и государственных учреждениях. Экскурсия на ведущие предприятия и учреждения города: ЦРБ, молкомбинат, железно- дорожная станция. Оформление отчетов экскурсии.

б) Отчет по проведенным экскурсиям: осуществление системы управления, диагностики, роль информационных технологий в управлении и работе. Кадровый потенциал предприятия, учреждения; перспективы развития предприятия, учреждения на ближайшее время; в том числе и потребности в квалифицированных специалистах, пути решения данной проблемы.

5.Применение информационных технологий.

Уровень подготовленности учащихся по информатики необходимым для успешного обучения по различным профилям. Разработка проекта: “Информационные технологии для физико- математического профиля”

“Информационные технологии для гуманитарного цикла”, и т.д.

Методические рекомендации.

Познакомить с целями и задачами профильного обучения, предметами, которые изучаются в каждом из профилей. Изучить информационные технологии, которые необходимы для каждого профиля.

1. Классы гуманитарного профиля.

Цели и задачи:

  • Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа структуры поэтического текста;
  • Выработка умений выделить аппарат программных средств для анализа литературного произведения;
  • Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературных исследований.

Основные вопросы:

Информатика и ИТ. Секретарь- делопроизводитель. Использование БД. Дизайн в полиграфии. Компьютерное делопроизводство. Создание Web- публикаций. Информационные технологии в праве и юриспруденции. Информационное моделирование экономических процессов. Информационные технологии и основы предпринимательства.

Компьютерная обработка коммерческой информации. Информационные технологии в экономике. Закрепляются и углубляются знания, полученные при изучении базового курса. Применение текстовых процессоров в современном делопроизводстве, управлении. Составление (возможно на основе имеющейся заготовки) деловых писем, контрактов, договоров, протоколов, бизнес- планов. Разработка приглашений, рекламных объявлений. Хранение, модификация, объединение, унификация текстовых документов. Основы делопроизводства, регистрация входящих и исходящих писем, приказов, распоряжений, договоров. Ведение компьютерных архивов. Компьютерные средства автоматизации делопроизводства.

Учащиеся должны знать:

Суть операций копирования, переноса, удаления фрагментов текста и роль буфера промежуточного хранения; логику слияния отдельных документов в один документ; основные требования закона о рекламе и общепринятые требования к содержанию рекламного объявления; установленный законом порядок сдачи отчетности в Налоговую инспекцию, знать основные установленные Министерством финансов формы налоговой отчетности и порядок их заполнения.

Учащиеся должны уметь:

Подготовить на компьютере документы, необходимые для регистрации фирмы; подготовить на компьютере основные финансовые документы "своей фирмы"; подготовить на компьютере деловой договор по установленным образцам; форматировать таблицы, использовать формулы в таблицах; использовать графические средства текстового процессора.

2.Классы естественно - научного профиля.

Цели и задачи:

  • Подготовка учащихся к жизни в информационном обществе;
  • Социальная адаптация учащихся к жизни в обществе с рыночной экономикой.

Основные вопросы:

Информатика и ИТ. Основы информационного моделирования. Основы экологии и природопользования. Офисные технологии. Обзор и классификация реальных задач обработки информации в офисе коммерческой организации. Основные подходы к организации работы в офисе. Понятие об интегрированных системах обработки коммерческой информации. Организация связи между различными системами обработки

информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Основные понятия, связанные с обработкой коммерческой информации в компьютерных сетях. Оплата товаров через Интернет. 'Электронная почта. Распределенные базы данных. Роль картотек в бизнесе. Понятие базы данных, системы управления базами данных (СУБД). Функциональные особенности СУБД. Фильтры. Формирование запросов, отчетов. Экспорт и импорт информации. Решение задач менеджмента. Создание с помощью СУБД информационно-поисковых систем по кадрам, товарам, финансам, фондам, материалам и т.д. Примечание: для примера можно использовать базу данных .

Учащиеся должны знать:

Принципы организации локальных и глобальных компьютерных сетей; основные услуги Интернет.

Учащиеся должны уметь:

Создавать интегрированные документы; совместно работать над одним проектом; находить информацию в Интернет, проектировать, создавать, редактировать базы данных; применять различные методы поиска информации; создавать запросы, формировать отчеты.

3.Классы физико - математического профиля.

Цели и задачи:

  • Развитие абстрактного мышления учащихся с помощью составления математических моделей задач реального мира.
  • Подготовить учащихся к решению задач физико- математического цикла.
  • Развитие навыков математического моделирования.
  • Научить использовать возможности табличного процессора при решении задач.
  • Подготовка учеников к учебе в высших учебных заведения.
  • Воспитание понимания того, что компьютер это формальный преобразователь информации.
  • Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс для активизации творческой деятельности учащихся.
  • Использование компьютерных технологий учащимися на уроках.
  • Организация тестового контроля учащихся.

Основные вопросы:

Информатика и программирование. Информатика и основы вычислительной техники. Обзор архиваторов, практическая работа с одним из архиваторов. Классификация вирусов. Обзор антивирусных средств. Настройка антивирусных средств, их практическое использование. Виды графической информации, применяемые в коммерческой деятельности. .Растровая и векторная графика. Знакомство с пакетами для работы с

различными видами графической информации. Основные слагаемые имиджа фирмы. Реклама: ее роль, назначение, виды, методы, способы реализации. Психологический аспект использования рекламных средств. Создание рекламных материалов компьютерными средствами. Создание рекламных компьютерных слайд-фильмов, презентаций на различные темы. В качестве практических работ можно изготовить рекламное объявление фирмы, презентацию. Далее можно провести конкурс презентаций, рекламных объявлений. Перед работой желательно познакомить учащихся с основными требования федерального закона "О рекламе " к содержанию и качеству рекламных объявлений.

Учащиеся должны знать:

  • Основные компоненты ПК и их технические характеристики;
  • основные мероприятия,
  • направленные на защиту информации, в том числе коммерческой,
  • понятия “растровая графика”,
  • векторная графика.
  • Основные программные средства и методы работы с растровой и векторной графикой.
  • Основные программные средства для подготовки презентаций.

Учащиеся должны уметь:

  • устанавливать и удалять программы,
  • восстанавливать информацию после удаления,
  • форматирования; использовать антивирусные средства;
  • работать с архивами;
  • создавать, редактировать растровые и векторные графические объекты;
  • подготовить на компьютере рекламное объявление "своей фирмы";
  • подготовить презентацию фирмы, или какой либо ее сферы деятельности.

Ожидаемый эффект от внедрения компьютерных технологий:

  • повышение мотивации обучения;
  • формирование у учащихся информационной картины мира;
  • понимание взаимосвязи между изучаемыми в школе дисциплинами;
  • повышение успеваемости;
  • сплочение коллективов классов;
  • правильный выбор профессии учащимися;
  • выработка умения правильно оценивать свои возможности и не пасовать перед трудностями;
  • умение доводить любое дело до конца, т.е. выработка трудолюбия;
  • развитие самостоятельности и умение принимать неординарные решения.

Литература

1. Захарова Т.Б. Профильная дифференциация обучения информатике в старшей ступени школы.-М.; МЦНТИ, 1997 ,

2. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учебное пособие для студентов педагогических вузов, М.; 2000 И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер; под общей редакцией М.П Лапчика. - М.: Издательский центр "Академия", 2001.- 624 с.

3. Программы общеобразовательных учреждений: Информатика. М.; Просвещение, 2000

4. А.Г.Гейн, А.И. Сенокосов “Информатика и основы вычислительной техники” (8-11). С - Петербург, 1999

5. А.Л. Семенов, Н.Д.Угринович “Информатика и информационные технологии”. М. Просвещение 1998

6. Р.А.Еннер, Н.Н.Пустоваченко • (ГМЦИТ) “Информатика и программирование”. М., Просвещение 2000

7. Компьютерное делопроизводство (программы учи гелей г .Мурманска).