Ресурсный подход информационного направления школы как ведущее условие повышения качества образования

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


Информационный ресурс является ведущим условием повышения качества образования и лежит в амбивалентном поле доступности и востребованности, поэтому создание условий для перехода к новому уровню образования на основе ИТ за счёт формирования компетентностной информационно-коммуникативной образовательной среды является главным критерием современной школы. Использование ИТ и, главное, спланированность и организация работы по внедрению современных ИТ в учебно-воспитательный процесс должны носить системный характер. Целью такой работы станет создание единого информационного пространства школы через обеспечение информационно-методического сопровождения педагогического процесса, что

  • создаёт условия для повышения качества образования, для организации вариативного и индивидуального образования;
  • способствует снижению перегрузок учащихся за счёт более эффективного использования современных педтехнологий на основе информационных;
  • развивает междисциплинарные связи в обучении;
  • формирует информационную культуру всех участников образовательного процесса;
  • ведёт к совершенствованию административно- управленческой работы и развитию материально- технической базы учебного заведения;
  • делает процесс функционирования школы открытым, доступным для всех его участников- педагогов, учеников, родителей;
  • создаёт условия для перспективного совершенствования, так как главное условие не само пространство, а его содержание.

Для создания такой среды, иначе говоря, единого информационного пространства образовательной системы школы необходимо решить следующие задачи и определить пути и средства их решения:

Задачи:

  1. Содержание информационного пространства должно учитывать все особенности школы и работать на её совершенствование.
  2. Создание единой базы школы с информацией о различных аспектах учебно-воспитательного процесса: сведения о сотрудниках, учащихся и родителях, учебный план, электронный классный журнал, расписание, разные отчёты и т. п.
  3. Предоставление пользователям возможности общения со школой (с помощью виртуальной почты);
  4. Обеспечение применения ИКТ в учебном процессе, разнообразных учебных курсов: как готовых, распространяемых на компакт-дисках, так и курсов собственной разработки; а также интегрирование всех курсов в единую среду.

Средства:

1. Развитие материально-технической базы, включая оснащение компьютерной техникой, телекоммуникационным оборудованием и программным обеспечением; организация доступа в Интернет; создание собственного сайта; создание школьного библиотечного медиацентра.

Необходимо, чтобы в сетевой версии могли работать одновременно и директор и завуч и секретарь, и учителя-предметники, т.е. каждый пользователь, имел бы свои права и работал бы независимо от других.

2. Третья задача в построении информационного пространства: локальная вычислительная сеть позволит осуществить эффективное взаимодействие и доступ к базе данных школы всех участников образовательного процесса.

Доступ к глобальной сети Интернет предоставляет практически неограниченные возможности для поиска самой разнообразной информации по любой тематике.

Задачами Web-сайта являются накопление, классификация и систематизация информации, предоставление и передача всесторонней, полной, правдивой информации о школе; организация диалога участников учебного процесса и заинтересованных лиц, обмен опытом. Web-сайт позволяет освоить новые средства получения информации, коммуникации и публикации материалов. Учебно-методические материалы Web-сайта помогут в самоконтроле и самообразовании.

Помещаемая на Web-сайте информация должна полно охватывать события, быть правдивой, научной и корректной. Содержание Web-сайта не должно быть статичным, поскольку обладает свойствами, присущими периодической литературе, то есть является текущим, современным, отвечающим данному моменту. Естественно, что это требует постоянной работы по обновлению и переоснащению Web-сайта.

Над созданием такого единого школьного пространства мы работаем второй год.

Проанализировав свою работу по информатизации образовательного пространства школы, мы пришли к следующему:

1. Практически все учителя в образовательном процессе используют элементы информационных технологий.

2. В 10-11 классе преподаются элективные курсы, основанные на ИТ: “Информационная культура”, “Экологическая информатика”; “Компьютерная графика”; “Компьютерное делопроизводство”; “Компьютерное конструирование”; “Web дизайн и сайтопостроение”; “Основы алгоритмизации и программирование”; “Информационные технологии в обучении химии”; “Охрана природы и рациональное природопользование”, также в школе эффективно реализуется воспитательная программа “Проблемно-исследовательские работы в творческих группах с использованием информационных технологий”;

Разработка и внедрение этих программ в учебный процесс актуальны и своевременны для школы, активно реализующей учебно-методический, творческий потенциал учителей с целью становления её как конкурентноспособного образовательного учреждения в районе.

3.“Информатическая” и “околокомпьютерная” жизнь школы как правило не ограничивается только уроками. На разных уровнях (районном, областном) проходят различные конкурсы и конференции учителей и учащихся. В последнее время, с развитием ИКТ, все большее число подобных мероприятий проводится в заочной или очно-заочной форме.

Учащиеся школы изучают предмет “Информатика и информационные технологии” с 5 по 11 класс. На этих уроках активно используется метод проекта: учащиеся и учителя создают мультимедиапрезентации по различным учебным предметам: информатика, биология, химия, экономика, математика, география, ит.д. Создают компьютерные плакаты, буклеты к различным юбилейным датам и не только: юбилей школы, 50 лет начала освоения космоса, 70 лет Ростовской области, “Честь России и хвала за отважные дела”.

Участие детей МОУ ВСШ им Платова в конкурсах, научно-практических конференциях районного и областного уровня.

год творческая работа уровень результат
2004 “Виртуальная экскурсия по станице Вешенской”

Презентация

район

область

Донской образовательный фестиваль “Образование. Карьера. Бизнес”, конкурс “Информационные технологии в помощь образованию”.

лауреат

2005 “Шолоховский родник”

Презентация

область Донской образовательный фестиваль “Образование. Карьера. Бизнес”, конкурс “Информационные технологии в помощь образованию”.

участник

2006 “Источник, дающий жизнь”

Презентация

Район

область

Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

участник.

Областной конкурс: Союз содружества донской молодежи “Вектор приближения”

дипломант

2006 “ Экологические группы птиц”

Презентация

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

3 место среди 10-11классов

2006 “Сердцу милый уголок”

Презентация

область

 

Областной конкурс: Союз содружества донской молодежи “Вектор приближения”

дипломант

2006 “Честь России и хвала за отважные дела”

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

1 место среди 5-9 классов

 

2006

“Честь России и хвала за отважные дела”

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

1 место среди 10-11классов

2006 “Честь России и хвала за отважные дела”

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

3 место среди 10-11классов

2007 70 лет Ростовской области

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

2 место среди 5-8 классов

2007 70 лет Ростовской области

буклет

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

2 место среди 10-11 классов

2007 50 лет начала освоения космоса

буклет

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

2 место среди 10-11 классов

2007 50 лет начала освоения космоса

Компьютерный плакат

район Районный конкурс творческих работ с использованием информационных технологий.

3 место среди 5-9 классов

Участие учителей МОУ ВСШ им. Платова в конкурсах , научно-практических конференциях районного и областного уровня.

год творческая работа уровень результат
2005

 

 

Международный конкурс разработок образовательных проектов, посвященных году Эйнштейна.

федеральный

 

 

Дипломант

 

 

 

2006

 

“Использование цифровых и медиаресурсов в школьной образовательной среде”

район

 

 

1 место

 

 

 

2006

 

“Муниципальный конкурс школьных методических систем”

район 1 место
2007

Муниципальный конкурс

“Лучшая модель предпрофильного и профильного обучения в сельской школе”

район 1 место
2007

Районный и областной конкурсы

“Система экологического образования и воспитания школы”

район

 

область

1 место

 

3 место

2007

Муниципальный конкурс

“Ресурсный подход в управлении качеством образования в рамках модели общественно-активная школа”

район 3 место

4. Пополнилась материально-техническая база создаваемого школьного информационного пространства: в кабинет информатики приобретены 9 компьютеров, мультимедийная система, оргтехника, организован спутниковый канал, канал прямого доступа в сеть Интернет, есть школьный сайт.

5. 63% педагогов школы прошли переподготовку в области ИКТ

Доля учебных занятий, проводимых в компьютерном классе.

Ступени образования:

5-6 классы

7-9 классы

10-11 классы

20%

36%

58%

% исп-ие в образовательных программах ИТ % исп-ия педагогами шклы интернета % исп-ия учащимися Интернета

48%

63%

41%

6. Посредством Интернета:

-собирается информация к совещаниям, педсоветам, конференциям, родительским собраниям;

- готовятся проекты решений, презентации, управленческая информация, проекты программ, планов, должностных инструкций;

 7. Постепенно переводится вся информация в электронную форму: диагностико – аналитическая информация (мониторинги, отчетно-аналитическая информация); научно – методическая информация; информационная база, необходимая для функционирования школы, для сохранения её традиций.

Таким образом, наличие сети и базы необходимых содержательных, научных, методических, организационных материалов помогает в работе педагогам школы, создаёт условия для удовлетворения информационных потребностей учителей, способствуя достижению главной цели по повышению качества образования.

Конечно, не сразу все ожидаемые результаты были достигнуты, так:

  • - не вполне созданы условия для организации вариативного и индивидуального образования, т.к. кабинет информатики в школе один и загружен всё учебное время, по этой же причине недостаточно используются ИКТ и в преподавании других, помимо информатики, предметов;
  • - доступ учащихся к глобальным информационным ресурсам осуществляется нерегулярно и недостаточно, что связано с недостатками финансирования школы и др.

Но, в общем, в школе уже создана система мотиваций и условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе ИКТ.

Подводя итог, хочется отметить, что единая информационная среда, её создание и использование является важным ресурсом, призванным улучшить взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками учебного процесса, способствует выполнению миссии школы и реализации её целей и, как следствие, повышает качество образования, конкурентоспособность выпускников школы. Постоянно работая над наполнением содержания информационного пространства, его развитием, адаптацией к внешним и внутренним условиям, школа становится на путь постоянного саморазвития.