Цель: путем интеграции предметов способствовать более прочному усвоению знаний учащихся по теме: “Многозначные числа” и расширений представления учащихся о музыке марийского народа.
Задачи:
- Закрепление знаний учащихся по теме “Многозначные числа”; совершенствование умений решать задачи изученных видов, отрабатывание вычислительных навыков.
- Повторение и расширение знаний учащихся о марийском музыкальном искусстве.
- Развитие познавательных интересов и познавательной активности учащихся.
- Воспитание любви к родному краю, содействие эстетическому воспитанию учащихся.
Ход урока
I.Организационный момент.
1. Здравствуйте те, кто с радостью шел сегодня в школу!
2. Здравствуйте те, кто любит узнавать новое!
1. Здравствуйте те, кто пришел сегодня посмотреть на нас!
2. Здравствуйте все!
1. У нас сегодня необычный урок – урок математики и музыки. На одном уроке мы будем закреплять наши знания по теме “Многозначные числа” и слушать музыку, говорить о ней. Но общая ниточка, которая связывает эти два предмета вместе – это наша малая родина Республика Марий Эл.
Сегодня у нас урок пройдет в необычном классе. Это наш школьный музей. Здесь представлены экспонаты нашего края.
Мы с вами должны хорошо знать свой родной край, охранять и беречь его природу, национальные обычаи и традиции.
А начнем мы наш урок с песни “Звезда России”.
Исполняется песня “Звезда России”
Наш урок пройдет в виде путешествия по нашим родным просторам. Нам понадобятся путевые листы, которые мы будем заполнять по мере нашего передвижения.
II. Актуализация знаний.
Историческая справка:
Запишите числа:
- 40000 лет назад появились первые люди на территории нашего края.
- Город Йошкар-Ола основан в 1584г.как русская крепость Царевококшайск.
- Территория Марий Эл простирается с севера на юг на 150 км.
- В состав нашей республики входит 14 районов.
- 4 города входят в РМЭ.
Числа: 40000, 1584, 150, 14, 4
Вопросы:
- Как располагаются числа? (в порядке возрастания)
- Что мы можем сказать об этих числах? (однозначн., двузначн….)
- Сколько понадобилось цифр для записи каждого числа?
- Какое число лишнее? (150)
- На какие группы можно разделить эти числа? (4, 14, 1484, 40000 и 150), (150, 1584,14 и 4,40000), (150 40000 и 4, 14, 1584)
- Какое число самое маленькое? Самое большое?
- Во сколько раз 4 меньше 40000, на сколько. 40000 больше 4 (39996)
- Назовите соседей числа 40000 или какое число предшествует числу 40000, последующее число
- Назовите число, в котором цифра 4 обозначает единицы (1584,14,4)
- Назовите число, в котором цифра 4стоит в разряде десятков тысяч(40000)
- Назовите число, в котором 15 десятков? (150)
- Назовите число, в котором 15сотен? (1584)
- Представьте его в виде суммы разрядных слагаемых
- Запишите число, в котором 1919 единиц,192 дес. 6 ед., 19 сот. 48 ед., 196 дес., 1 ед.тысяч 9 сот. 6 дес. 8 ед.
У вас получились числа: 1919, 1926, 1948, 1960, 1968
III. Йошкар-Ола – театральная (история становления театра)
По страницам оперы “Акпатыр” (повторение)
Ребята, это не просто многозначные числа, которые вы записали, это даты развития театра.
1919 г.- начал функционировать Марийский передвижной театр, на основе драм. Кружков.
1926 г. – в Краснококшайске было построено первое здание Марийского драматического театра.
1948г. – Марийский драматический театр стал носить имя Шкетана.
1960г. – построено здание нового драматического театра.
1968г. – на базе Марийского драматического театра им. Шкетана создан музыкальный театр.
- Чье имя носит Марийский Государственный театр оперы и балета?
- Чем прославился Э. Сапаев, что он сочинил?
Да, особое положение в культуре каждого народа занимает первая опера. “Акпатыр”- первая марийская опера.
- Вспомните героев этой оперы.
- Сможете ли вы определить по музыкальным интонациям главных героев оперы “Акпатыр”?
Слушаем хор батраков “День и ночь…”
- Какую сцену мы услышали?
- Кто ее исполняет в опере?
- Где и в какой момент она звучит?
- Каким здесь показан марийский народ?( Бесправным, угнетенным)
- На протяжении всего музыкального произведения батраки показаны такими безропотными, угнетенными?
- Докажите мне музыкально.
Исполняется тема “Лучше смерть, чем отступить в бою с врагом”
- Кто поддерживает марийский народ, помогает ему добывать свободу?
- Внимание! Историческая справка. В 1774 году по всей стране вспыхивали народные восстания под предводительством Е. Пугачева. Сколько лет прошло с тех событий, которые описаны в опере “Акпатыр”?
IV. Викторина “В мире музыки”.
Сейчас много интересного вы узнаете в викторине “В мире музыки”.
Работа по карточкам.
- Из букв составьте фамилию марийского композитора.
V. По страницам балета “Лесная легенда” А.Б. Луппова.
- Да, богата земля марийская талантами. Л.Б. Луппов внес большой вклад в развитие марийской музыкальной культуры.
- Вспомните, какое музыкальное произведение мы изучали у этого композитора?
(Композитор Анатолий Борисович Луппов первый марийский балет “Лесная легенда”.)
- Скажите: это тоже историческое произведение?
- Вспомните главных героев балета “Лесная легенда”.
(Либретто балета написано по мотивам марийских народных сказаний и повествует об истории молодого охотника Аксая, вступившего в борьбу со злым волшебником Кереметом. )
- Я предлагаю сейчас послушать вступление к балету и эскизно его исполнить. Изобразите с помощью мимике, жестов
Звучит вступление к балету “Лесная легенда”. Девочки изображают березки, а мальчики – охотников.
- Премьера балета состоялась в 1974 году. Сосчитайте: сколько лет это произведение радует зрителей?
VI. Повторение изученного
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАРИЙСКОМУ КРАЮ
Блиц турнир
Много важной информации вы узнаете о Марийском крае, решив задачи в блиц турнире.
- Пешему туристу, идущему со скоростью 5 км/час для совершения путешествия вдоль границы нашей республики потребуется около 240 часов. Какова длина границы Республики Марий Эл. (1200 км).
- Всего в нашей республике больших и малых рек насчитывается 476, а больших и малых озер на 213 больше. Сколько озер в республике? (689).
- Расстояние от Йошкар-Олы до Москвы 861 км, а до Казани 142 км. На сколько больше расстояние до Москвы, чем до Казани? (719 км)
- Среди насекомых есть истинные друзья леса – это муравьи. За один день обитатели одного большого муравейника способны истребить до 100 тыс. вредных насекомых. Сколько вредных насекомых могут истребить за неделю? (700 тыс.)
VII. Итог урока
Наше путешествие по марийскому краю подошло к своему логическому завершению.
- Что мы узнали на уроке?
- Что вам особенно запомнилось на уроке?
Хочется завершить урок следующими стихами:
Я люблю тебя, край марийский,
Край зеленый, лесной, озерный.
Ты лежишь в стороне Российской
Возле Волги большой просторной…