Открытый урок по технологии на тему "Информационные технологии"

Разделы: Технология


Технология – Итоговый урок-игра по теме.

В 9А классе – 24 учащихся, из них - 15 девочек, 5 мальчиков. В 9Б классе – 23 человека, из них 10 девочек, 13 мальчиков. В 9А классе из девочек могут работать

  • на творческом
  • на конструктивном
  • на репродуктивном уровне развития.

Класс темпераментный, по результатам анкетирования среди девочек:

  • Сангвиников –
  • Холериков –
  • Меланхоликов –
  • Флегматиков –

В 9Б классе из девочек могут работать

  • на творческом
  • на конструктивном
  • на репродуктивном уровне развития.

Класс тоже активный, темпераментный, по результатам анкетирования

  • Сангвиников –
  • Холериков –
  • Меланхоликов –
  • Флегматиков –

Ко всему новому оба класса относятся позитивно, уровень сформированности общеучебных навыков и умений достаточный. Преобладают дети с высокой познавательной активностью.

При проведении уроков я стараюсь осуществить системно-деятельностный подход, который проявляется в активизации мыслительной, речевой и трудовой деятельности ученика.

По окончании изучения темы “информационные технологии” проводится итоговая игра по типу “Брейн-ринг”. Участвуют две команды по 6 человек. Учащиеся от ведущего (в роли ведущего – учитель) получают задания, вопросы, дают ответы, за которые получают баллы. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов.

Форма работы на уроке – бригадная.

Тип урока – обобщающий.

Если подробно остановиться на трёх дидактических целях, то они включают:

Образовательные цели:

  1. Обобщить и систематизировать знания из раздела программы “Информационные технологии”
  2. Продолжить развитие умений учащихся переноса знаний в новую ситуацию.
  3. Повысить познавательную активность учащихся.

Развивающие цели:

  1. Развитие инициативы, самостоятельности, уверенности в своих силах.
  2. Развитие творческого мышления.
  3. развитие способностей преодоления трудностей

Воспитательные цели:

Воспитать:

  1. ответственность
  2. деловитость
  3. эмоциональную уравновешенность
  4. активность
  5. любознательность
  6. трудолюбие
  7. приветливость
  8. стремление к взаимовыручке

На данном уроке выделены следующие его этапы:

  1. Актуализация знаний
  2. Повторение и обобщение материала
  3. Рефлексия (осуществляется как по ходу игры, так и на завершающей его стадии)
  4. Контроль в ходе игры
  5. Проверка домашнего задания в ходе игры.
  6. Подведение итогов.

Применяемые методы обучения: частично – поисковые.

При работе в команде учащиеся должны показать результат самостоятельной работы, в частности:

  1. знания основных функций оргтехники;
  2. знания основных видов услуг, предоставляемых операторами сотовой связи;
  3. показать результаты своих творческих поисков при выполнении домашнего задания.

Ход урока

Тема: Информационные технологи.

Технология: Итоговый урок - игра по теме.

Сегодня мы проводим с вами заключительный урок – игру по указанной теме “Брейн-ринг” и назовём её “Поколение NEXT”.

У нас участвуют 2 команды из 9а и 9б классов. Каждая команда получила несколько домашних заданий и поработала над ними самостоятельно.

Цель: Сегодня, девочки, вы сможете показать свои знания по пройденному разделу “Информационные технологии” и представить домашнее задание. За каждый правильный вариант жюри ставит вам 5 баллов.

Задачи: По ходу игры вы покажете:

  1. знания по блоку программы “Офисная оргтехника”
  2. знания по блоку “Возможности компьютера”
  3. знания по блоку “Телефонная связь”
  4. умение получения необходимой информации из дополнительных источников и её использования на данном уроке

А сейчас я хочу представить вам жюри (идёт представление жюри)

Приступаем к игре.

  1. Ведущий объявляет правила игры.

Девочки, после каждого вопроса при знании правильного ответа вы должны нажать на кнопку и дать ответ. В некоторых заданиях капитан команды будет объявлять отвечающего.

А гости тоже принимают в игре активное участие и будут выбирать

1. самого активного игрока

2. игрока на приз зрительских симпатий.

Для этого выдадут карточки с именами игроков. Около имени понравившегося игрока ставим галочку.

А сейчас своё приветствие покажет 9а класс (команда выступает и рассаживается по местам).

Следующее приветствие – команда 9б класса (команда выступает и рассаживается по местам).

Жюри называет баллы за приветствие.

Начало игры

1. На скорость ответа

Что подразумевается под информационными технологиями?

(жюри называет баллы)

2. На скорость ответа

Перечислите офисную оргтехнику (средства ввода, отображения, хранения, передачи информации)

(жюри называет баллы)

3. На скорость ответа

Дать определение принтера. Виды принтеров.

(жюри называет баллы)

4. Ведущий: “ Вы назвали 3 вида принтеров, и сейчас капитаны подойдут и вытянут задания” (рассказать задания – три карточки, с названием принтера, вытянуть карточку и рассказать)

5. Практическое задание.

Определить по тексту вид принтера, на котором он отпечатан.

(жюри называет баллы)

6. Блиц-турнир.

Быстро ответить на вопрос.

Правильный ответ – 1 балл.

  1. Что такое ксерокс?
  2. Что такое факс?
  3. Что такое сканер?
  4. Для чего используется модем?

Компьютерная сеть “Интернет”

7. На скорость

Когда и в какой стране появилась сеть “Интернет”?

(жюри называет баллы)

8. На скорость

Перечислить возможности Интернета

(жюри называет баллы)

9. Практическое задание

Ведущий - Вы перечислили возможности Интернета и сейчас капитаны получат задание для команды (вытянуть карточку и подробно рассказать об одной из возможностей)

(жюри называет баллы)

10. Практическое задание.

Написать электронный адрес:

1) Президента России

2) Президента США

Подходят капитаны и вытягивают задание.

(жюри называет баллы)

11. Рассказать, как можно использовать компьютер в таких сферах производства, как

  1. швейное дело;
  2. рукоделие – вышивка

Подходят капитаны и вытягивают задание.

12. Блиц-турнир:

  1. Кто такой провайдер?
  2. Как называются составные части электронного адреса?
  3. Назвать три типа связи при передаче информации

(жюри называет баллы)

Техника для телефонной связи.

13. На скорость ответа

Кто и в каком году изобрёл телефонную связь?

(жюри называет баллы)

14. На скорость ответа

На какие типы делятся телефоны по принципу работы? Рассказать о преимуществах одного из них.

(жюри называет баллы)

15. На скорость ответа.

Перечислить виды телефонов.

(жюри называет баллы)

16. На скорость ответа.

Чем отличается радиотелефон от сотового телефона?

(жюри называет баллы)

17. На скорость ответа.

Назовите операторов сотовой связи в г. Кирове

18. Практическая работа.

Перечислить тарифные планы операторов МТС, Билайн, Мегафон (капитаны вытягивают карточки с заданием и готовятся письменно)

(жюри называет баллы)

19. На скорость ответа

Какие факторы влияют на качество сотовой связи?

(жюри называет баллы)

20. Перечислить функции сотовых телефонов (команды пишут функции и представляют их жюри)

(жюри называет баллы)

21. Практическая работа

Передача MMS сообщений (ведущий выдаёт команде карточку с текстом и номером телефона)

(жюри называет баллы)

22. Блиц – турнир

  1. Что такое роуминг?
  2. Что такое биппер?
  3. Что означает плата за трафик?

Правильный ответ – 1 балл

23. Конкурс капитанов

Капитаны команд готовят по три вопроса и задают их друг другу

Правильный ответ – 1 балл

Ведущий обращается к жюри и просит подготовить данные:

  • на самого активного игрока
  • на приз зрительских симпатий.

Жюри подсчитывает баллы

В это время готовится к показу домашнего задания команда 9Б класса.

24. Домашнее задание: команда представляет тарифы сотовой связи, разработанные самостоятельно. Реклама тарифа.

Ведущий: А сейчас свой тариф представит команда 9Б класса.

Команда 9А класса представляет рекламу своего тарифа.

Жюри подсчитывает баллы.

Ведущий: Пока жюри подсчитывает общее количество баллов, девочки, скажите, что нового вы узнали? Что нового вы увидели сегодня?

Ведущий: А сейчас наступает самый ответственный момент – подведение итогов и награждение.

Жюри называет и награждает

  1. Самого активного игрока.
  2. Вручает приз зрительских симпатий.

Жюри называет баллы за домашнее задание (представление тарифов сотовой связи)

Жюри называет команду-победителя и вручает призы.

Самоанализ

Тема: Информационные технологии.

Я считаю, что эта тема непростая, интегрированная с предметом “Информационные технологии”, но в то же время очень актуальная и занимающая одно из ведущих мест в учебной программе 9 класса.

Учащиеся справились с задачами, поставленными в начале урока (т.е. продемонстрировали знания по блокам программы и показали на практике результаты умений получать информацию из дополнительных источников и правильно использовать её на уроке). Вот эта последняя задача способствовала активизации познавательной деятельности учащихся. Игровая форма урока была рациональна для решения этих задач, правильно распределено время на все этапы урока.

Применяемые частично – поисковые методы обучения были направлены на решение задач, поставленных перед учащимися.

Контроль усвоения знаний осуществляло жюри, оценивая каждый ответ.

Для более полного достижения поставленных на уроке задач были использованы:

  1. Печатный материал.
  2. Сотовые телефоны.

Задачи урока были реализованы через игру, в которой учащиеся показали умение ориентироваться в вопросах, систематизировать свои знания по разделу “Информационные технологии”.