Школьный музей – центр внеклассной работы общеобразовательного учреждения.

Разделы: Внеклассная работа


Наш музей “Культурное наследие” был открыт 10 октября 2003 года. <слайд1>

Музей занимает 165 кв. м, из них 116 кв.м. – экспозиционно – выставочная площадь, 49 кв. м. – площадь под хранение фондов. <слайд2>

Основные направления работы музея:

  • изучение и пропагандирование творчества писателей и художников Хабаровского края,
  • культуры малых народностей Амура,
  • поддерживание связи с современными писателями и поэтами,
  • художниками города Юности,
  • ветеранами труда и Великой Отечественной войны. <слайд3>

Цели работы:

  • приобщение лицеистов к искусству,к углублённому изучению дальневосточной литературы, живописи, к богатейшим культурным традициям своего народа, Хабаровского края, к сохранению культуры малых народностей

В музее проводятся встречи, экскурсии, выставки, познавательные часы, различные конкурсы. Музей поддерживает тесное содружество с учреждениями культуры города. <слайд4>

Экспозиция музея состоит из 5-ти разделов:

  1. История строительства города и его первостроители; <слайд5>
  2. Быт и культура коренных народностей Приамурья; < слайд6>
  3. Комсомольчане – первостроители и участники Великой Отечественной войны; <слайд7>
  4. История литературного объединения города Комсомольска, писатели коренных народностей Приамурья, современные писатели Хабаровского края;<слайд8>
  5. Творчество художников города. <слайд9>

Музейный фонд насчитывает около 500 единиц хранения.

В музее есть личные вещи и награды первостроителей и ветеранов ВОВ, много книг, подаренных писателями и поэтами с автографами.

В экспозиционную деятельность вовлечены не только активисты музея, но и учащиеся лицея.

К 75-летию города музеем было предложено коллективное творческое дело –проект “Улицы нашего города”. Были разработаны задания для 7-11 классов по подготовке проектов. В ходе работы учащиеся изучали историю улиц, проводили фотографирование особо значимых объектов, видов улиц, делали описание зданий, проводили поисковую работу, которая впоследствии могла быть использована в дальнейшей работе как учителями, так и учащимися. Исследованный материал ребята полно и эстетично оформили в буклеты. <слайд10>, < слайд11>

Учащиеся средних классов получили задание – подготовиться к конкурсу рисунков по теме “Город глазами детей”. Ребята сдали в музей очень качественные рисунки, в которых запечатлены различные уголки города. история строительства города и его будущее.

По результатам работы над этим коллективным проектом были подведены итоги и награждения, а в музее установлена экспозиция “Город глазами детей”. <слайд12>

Но любой город славен прежде всего людьми, которые отдают все свои силы, знания и умения на его развитие и процветание.

Ребята из поисковой секции собрали материал о ныне живущей первостроительнице города Ковалень Зинаиде Макаровне, которая приехала на строительство города в 1934 году по второму призыву. Активисты посетили Зинаиду Макаровну, рассказали ей о том, чем живут учащиеся лицея. В ходе беседы узнали, что в нашем лицее учились её внук Игорь, который окончил лицей в 2004 году, правнук Александр окончил лицей в 2001 году, в данное время учится правнучка Черкасская Дарья. < слайд13>, <слайд14>

Активисты музея интересуются и судьбой выпускников лицея: постоянно собирают материал о жизни, учебе и интересных делах учащихся выпускных классов, оформляют собранный материал и делают его достоянием всех посетителей музея. Этот материал очень интересует всех. < слайд15>

Большую работу провела поисковая секция с ребятами по подготовке и проведению краеведческой викторины “Это нашей истории строки”. Ребята вместе с руководителем музея составили вопросы к викторине для детей разного возраста:

1-4 классов, 5-7 классов, 8-11 классов. <слайд16>

Лучшая работа Шукиной Виктории была направлена на городской конкурс.

Центральное направление в работе музея – изучение истории образования и развития литературного объединения города, знакомство с творчеством писателей и поэтов-комсомольчан. За последние три года ребятами поисковой секции были собраны и изучены материалы о первых писателях и поэтах города. Ученицей 11 класса Бельской Екатериной была подготовлена работа по теме “Петр Комаров – певец дальневосточной природы”, которая заняла 1 место в городском конкурсе. <слайд17>

Большой интерес у посетителей вызывает материал о нанайских писателях и поэтах: Акиме Самаре, Андрее Пассаре, Григории Ходжере. < слайд18>, <слайд19>

Особенно ценны встречи, живое общение с ними. За время работы музея были проведены встречи с писателем и художником Масловским Федором Харитоновичем, писателем Хлебниковым Геннадием Николаевичем. Очень частыми гостями являются председатель литературного объединения Гранит Федорович Пересторонин, <слайд20> Валентина Петровна Ионова, Юрий Николаевич Николаев. Между литературным объединением и музеем лицея был подписан договор о сотрудничестве. <слайд21> Ребята лицея, которые пишут стихи, прозу, бывают на заседаниях данного объединения. В данное время стихи Манчука Данилы, Турченко Дарьи, Рыбаковой Александры готовятся к печати в поэтической книге города. На последней встрече с поэтом Асламовым М. Ф. и А. Лозиковым стихи этих совсем юных поэтов получили одобрение. Незабываемое впечатление произвела встреча ребят музея и лицеистов с московской писательницей В. .Боровиковской, автором книги “Эпилог”.

Не оставила равнодушными ребят и встреча с Хабаровскими писателями А. Максимовым, М. Дичули, И. Костенко, которые поделились своими планами на будущее, рассказали о работе над произведениями.

Особое место в работе литературно – краеведческой секции занимают литературные гостиные. На этих заседаниях ребята знакомились с историей заселения и освоения Дальнего Востока (литературная гостиная по книге Анатолия Максимова “Губернатор Сибири. Русские тропы”), с творчеством дальневосточного поэта П.С.Комарова. Прошли презентации книг Геннадия Николаевича Хлебникова “На пределе”, <слайд22> Ольги Ефимовны Щербаковой “Обо всём понемногу” < слайд23>. На литературных гостиных ребята не только слушают информацию, но и читают свои произведения, обсуждают их, слушают критические замечания, что способствует более тщательному отбору стихотворений, выносимых на обсуждение.

Ежегодно музей проводит конкурс чтецов по различной тематике, что стимулирует ребят к знакомству с поэтическими произведениями.

На базе музея работают три литературных кружка для учащихся младших классов и учащихся 6– х классов, которые направлены на более глубокое изучение культурного наследия Хабаровского края. В этом году в основном проводилась работа, направленная на достойную встречу 75-летия Комсомольска – на – Амуре.

Музей поддерживает связь с художниками города. В музее представлена история образования и развития Союза художников.

Были проведены встречи с художницей Волобуевой Валерией Ивановной <слайд24>, которая при встрече познакомила учащихся с лоскутно – бисерной техникой выполнения работ и передала в дар музею свою картину. Здесь на встрече ребята еще узнали Валерию Ивановну и как композитора и певицу, так как гостьей были исполнены произведения, написанные ею.

Несколько встреч с художником, краеведом, писателем Павлом Лукичом Фефеловым < слайд25> были проведены непосредственно в лицее. Затем пригласил активистов музея в свою творческую мастерскую, чтобы поближе познакомить с трудом художника, показать свои работы и просто попить чайку. Ребята были очень благодарны художнику за столь гостеприимный прием. По итогам всей проделанной работы оформлены очень содержательные альбомы, которые знакомят с деятельностью художника всех посетителей музея.

Много встреч было проведено в музее, и все они оставили неизгладимое впечатление и надолго останутся в памяти ребят.

Музей совместно с детской организацией “Лицейское содружество” проводит шефскую работу с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами труда: проводит встречи с ветеранами, на которых ребята узнают много нового и познавательного о пережитых этими людьми годах. Активисты музея посещают ветеранов на дому, готовят им подарки. Совместно с центром “Забота” музей проводит заседания, где обсуждаются итоги шефской помощи, которая приносит радость и ребятам, и самим ветеранам. <слайд26>

Ребята поисковой секции, которой руководит Шелестов Юрий, собрали материал по теме “Промышленные предприятия города Комсомольска в годы Великой Отечественной войны”, о ветеранах войны Кустове И. С. и Селиной А. И., по Мемориальному комплексу г. Комсомольска – на – Амуре, разработали цикл бесед по темам “Герои – комсомольчане”, “Маленькие герои большой войны”, “Боевые награды России”, “Города – герои”, оформлены витражи о героях – комсомольчанах, стенды об участниках войны. <>слайд27> Учащиеся лицея ежегодно несут достойно вахту на Мемориальном комплексе, проводят встречи с Швецовым Е.Ф., Ивановой О. Ф., членами клуба “Боевые подруги”.

Поисковой и оформительской секцией была оформлена рукописная книга “Ветераны Великой Отечественной войны” <слайд28>, в которую вошли материалы о тридцати двух ветеранах, среди них есть и родственники наших лицеистов.

В музее устраиваются и торжественные приемы ветеранов войны и труда, силами учащихся даются концерты, которые доставляют истинное удовольствие ветеранам, проводятся минуты нравственности, классные часы с приглашением ветеранов.

В музее регулярно представляются передвижные выставки экспонатов краеведческого, художественного музеев, детской художественной школы <слайд29>. Эти выставки вызывают живой интерес у ребят. Замечательно то, что экскурсии по этим выставкам проводят сами ребята. Музеем был проведен конкурс детского рисунка под девизом “Город глазами детей”.

Активисты музея ежегодно участвуют в проводимых городских конкурсах, занимают призовые места, о чем свидетельствуют награды. <слайд30>

В работе музея сохраняется преемственность, так активисты старших классов проводят занятия с ребятами средних классов по подготовке к работе в составе актива музея на следующий год.

На базе музея проводятся городские семинары для руководителей школьных музеев, заместителей директоров школ города, школьных библиотекарей. <слайд31>

Деятельность музея нашла свое отражение в средствах массовой информации <слайд32>

В музее постоянно проводятся экскурсии для учащихся лицея и гостей лицея. Музей за довольно короткое время получил широкое развитие. Его посетили не только гости города и Хабаровского края, но и гости Москвы и Японии.

В общей сложности в этом учебном году посетили музей около 700 (семисот) человек.

В музее ведется гостевая книга, в которую посетители заносят свои впечатления о музее. <слайд33>

Приложение.