План-конспект психологического тренинга для педагогов по теме "Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе"

Разделы: Школьная психологическая служба


Из слов человека можно видеть,
за кого он хочет прослыть,
но то, что он есть на самом деле, можно угадать
лишь по мимике, жестам, телодвижениям,
которые непроизвольны.
(Ф. Шиллер)

По данным французского исследователя Ф. Сюлже, только 7% информации во время общения мы черпаем из содержания высказывания (“Язык дан человеку, чтобы лучше скрывать свои мысли”); 38% - интонация, 55% достоверной информации – через позу, мимику выразительные движения. Обмануть, ввести в заблуждения могут слова, даже тон, но только не жесты, которые по большей части непроизвольны и не поддаются сознательному контролю. Но и здесь также необходима осторожность. Всё не так очевидно, как кажется, иногда одно легко можно принять за другое.

Невербальная сторона является значимой частью процесса общения. Некоторые авторы утверждают, что 65% информации при разговоре человек получает через невербальные компоненты. В сущности, поза, положение рук, жестикуляция, мимика, взгляд, интонация голоса - все это создает смысловой фон общения. Язык нашего тела выражает неповторимый контекст, в котором одно и то же содержание может получить различный смысловой оттенок. Невербальная коммуникация помогает понять собеседника, информирует нас о том, как собеседник нас слушает.

Обычно, общаясь с другими, мы обращаем внимание на вербальное содержание сообщения и наиболее явные невербальные признаки; улыбку, выражение лица (грусть, радость), складывание рук в замок. Труднее улавливаются такие невербальные компоненты как интонация, контакт глазами и движения тела, которые передают не мало информации.

  • Если вы хотите вызвать доверие собеседника, ученика или коллеги, научитесь самому трудному – будьте всегда в бодром расположении духа, управляйте своим состоянием, учитесь не только слышать, но и видеть себя со стороны.
  • Невербальные проявления зависят от темперамента человека. Спокойный уравновешенный тип (флегматик) более спокоен в проявлении мимики, жестов, его речь спокойна и однотонна. Но учитель – актёр, и должен проявлять на уроке весь спектр мимических, интонационных проявлений.

1.Психологическая настройка на работу. Сплочение группы.

  • Презентация себя в образе.

Назови свое имя и представь себя в виде явления природы. Каждый последующий участник повторяет имя и явление природы предыдущих участников и добавляет свое.

  • Упражнение “Изучи своё лицо”

Примите удобное положение, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте почувствовать своё лицо “изнутри”, ощутить напряжения, возникающие в тех или иных мышцах, но не расслабляйте их, а просто отметьте про себя. Обратите внимание на лоб, веки, мышцы глаз, щёки, рот, подбородок – что вы чувствуете?

Теперь попробуйте усилить напряжение в тех мышцах, которые напряжены: сожмите губы, нахмурьте брови или улыбнитесь шире – что произошло?

И, наконец, абсолютно расслабьте своё лицо, начиная со лба… Что вы чувствуете теперь?

Рассматривая своё лицо “изнутри”, вы, вероятно, осознали, заметили такие переживания, о которых не подозревали, привыкнув к ним, как к фону. Кто-то заметил у себя улыбку – его можно поздравить; кто- то напряжение в мышцах глаз, кто-то ощутил сдерживаемое раздражение и сопротивление в крепко стиснутых зубах.

Вы можете не только осознавать, но и влиять на своё состояние, просто меняя выражение лица.

2.Педагогическая техника

Взаимодействие между людьми начинается с установления контакта. Контакт зависит от того, как мы себя держим, что говорим. Каждое движение - слово в языке жестов.

  • Упражнение “Испорченный видеомагнитофон”.

Участники сидят в кругу. Дается задание - передать эмоциональное состояние, используя только невербальные средства. Состояние передает один участник следующему по кругу. Остальные сидят с закрытыми глазами. Когда каждый из группы получил и передал состояние, первый передающий сопоставляет то, что получил, с тем, что передавал.

  • Ведущий предоставляет такую информацию, перечисляет элементы невербальной коммуникации (тембр голоса и интонация, ширина зрачка; пространство, разделяющее говорящих, частота дыхания; жесты, телодвижения; осанка; одежда; выражение лица; символ статуса; контакт глазами и т.д.)
  • Упражнение “Впечатление”.

Перечислите, какое впечатление о вас может сложиться у родителей, если вы проявляете нетерпение, говорите повышенным или раздраженным тоном.

Варианты ответов:

  • вам все надоело,
  • вам неинтересна ваша работа,
  • вы не доброжелательны,
  • вы не уважаете других,
  • вы боитесь

Далее педагогам предоставляется информация о значении некоторых жестов (скрещенные руки на груди, поза “льва” и т.д.).

  • Упражнение “Мимика лица”.

Дается информация о значении мимике в невербальной коммуникации.

Визуальный контакт выполнят важную регулятивную функцию:

  • привлечение внимания к себе и предмету разговора,
  • демонстрация расположения и отчуждения,
  • выражение недоумения, иронии, осуждения,
  • поддержание контакта,
  • при ответе – внимательный доброжелательный взгляд позволяет поддержать ребёнка.

Блуждающий, бегающий, ускользающий, тяжёлый, злобный взгляд настораживает, пугает, отталкивает.

  • Упражнение “Взгляд”.

Продемонстрируйте ваш взгляд на ребенка:

  • с укоризной,
  • с настойчивым запретом,
  • с безмерным удивлением,
  • с гневом,
  • с ожиданием дальнейших действий.
  • Обсуждается значение взгляда в технике общения. Дается рекомендация: во время выступления найдите тех, кто внимательно слушает и выказывает невербальную поддержку. Обращайтесь чаще взглядом к ним. Это позволит чувствовать себя увереннее и сосредоточиться.

Упражнение “Произнесите текст: “Зайку бросила хозяйка…”

  1. Шепотом.
  2. С максимальной громкостью.
  3. Волнообразно.
  4. Как будто вы страшно замерзли.
  5. Как будто у вас во рту горячая картошка.
  6. Как маленькая девочка.
  • Обсуждается значение голоса в общении, важность умения управлять своим голосом. Дается понятие “чарма” - мягкого, успокаивающего голоса, не включающего психологическую защиту; “императив” - жесткий, властный, подавляющий тон.
  • Упражнение “Приветствие”.

Приветствуйте детей словом “Здравствуйте!” с 10 оттенками: страха, удовольствия, дисциплинированности, удивления, упрека, радости, неудовольствия, достоинства, иронии, безразличия.

Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. Возникающее напряжение в процессе общения с родителями может быть индикатором нарушения пространства.

Дистанция общения способна как сближать, так и разъединять собеседников:

  • интимная зона (15 – 45 см) – главная из всех зон, близкие люди (родственники), близкие друзья,
  • личная дистанция (45 – 75 см) – в гостях, на вечеринках, преобладает вербальное общение; обмен информацией, опытом…
  • социальная зона (75 – 200 см) – посторонние люди; официальный характер общения,
  • публичная зона (б. 2 м) – общение с большой группой людей без непосредственного контакта с ней (ораторы, артисты).
  • Еще одна техника установления контакта - присоединение. Оно означает умение говорить с родителями на одном языке, просто, не перегружая информацией.
  • Упражнение “Поза”.

Встаньте в следующие позы:

1. Человек, контролирующий ситуацию и говорящий то, что думает, без скрытых намерений.
2. Человек, который стремится добиться от других подчинения и дать нравоучительные указания.
3. Человек оборонительной позиции.

Примеры двойственных поз:

1. Флиртующий, кокетничающий человек или смущенный и неуверенный в себе.
2. Поза человека, который хочет продемонстрировать, что за телесным контактом ничего, кроме дружбы, не кроется, или стремится показать преувеличенную почтительность.
3. Характерную для людей, стесняющихся своего роста и (или) стремящихся быть незаметным для других.
4. Человек маленького роста и (или) стремящийся убедить других людей, что они важны.

3.Рефлексия.

  • Что мне понравилось?
  • Что мне не понравилось?
  • Где я мог бы применить полученные знания?
  • Что бы я посоветовал?

Упражнения для тренинга с педагогами.

3.1.Развитие эмпатии.

  • “Пойми другого”: каждый участник в течение 2-3 мин. д. описать настроение кого –либо в группе (эмоции, переживания, состояние). Описания зачитываются вслух, подтверждается их достоверность.
  • “Любящий взгляд”: один участник выходить за дверь, его задача – определить, кто будет смотреть на него “любящим взглядом” (2-3 чел.)
  • “Отражение чувств”: участники разбиваются на пары; один участник произносит эмоционально окрашенную фразу, второй участник пытается определить чувство, которое испытывает партнёр.

3.2.Развитие мимической экспрессивности.

  • “Переживание”: получивший карточку с обозначением эмоции садится на стул перед аудиторией и показывает. Остальные отгадывают состояние по мимике.

- Упражнение в прочтении мимики и управлении мимикой.

  • “Как поживаете?”: мимически отреагировать на вопрос “Как поживаете?” следующим образом:
  • “Спасибо, хорошо”, “неважно”, “не могу даже и ответить”, “очень хорошо живу”, “мерзко”, “более хорошо, чем плохо”, “супер”.
  • “Улыбка”: расставить в шеренгу в соответствие с тем, как воспринимается улыбка:
  • от напряженной до спокойной,
  • от свободной до скованной,
  • от радостной до грустной.
  • “Выражение лица”: расставить в шеренгу в зависимости от выражения лица:
  • от грустного до весёлого,
  • от располагающего к общению до настораживающего,
  • от уставшего до отдохнувшего.

3.3.Развитие эмоциональной выразительности.

  • “Крокодил”: две команды, каждая загадывает слово – понятие и сообщает его участнику другой команды на ушко. Он может изображать его только мимикой и жестами.
  • “Изображение”: с помощью мимики и жестов изобразить содержание пословицы, поговорки…
  • “Чувство”: показать чувство при помощи мимики и жестов (гнев, радость, обида, ожидание, скука…).

3.4.Развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации.

  • “Актёры и зрители”: инсценировки, понять, что изображали:
  • идти против ветра
  • туда, куда не хочется
  • так, чтобы кого-нибудь не разбудить
  • идти с тем, кто вызывает твою настороженность
  • идти с тем, кто тебе очень симпатичен
  • идти на встречу и вдруг понять, что забыли важные документы
  • видим человека, которому хотим понравиться
  • вдруг узнаём, что у нас на колготках (рукаве) дырка.

3.5.Упражнения на осознание и совершенствование жестикуляции в пед. общении.

  • Поприветствовать класс: недоволен классом, радостная для учащихся новость
  • Вызвать учащегося для ответа на вопрос: находясь рядом с учеником, далеко, ободряя его, нейтрально.
  • Во время ответа ученика учителю необходимо:
  • продемонстрировать своё отношение к ответу – одобрение, разочарование, удивление, сомнение, недовольство…
  • проявить внимание и заинтересованность,
  • прервать рассказ.
  • Сделать замечание с помощью жестов.

3.6.Упражнение на контроль и коррекцию правильной позы, осанки, походки.

  • “Точка опоры”: несколько раз сесть за стол т встать, сделав это бесшумно, легко, без опоры на руки.
  • “Рабочая поза учителя”: ноги на расстоянии 12 – 15 см, одну ногу выдвинуть вперёд, упор на одну ногу сильнее, чем на другую. Плечи расправьте, снимите мышечное напряжение. Осанка прямая, нижняя часть живота подтянута. Шея держится вертикально, подбородок приподнят. В руке – раскрытая книга. Внимательно осмотрите себя (осанка, выражение лица, положение тела). В принятой вами позе сделайте шаг назад, вперёд, влево, вправо.

3.7.Упражнения на осознание интонационных особенностей речи.

  • “Фраза”: предлагается произнести одну общую фразу:
  • как черепаха
  • как маленький ребёнок
  • как робот
  • как пулемётная очередь
  • “Различие интонации”: произнести фразу:
  • “Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим” (назидание, жалоба, заискивание, пренебрежение, злость)
  • “Дело случая, будут ли у нас в жизни хорошие друзья или нет” (стараясь вызвать протест, интерес, сожаление).

Литература.

  1. Семёнова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.