Информационный ресурс является ведущим условием повышения качества образования и лежит в амбивалентном поле доступности и востребованности, поэтому создание условий для перехода к новому уровню образования на основе ИТ за счёт формирования компетентностной информационно-коммуникативной образовательной среды является главным критерием современной школы. Использование ИТ и, главное, спланированность и организация работы по внедрению современных ИТ в учебно-воспитательный процесс должны носить системный характер. Целью такой работы станет создание единого информационного пространства школы через обеспечение информационно-методического сопровождения педагогического процесса, что
- создаёт условия для повышения качества образования, для организации вариативного и индивидуального образования;
- способствует снижению перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования современных педтехнологий на основе информационных;
- развивает междисциплинарные связи в обучении;
- формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;
- ведёт к совершенствованию административно- управленческой работы и развитию материально- технической базы учебного заведения;
- делает процесс функционирования школы открытым, доступным для всех его участников- педагогов, учеников, родителей;
- создаёт условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.
Для создания такой среды, иначе говоря, единого информационного пространства образовательной системы школы необходимо решить следующие задачи и определить пути и средства их решения:
Задачи:
- Содержание информационного пространства должно учитывать все особенности школы и работать на её совершенствование.
- Создание единой базы школы с информацией о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разные отчёты и т. п.
- Предоставление пользователям возможности общения со школой (с помощью виртуальной почты);
- Обеспечение применения ИКТ в учебном процессе, разнообразных учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки; а также интегрирование всех курсов в единую среду.
Средства:
1. Развитие материально-технической базы, включая оснащение компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением; организация доступа в Интернет; создание собственного сайта; создание школьного библиотечного медиацентра.
Необходимо, чтобы в сетевой версии могли работать одновременно и директор и завуч и секретарь, и учителя-предметники, т.е. каждый пользователь, имел бы свои права и работал бы независимо от других.
2. Третья задача в построении информационного пространства: локальная вычислительная сеть позволит осуществить эффективное взаимодействие и доступ к базе данных школы всех участников образовательного процесса.
Доступ к глобальной сети Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для поиска самой разнообразной информации по любой тематике.
Задачами Web-сайта являются накопление, классификация и систематизация информации, предоставление и передача всесторонней, полной, правдивой информации о школе; организация диалога участников учебного процесса и заинтересованных лиц, обмен опытом. Web-сайт позволяет освоить новые средства получения информации, коммуникации и публикации материалов. Учебно-методические материалы Web-сайта помогут в самоконтроле и самообразовании.
Помещаемая на Web-сайте информация должна полно охватывать события, быть правдивой, научной и корректной. Содержание Web-сайта не должно быть статичным, поскольку обладает свойствами, присущими периодической литературе, то есть является текущим, современным, отвечающим данному моменту. Естественно, что это требует постоянной работы по обновлению и переоснащению Web-сайта.
Над созданием такого единого школьного пространства мы работаем второй год.
Проанализировав свою работу по информатизации образовательного пространства школы, мы пришли к следующему:
1. Практически все учителя в образовательном процессе используют элементы информационных технологий.
2. В 10-11 классе преподаются элективные курсы, основанные на ИТ: “Информационная культура”, “Экологическая информатика”; “Компьютерная графика”; “Компьютерное делопроизводство”; “Компьютерное конструирование”; “Web дизайн и сайтопостроение”; “Основы алгоритмизации и программирование”; “Информационные технологии в обучении химии”; “Охрана природы и рациональное природопользование”, также в школе эффективно реализуется воспитательная программа “Проблемно-исследовательские работы в творческих группах с использованием информационных технологий”;
Разработка и внедрение этих программ в учебный процесс актуальны и своевременны для школы, активно реализующей учебно-методический, творческий потенциал учителей с целью становления её как конкурентноспособного образовательного учреждения в районе.
3.“Информатическая” и “околокомпьютерная” жизнь школы как правило не ограничивается только уроками. На разных уровнях (районном, областном) проходят различные конкурсы и конференции учителей и учащихся. В последнее время, с развитием ИКТ, все большее число подобных мероприятий проводится в заочной или очно-заочной форме.
Учащиеся школы изучают предмет “Информатика и информационные технологии” с 5 по 11 класс. На этих уроках активно используется метод проекта: учащиеся и учителя создают мультимедиапрезентации по различным учебным предметам: информатика, биология, химия, экономика, математика, география, ит.д. Создают компьютерные плакаты, буклеты к различным юбилейным датам и не только: юбилей школы, 50 лет начала освоения космоса, 70 лет Ростовской области, “Честь России и хвала за отважные дела”.
Участие детей МОУ ВСШ им Платова в конкурсах, научно-практических конференциях районного и областного уровня.
год | творческая работа | уровень | результат |
2004 | “Виртуальная экскурсия по станице
Вешенской” Презентация |
район область |
Донской образовательный фестиваль
“Образование. Карьера. Бизнес”, конкурс
“Информационные технологии в помощь
образованию”. лауреат |
2005 | “Шолоховский родник” Презентация |
область | Донской образовательный фестиваль
“Образование. Карьера. Бизнес”, конкурс
“Информационные технологии в помощь
образованию”. участник |
2006 | “Источник, дающий жизнь” Презентация |
Район область |
Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. участник. Областной конкурс: Союз содружества донской молодежи “Вектор приближения” дипломант |
2006 | “ Экологические группы птиц” Презентация |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 3 место среди 10-11классов |
2006 | “Сердцу милый уголок” Презентация |
область
|
Областной конкурс: Союз содружества
донской молодежи “Вектор приближения” дипломант |
2006 | “Честь России и хвала за отважные
дела” Компьютерный плакат |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 1 место среди 5-9 классов |
2006 |
“Честь России и хвала за отважные
дела” Компьютерный плакат |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 1 место среди 10-11классов |
2006 | “Честь России и хвала за отважные
дела” Компьютерный плакат |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 3 место среди 10-11классов |
2007 | 70 лет Ростовской области Компьютерный плакат |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 2 место среди 5-8 классов |
2007 | 70 лет Ростовской области буклет |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 2 место среди 10-11 классов |
2007 | 50 лет начала освоения космоса буклет |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 2 место среди 10-11 классов |
2007 | 50 лет начала освоения космоса Компьютерный плакат |
район | Районный конкурс творческих работ с
использованием информационных технологий. 3 место среди 5-9 классов |
Участие учителей МОУ ВСШ им. Платова в конкурсах , научно-практических конференциях районного и областного уровня.
год | творческая работа | уровень | результат |
2005
|
Международный конкурс разработок образовательных проектов, посвященных году Эйнштейна. |
федеральный
|
Дипломант
|
2006
|
“Использование цифровых и медиаресурсов в школьной образовательной среде” |
район
|
1 место
|
2006
|
“Муниципальный конкурс школьных методических систем” |
район | 1 место |
2007 | Муниципальный конкурс “Лучшая модель предпрофильного и профильного обучения в сельской школе” |
район | 1 место |
2007 | Районный и областной конкурсы “Система экологического образования и воспитания школы” |
район
область |
1 место
3 место |
2007 | Муниципальный конкурс “Ресурсный подход в управлении качеством образования в рамках модели общественно-активная школа” |
район | 3 место |
4. Пополнилась материально-техническая база создаваемого школьного информационного пространства: в кабинет информатики приобретены 9 компьютеров, мультимедийная система, оргтехника, организован спутниковый канал, канал прямого доступа в сеть Интернет, есть школьный сайт.
5. 63% педагогов школы прошли переподготовку в области ИКТ
Доля учебных занятий, проводимых в компьютерном классе.
Ступени образования:
5-6 классы |
7-9 классы |
10-11 классы |
20% |
36% |
58% |
% исп-ие в образовательных программах ИТ | % исп-ия педагогами шклы интернета | % исп-ия учащимися Интернета |
48% |
63% |
41% |
6. Посредством Интернета:
-собирается информация к совещаниям, педсоветам, конференциям, родительским собраниям;
- готовятся проекты решений, презентации, управленческая информация, проекты программ, планов, должностных инструкций;
7. Постепенно переводится вся информация в электронную форму: диагностико – аналитическая информация (мониторинги, отчетно-аналитическая информация); научно – методическая информация; информационная база, необходимая для функционирования школы, для сохранения её традиций.
Таким образом, наличие сети и базы необходимых содержательных, научных, методических, организационных материалов помогает в работе педагогам школы, создаёт условия для удовлетворения информационных потребностей учителей, способствуя достижению главной цели по повышению качества образования.
Конечно, не сразу все ожидаемые результаты были достигнуты, так:
- - не вполне созданы условия для организации вариативного и индивидуального образования, т.к. кабинет информатики в школе один и загружен всё учебное время, по этой же причине недостаточно используются ИКТ и в преподавании других, помимо информатики, предметов;
- - доступ учащихся к глобальным информационным ресурсам осуществляется нерегулярно и недостаточно, что связано с недостатками финансирования школы и др.
Но, в общем, в школе уже создана система мотиваций и условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе ИКТ.
Подводя итог, хочется отметить, что единая информационная среда, её создание и использование является важным ресурсом, призванным улучшить взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса, способствует выполнению миссии школы и реализации её целей и, как следствие, повышает качество образования, конкурентоспособность выпускников школы. Постоянно работая над наполнением содержания информационного пространства, его развитием, адаптацией к внешним и внутренним условиям, школа становится на путь постоянного саморазвития.