"Всякий, кому предстоит делать дело,
увидит, что прежде всего он должен познать, что он
такое и на что способен".
Мишель Монтень
Современный процесс развития начальной школы характеризуется ломкой традиционных форм, методов, подходов к обучению. Этому способствовал “Закон об образовании” РФ.
Традиционная установка формирования преимущественно “знаний, умений, навыков” неприемлема сегодня при воспитании качеств личности, необходимых для жизни в новых условиях открытого общества, где во главу ставятся ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии. Соответственно, становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования.
Ключевым условием решения задачи воспитания учебной самостоятельности (как и ряда других задач модернизации образования в начальной школе) должно стать построение оценочной самостоятельности, поскольку:
- оценка пронизывает все сферы человеческого существования, в том числе и сферу учения;
- оценка – это то место, где встречаются все участники школьной жизни: дети, их родители, учителя и администрация, их усилия по выработке оценочной политики могут способствовать росту эмоционального благополучия детей;
- освоение контрольно-оценочного звена деятельности учения является основой будущей учебной самостоятельности.
Многие педагоги и психологи работают над этой проблемой (Цукерман Г.А., Воронцов А.Б., Логинова О.Б. и др.) В нашем педагогическом коллективе идет поиск новых подходов к оцениванию достижений младших школьников.
Помогая ребёнку сформулировать собственные оценочные критерии, используем методики безотметочного обучения на основе исследований Г.А. Цукерман, вводя оценочные линеечки, по которым учащиеся оценивают свою и чужую работу по различным параметрам: красиво, аккуратно, правильно. При этом педагог вправе согласиться с оценкой и обвести детский знак, что означает высшую похвалу учащемуся. В 3 – 4 классах практикуется постановка баллов, с постоянным изменением бальных шкал. Все эти умения формируются в процессе специальных тренировочных и коррекционных упражнений на уроках по любому предмету.
Так дети совместно с учителем вырабатывают критерии и производят оценку своей работы по ним.
На основе наблюдений вводятся средства, позволяющие самому ребенку и его родителям прослеживать динамику учебной успешности, давать относительные, а не только абсолютные оценки. Активно применяются “Карты успешности по учебным предметам”; специальные “Листы индивидуальных достижений”. (О.Б. Логинова “Система оценивания учебных достижений учащихся”).
Постепенно каждый ученик учится техникам пооперационного контроля и работе со схемами и моделями, а затем применяет средства самооценки и самоконтроля, т.е. проводит рефлексивный контроль.
“Со способности рефлексировать, различать: “это я уже знаю и умею”, “я ещё совсем не знаю, надо узнать”, “это я уже немного знаю, но надо ещё разобраться”- начинается учебная самостоятельность школьника, переход от исполнительского поведения школяра к подлинному самосовершенствованию человека, умеющего учиться и учащегося всю жизнь. Без этой способности учащийся не может стать подлинным субъектом собственной учебной деятельности” (А.Б.Воронцов)
Поэтому я предлагаю сегодня провести свою мастерскую по этой теме, так как она соответствует концепции личностно-ориентированного обучения. Ибо это основная концепция современного образования.
Я хочу показать вам несколько приемов становления рефлексивной самооценки младших школьников на материале урока литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой, УМК “Гармония”.
Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки!
Наш сегодняшний урок
Вам обязан пойти впрок.
Знания нужно свои оценить
Результаты отследить.
- Мы закончили изучение раздела “Каждый свое получил”, сегодня на уроке-викторине у вас есть возможность проверить свои знания, а так же пополнить их. А так как викторина - это игра, а в любой игре есть правила, давайте их вспомним:
- я умею дружить;
- я вежлив и доброжелателен;
- я умею слушать других;
- я умею задавать вопросы;
- я полон хороших идей;
- я верю в себя и в других;
- мы справимся с проблемой;
- мои успехи – успехи моих друзей.
- В викторине будет 4 этапа, на каждом этапе вам нужно самостоятельно оценить свои достижения. Желаю удачи.
Первый этап “Разминка”. Нарисуйте на своих оценочных листах линеечную шкалу, обозначьте нижнюю, верхнюю границу и середину. Я буду вам задавать вопросы, а вы на них отвечать, если вы сумеете правильно ответить на все вопросы, то где вы нарисуете свой крестик? А если на большинство вопросов? А если на меньшую часть вопросов? А если не сумеете ответить на них? Готовы?
- Назовите жанр произведения И.А. Крылова “Чиж и Голубь”;
- Кто такая падчерица;
- Какими бывают сказки по содержанию;
- Какие по содержанию сказки “Каждый свое получил” и “Два брата”;
- Что такое басня;
- Чем похожи сказки “Баба –Яга” и “Падчерица и мачехина дочка”?
- А сейчас оцените себя (каждый на своем листе).
- Это один из приемов становления рефлексивной самооценки, который я ввожу в 1 классе.
Второй этап “Кто-то в гости приходил, что-то он в гостях забыл”. Я буду показывать или называть предмет из произведения, а вы должны узнать название произведения, автора и героя. Свои успехи в этом этапе вы оцените знаками (“+” - знаю, умею, могу; “?” - сомневаюсь, “-“ - трудно, сложно) в таблице.
1 |
2 |
3 |
4 |
итог |
- Готовы?
- Героиня этой сказки оставила у нас иголочку с ниточкой;
- Героиня этой сказки позабыла у нас два сундука красный и синий;
- Эти герои оставили на память серебряные монеты;
- Героиня этой сказки потеряла свой золотой волос;
Русская народная сказка “Баба – Яга”, падчерица;
Русская народная сказка “Падчерица и мачехина дочка”, Баба – Яга;
Английская народная сказка “Хромая Молли”, Эльфы;
Чешская народная сказка “Златовласка”, Златовласка.
- Подведите итоговую оценку и обозначьте знаком в 5 колонке.
- Такой (знаковый) прием становления рефлексивной самооценки я использую во 2 классе.
Третий этап “У сказки в гостях”. Перед Вами отрывок из сказки. Ваша задача – определить автора, название, главных героев. Оценивать себя будете в баллах. Максимальное количество баллов 3. На оценочном листе нарисуйте треугольник – это символ третьего этапа, а в него проставьте ваши баллы.
Борис Заходер “Серая звёздочка”, главный герой: жаба.
- Баллирование, как один из приемов становления рефлексивной самооценки, использую в 3 классе.
Четвертый этап “Иллюстрации”. Перед Вами иллюстрация из произведения, необходимо вспомнить автора, название произведения, жанр, героев изображенных на иллюстрации и момент из произведения, т.е. суметь кратко пересказать. Оценивать себя будете в процентном соотношении. 100% - полностью справляешься со всеми пунктами задания, их 5. Оцените, на сколько % вы справились с заданием. Нарисуйте на своем оценочном листе квадрат – это символ четвертого задания.
Лев Николаевич Толстой “Белка и Волк”; жанр произведения: басня; герои: белка и волк.
-Процентное соотношение выполнения задания, как один из приемов становления рефлексивной самооценки использую в 4 классе.
Завершается наш урок,
А пошел ли он вам впрок?
На результат своей работы посмотрите,
И итоги подведите.
Важным умением вы овладели
Коль оценить себя сумели.
Оценочная самостоятельность включает в себя две составляющих: собственные, ясно осознаваемые критерии качества своей учебной работы (процесса и результата) и владение способом оценивания, принятом в данном социуме.
Цель педагога – помочь ребёнку:
- сформировать собственные оценочные критерии;
- понять, как устроены критерии, по которым его учебные достижения оценивает общество.
Задача построения оценочной самостоятельности во всей полноте решается в основной школе. Но если в начальной школе не заложить основы оценочной самостоятельности, то в средней школе, как утверждают психологи и педагоги, не стоит и пытаться этого делать. Следовательно, начальной школе необходимо сегодня решать проблему “Становления рефлексивной самооценки у младших школьников” (так как новообразованием младшего школьного возраста является именно рефлексивная самооценка).
Как формирование рефлексии, формой абсолютно позитивной оценки, наиболее соответствующей особенностям младшего школьного возраста, является “портфолио” - папка индивидуальных учебных достижений ученика, создаваемая в нашем образовательном учреждении уже с дошкольного детства. Где представляется характеристика учителя на учащегося, отзывы родителей, одноклассников, специалистов системы дополнительного образования об отношении ученика к различным видам деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, достижения по предметам.
Материал для “портфолио” собирают сами ученики, обсуждая их с учителями и родителями.
“Портфолио” имеет значение для развития познавательной мотивации детей, создаётся творческое взаимодействие ученика - родителей-учащихся, нацеливает на рефлексивную самооценку, учит детей аккуратно вести записи и организовывать их в папку. Но более важно для нас то, что посредством учебной самостоятельности и познавательной мотивации дети раскрывают свою личность, констатируют собственные знания, развивают способности независимого мышления и действия, формируются особенности мыслительно - деятельностной сферы, которая позволяет им стать в дальнейшем компетентными и ответственными гражданами.
Я вам показала только малую часть тех приемов, которыми овладевают мои ученики, они учатся оценивать не только свои интеллектуальные, но и творческие достижения, а так же достижения в физическом и психическом развитии.