Ведущий: - Дорогие ребята, родители, гости! Сегодня мы собрались с вами на праздник.
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Веселый шумный праздник пришёл сегодня в зал,
И осень золотая спешит на праздник к нам.
(Открывается занавес. На пеньке сидит и спит Осень)
- Посмотрите, что-то Осень не спешит к нам. Тихо… она, кажется, спит.
Ученик читает стихотворение
К.Бальмонт
ОСЕНЬ
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее Море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья.
(Осень просыпается и начинает плакать)
Ведущий:
- Дорогая, Осень! Расскажи нам, что случилось? Может тебе что-то приснилось?
Осень:
Мне приснился грустный сон:
Будто я пришла в свой дом,
Но его я не узнала…
(Помолчала, что-то ищет)
Я где-то краски потеряла. (Показывает пустую палитру)
(Снова плачет)
Ведущий: - Что же делать? Чем её успокоить? Что придумать? Как помочь?
(Немного подумав, обращается к Осени)
- Не плачь! У меня идея! В городе Сургуте в школе №43 есть такие славные ребята, которые могут любые краски найти. Это ученики 3 В и 1Б класса. Надо им отправить срочную телеграмму. (Осень вместе с ведущей составляют телеграмму. Текст: Ребята! Помогите найти краски Осени. Очень надеюсь на вашу помощь.)
Занавес закрывается
Ведущий (с телеграммой и пустой палитрой) обращается к присутствующим.
Ведущий:
- Ну, что ж, поможем Осени найти краски?
По волшебной сказке
Разбежались краски…
- Соберём все осенние краски на палитру! Какие краски осени вы знаете?
Ученик:
Краска синяя
На небо взобралась,
Сверху капала
И в речку растеклась.
Ведущий:
- Кто же поможет с неба достать нам синюю краску? (За сценой звучат крики улетающих птиц)
- Мне кажется что кто-то плачет.
Ученик:
Это птицы в стаи сейчас соберутся
Улетят, а весной к нам вернутся.
Высоко, высоко от земли
Пролетели на юг журавли.
(На сцену выходит журавушка, машет крыльями, изображает танец журавля)
Ведущий: - Журавушка, ты уже улетаешь?
Журавушка:
Да, мне на юг лететь пора,
Наступают холода.
Не горюйте, я весной к вам вернусь,
А здесь я замёрзнуть боюсь.
Ведущий: - Жаль, а мы думали, что ты нам поможешь. Как же нам быть?
(Ведущий ходит по залу задумавшись)
Журавушка: - Чем я могу вам помочь?
Ведущий: - Беда у нас приключилась, осень краски потеряла. Дом у неё совсем нерадостный.
Журавушка: Тогда задержусь ненадолго. Помогу синюю краску с неба достать, если увижу ребят наблюдательных и внимательных.
Ведущий: Да ты посмотри, как внимательно ребята тебя слушают, значит, они все внимательные.
Журавушка: Слушают- то они внимательно. А вот могут ли за птицами наблюдать? Если назовут приметы осенние, которые птицы “на крыле несут”, срезу в небо за краской отправлюсь.
Ведущий: Ну, я думаю смогут. Сможете, ребята?
1-й ученик: Не спешат к отлёту на юг журавли — стужа наступит не скоро, зима будет мягкой.
2-й ученик: Отлетели журавли на юг — через три недели начнутся морозы.
3-й ученик: Осенью летают журавли низко, тихо и быстро — за несколько часов до наступления ненастья.
4-й ученик: Осенью, отлетая на юг, летят журавли высоко, громко курлычут — к долгой и холодной зиме.
5-й ученик: С утра синицы начинают пищать, держаться около построек, стремятся забраться под крышу — к ненастью, холодам, морозам, метелям.
6-й ученик: Зимой снегири под окошками щебечут — к оттепели.
Журавушка: Ну, спасибо, вам ребята, увидела я среди вас ребят наблюдательных и внимательных. Помогу я вам, сейчас принесу вам синюю краску. Подождите.
(Журавушка уходит.)
Ведущий: Пока журавушка за краской полетела, мы вспомним птиц, которых по праву можно назвать зимующими.
(Ведущий показывает ребус, где зашифровано название птицы.)
Ребусы: цисыии (синицы), орейвбо (воробей), скётл (клёст), касой (сойка)
(После разгадывания каждого ребуса ведущий рассказывает интересные факты о птице)
Синица — зимой птицам не до песен, а вот синица начинает петь ещё в феврале, когда стоят лютые морозы.
Воробей — удавалось ли вам слышать песню подо льдом? А поёт её оляпка — водяной воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая туда через прорубь. Здесь теплее, чем на морозе. На дне - сколько угодно жуков, ешь сколько хочешь. Чего ей не петь! Вот и распевает она песенки под ледяным потолком, увешанным звонкими сосульками.
Клёст — необычная птица. Песню клест можно услышать уже в январе. Птенцы у клеста появляются зимой, когда мороз чуть ли не в сорок градусов ( птицы эти водятся в холодных районах). Правда, мать не слетает с гнезда, согревая голеньких птенчиков. А корм приносит заботливый отец.
Сойка — это самая жадная птица из всех. Если положить прикормку (зимой она прилетает к человеческому жилью), то можно наблюдать такое. Кидается к самому большому куску, хватает, и в лес. Спрячет и снова летит. Так и мечется туда-сюда. А иногда первым схватит кусок поменьше, затем пытается взять побольше, но не получается. Так и хватается она то за один, то за другой. Жадность берет свое! Наконец, изловчившись, она ухитряется к большому куску прихватить и маленький.
(Входит журавушка с синей краской)
Ведущий: А вот и Журавушка — наш помощник.
Журавушка: Вот возьмите. Я думаю, Осень теперь повеселеет. А мне пора, до свидания.
Ведущий: - Вот и появилась первая краска на нашей палитре.
Ученик: Краска белая побегала слегка –
Стали серыми на небе облака.
Ведущий: - Достанем серую краску.
Ученик 1:
Кругом цветные зонтики
Раскрылись под дождем.
Пустились чьи-то ботики
От дождика бегом.
Ученик 2:
Напрасно мама ахала
Льет дождик, ну и пусть.
Я вовсе не из сахара
Растаять не боюсь.
Ученик 3:
Нам под крышу с девчонками
Не хочется идти.
Как рыжики с масленками
Спешим мы подрасти!
(Танец с зонтиками)
Игра “Галоши” (обойти в галошах с зонтом лужи)
(Девочки 3 В класса исполняют песню “Тучи”)
Ведущий: - Вот и серая краска появилась на нашей палитре.
Ученик:
Краска жёлтая упала на листву
И с деревьев полетела на траву.
Ведущий:
- Чтобы достать жёлтую краску нам нужно отгадать загадки.
Маленький Егорка
Упал в озёрко.
Сам не потонул
И воды не всколыхнул. (Лист)Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (Листопад)Она под осень умирает
И вновь весною оживает,
Коровам без неё беда,
Она их главная еда. (Трава)Осень в лес пришла
Красный факел зажгла.
В пламени дрозды снуют
И, галдя, его клюют. (Грозди рябины)Висят на ветке
Золотые монетки. (Листья)
Ведущий: - Верно. Жёлтую краску нам помогут найти листья.
Ученик:
Вьётся в воздухе листва,
В жёлтых листьях вся земля.
У окошка мы сидим и глядим наружу.
Шепчут листья: “Улетим”
И ныряют в лужи
Игра “Листопад”
Участвуют по 2 человека от класса. Нужно среди множества листьев, рассыпанных на полу, собрать листья (берёзы, дуба).
Ведущий: - Вот и ещё один цвет мы нашли.
Ученик:
Краска красная в подарок сентябрю
Разукрасила все овощи в саду.
Сказка о том, почему помидор стал красным.
Ведущий. В давние времена жили на одном огороде овощи.
Огурец: Я – веселый молодец. Я – зеленый огурец.
Капуста: Без меня на грядке пусто, а зовут меня капуста.
Лук: Без меня вы как без рук. В каждом блюде нужен лук.
Помидор: Любят дети с давних пор вкусный, сладкий помидор.
Ведущий: Хозяйка любила свой маленький огородик и каждый день поливала его.
Хозяйка: Я полью свой огород, он ведь тоже воду пьет. (Ходит с леечкой и поливает огород)
Ведущий: Овощи с каждым днем росли и зрели. Жили они дружно, никогда не ссорились. Но однажды помидор решил, что он лучше всех и начал хвастаться.
Помидор:
Я на свете всех вкусней
Всех вкуснее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете.
Огурец:
Слушай, это просто смех –
Хвастать, что ты лучше всех.
Лук.
Не поймет никак он, братцы,-
Некрасиво задаваться.
Ведущий: А помидор свое твердил.
Помидор:
Я на свете всех вкусней,
Всех круглее, зеленее.
Меня взрослые и дети
Любят больше всех на свете!
Овощи: Хвалился, хвалился и с куста свалился.
Ведущий: В это время на огород пришла хозяйка, чтобы собрать овощи на обед. Всех с собой взяла, а помидор не заметила.
Овощи:
Не хотел быть с нами дружен,
Будешь никому не нужен!
Ведущий: Стыдно стало помидору. Заплакал он и покраснел от стыда.
Помидор: Вы меня, друзья, простите. Вы с собой меня возьмите.
Ведущий: Услышала эти слова хозяйка, сжалилась над помидором, пришла и взяла его с собой. Хотите – верьте, хотите – нет, но с тех пор осенью помидоры всегда становятся красными.
Не верите – посмотрите сами.
Ведущий: - Что-то неспокойно среди овощей.
Сценка “Овощи”
Ведущий:
Солнце греет, дождик поливает,
Овощи скорей растут и созревают:
Баклажаны синие, красный помидор
Затевают умный и серьёзный спор.
Кто-то из овощей:
Кто из нас из овощей и вкуснее и нужней,
Кто при всех болезнях будет вам полезней.
Ведущий: Выскочил горошек, ну и хвастунишка,
Горошек:
Я такой хорошенький зелёненький мальчишка,
Если только захочу, всех горохом угощу.
Ведущий: От обиды покраснев, свёкла проворчала:
Свёкла:
Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала.
Я нужна и для борща, и для винегрета,
Кушай сам и угощай, лучше свёклы нету!
Капуста:
Ты уж, свёкла, помолчи, из капусты варят щи,
А какие вкусные пирожки капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки,
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.
Огурец:
Очень будете довольны, съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик, вам понравится, конечно.
На зубах хрустит, хрустит, я могу вас угостить!
Редиска:
Я румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко,
А хвалить себя зачем, я и так известна всем.
Морковь:
Про меня рассказ недлинный, кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок и грызи морковку -
Будешь ты всегда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Ведущий: Тут надулся помидор и промолвил строго:
Помидор:
Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного.
Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный.
Ведущий:
У окна поставьте ящик, поливайте только чаще,
И тогда, как верный друг, к вам придёт зелёный лук.
Лук:
Я приправа в каждом блюде и всегда полезен людям,
Угадали? Я ваш друг - я простой зелёный лук.
Картошка:
Я, картошка, так скромна, слова не сказала,
Но картошка всем нужна -и большим, и малым.
Баклажан: Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Ведущий: Спор давно кончать пора, спорить бесполезно!
Осень: К нам кто-то, по-моему, идёт, кто-то, кажется, стучится.
Все: Это Доктор Айболит.
Айболит: Ну, конечно, это я, что вы спорите, друзья?
Кто-то из овощей:
Кто из нас, из овощей, всех вкуснее и нужней,
Кто при всех болезнях будет всем полезней?
Айболит:
Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить
Все без исключенья, в этом нет сомненья.
В каждом польза есть и вкус, и решать я не берусь,
Кто из вас вкуснее, кто из вас важнее.
Где больные?
Ведущий: Что вы! Что вы! Дети у нас здоровы.
Айболит: Значит, я попал в беду, адрес перепутал?
(Вынимает из кармана записку, пытается его прочесть)
И очки я не найду (очки на лбу)
Ведущий: Одну минутку! Где записка! Мы её прочитаем.
Правильно, конечно: наша улица, наш дом. Мы давно вас в гости ждём.
Айболит: Как я рад, что все здоровы, а загадки вы отгадывать готовы?
Загадки
1. Как на нашей грядке выросли загадки,
Сочные да крупные, вот такие круглые,
Летом зеленеют, осенью краснеют (помидор)2. Расту на грядке я - длинная, красная, хвостатая.(морковь)
3. Бордовые пузатые, как бочки.
Сидят они в земле по одиночки (свекла)4. Сарафан на сарафан, платьице на платьице,
А как станешь раздевать, досыта наплачешься (лук)5. Неказиста, шишковата, а придёт на стол она
Скажут весело ребята: - Ну, рассыпчата, вкусна! (картофель)
Ведущий: - Пополнилась наша палитра красным цветом.
Ученик: Не зевала и зелёная без дела:
Забывать верхушки сосен не хотела.
Ведущий:- Помогут нам достать зелёный цвет деревья, которые всегда носят зелёный наряд. Назовите их. (Дети называют)
Ведущий: - А как называются плоды ели, сосны? (шишки)
Игра “Перенеси шишки”. (В ложке перенести шишки)
Ведущий:- Вот и зеленый цвет появился. Разбежались краски по осенней сказке.
Ученик:
Только чёрная сначала что-то заскучала.
Но и ей нашлась работа – улеглась на дно болота.
Ведущий:
Ах, спасите, помогите!
Из болота выводите!
Игра “По кочкам”
Ведущий:
Осень на опушке краски разводила
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник и зарделись клены
В пурпуре осеннем дуб стоит зеленый.
Дождик за окошком все стучит: тук-тук:
Не грусти ты Осень, солнце выйдет вдруг.
Песня “Под зонтиком”
Ведущий: - Вот и нашлись все краски. (На сцену выходит Осень)
Осень:
Я осень золотая, поклон вам, мои друзья!
Давно уже мечтаю о встрече с вами я
Вы любите, когда я прихожу?
Я красоту повсюду навожу.
Смотри, уж в золоте багряный лес.
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковёр лежит златой -
Лишь только осенью увидите такой.
- Спасибо, ребята, что отыскали все краски мои. Оказывается все осенние краски рядом, надо только внимательно посмотреть вокруг.
Ученик:
Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла,
И тебя мы, осень, спросим, что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки,
Дети: Значит, будут пироги.
Осень: Принесла вам гречки,
Дети: Каша будет в печке.
Осень: Принесла вам овощей,
Дети: И для супа, и для щей
Осень: Рады ли вы грушам?
Дети: Мы их впрок насушим.
Осень: Я уж яблоки, что мёд
Дети: На варенье и компот
Вместе:
Ты и яблок, ты и мёда, ты и хлеба принесла,
А хорошую погоду ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо
Ученик:
Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
На бледную речную гладь,
Помедли, осень, покажи
Мне желтых листьев витражи,
Дай убедиться не спеша,
Как тишина твоя свежа
И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин.
Осень:
Знайте, Осень, не только дождик.
Это – пестрый, нарядный зонтик.
Это – яркие гроздья рябины,
Это – желтый листочек в росе,
Это – фруктов большая корзина,
Сочных, вкусных, полезных всем!Быстро время пролетело,
Расставаться нам пора.
Ждут меня еще заботы,
До свиданья, детвора!
Ведущий:
- Вот закончился наш праздник. Но не заканчивается на этом осенняя сказка. Вы обязательно узнаете её продолжение, когда выйдете на улицу и внимательно посмотрите вокруг.