Тип урока: обобщение и систематизация знаний по курсу химии в 8 классе.
Цель: Обобщение знаний по курсу химии в 8 классе.
Задачи:
Образовательные: повторить и
закрепить знания по основным темам курса;
проверить степень усвоения данного материала.
Оборудование и материалы: плакат на доске с формулировкой девиза, поля для химического лото с наборами карточек, пронумерованный алфавит, карточки-задания для конкурсов, бланки для ответов, сводные ведомости результатов для жюри, карточки с логогрифами, удостоверения с кодовыми номерами и псевдонимами для секретных агентов, телеграммы.
Девиз: “Чтобы победить – надо знать, уметь, думать”.
План урока:
- Организационный этап.
- Представление команд.
- Мобилизирующий этап.
- Тест на сообразительность.
- Тест на быстроту и ловкость.
- Определение времени передачи шифровки.
- Определение номера телефона.
- Определение пароля.
- Тест на смекалку, или расшифруй послание.
- Подведение итогов и награждение.
Ход урока
Учитель приветствует участников урока. Учащиеся делятся на команды, которым присваивается порядковый номер: 001, 002, 003 и т.д. (в зависимости от числа команд). Каждая команда выбирает капитана. Далее идет представление членов жюри, которые будут оценивать работу команд и подводить итоги. В качестве членов жюри можно пригласить учителей школы, старшеклассников, родителей или учащихся этого класса, которые отлично успевают по предмету. Они получают зачетные листы для каждой команды.
Учитель: Ребята, все вы, наверное, любите смотреть по телевизору различные детективные фильмы. Назовите наиболее известных героев-сыщиков. (Ответы учащихся: Джеймс Бонд, Шерлок Холмс, Ниро Вульф, Эркюль Пуаро и т.д.). А хотели бы вы сами стать сыщиками, ну хотя бы на один урок? Я думаю, что да. Сегодня это случится, мы станем секретными агентами, которые, являясь промежуточным звеном в сложной и запутанной цепи секретной организации, должны получить и передать очень важную информацию следующему звену. Для начала давайте определим тему нашего урока. На карточке представлена запись. Посмотрите на нее внимательно и прочитайте название темы, состоящее из трех слов.
Карточка:
Совершенно верно, тема этого урока: Приключения секретных агентов.
Итак, приключения начинаются! Прежде чем стать секретным агентом, необходимо пройти курс обучения и сдать различные тесты на соответствие. Сейчас мы проверим, можете ли вы быть секретными агентами.
Что важно иметь любому секретному агенту для того, чтобы хорошо выполнять свою работу? (Ответы учащихся: смелость, ловкость, ум, смекалку, выносливость, быстроту и т. д.). Конечно, вы абсолютно правы, и теперь я хочу проверить вашу смекалку. Начинаем первое испытание.
1 тур: Тест на сообразительность.
Команды по очереди отгадывают химические загадки, которые можно взять из книги Г. И. Штремплера “Химия на досуге: загадки, игры, ребусы: книга для учащихся”. - Москва, “Просвещение”, 1993. – 96 с. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не дала правильного ответа на вопрос, то на него может ответить команда соперников и заработать балл.
- Какой элемент всегда рад? (радон).
- Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон).
- Какой неметалл является лесом? (Бор).
- Какой элемент состоит из названий двух животных? (Мышьяк).
- Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
- Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
- Какой металл, по древней мифологии, обречен на вечные муки? (Тантал).
- В состав названия каких элементов входит дерево? (Никель, дубний).
- Частью какого химического элемента любят играть на досуге взрослые и дети? (Золото).
- Какой химический элемент входил в название сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер? (Бор).
Ну, что же, ребята, вы с успехом прошли первое испытание. На мой взгляд, любой секретный агент должен быть не только сообразительным, но ещё быстрым и ловким. Поэтому начинаем второе испытание.
2 тур: Тест на быстроту и ловкость.
Командам выдаются два поля с наборами карточек. На первом поле в клеточках написаны формулы веществ, а на карточках даны названия классов, к которым принадлежат эти вещества. На клетках второго поля – названия веществ, а на карточках – их химические формулы. Команда, заполнившая карточки правильно, получает 2 балла (по одному за каждую карточку), а команда, справившаяся быстрее всех, получает ещё 1 дополнительный балл.
Поле 1.
НNO3 |
NaCl |
MgO |
KOH |
CO2 |
H2S |
Li3PO4 |
Fe |
CuOH |
Карточки к полю №1: Кислота, соль, основный оксид, щелочь, кислотный оксид, кислота, соль, металл, основание.
Поле 2.
Серная кислота |
Оксид меди (II) |
Хлориджелеза (II) |
Гидроксид натрия |
Водород |
Оксидсеры (VI) |
Нитрат кальция |
Соляная кислота |
Гидроксид цинка |
Карточки к полю №2: H2SO4, CuO, FeCl2, NaOH, H2, SO3, Ca(NO3)2, HCl, Zn(OH)2.
Ребята, вы прекрасно справились с заданием и доказали всем, что соответствуете уровню подготовки секретных агентов. Я вас поздравляю и хочу вручить знаки отличия. Внутри вы найдете свой личный кодовый номер и псевдоним, под которым проходите в списках секретных документов. Теперь это ваше имя, прочтите и запомните его.
Ну, а теперь переходим к делу. Как я уже говорила, вы - секретные агенты, которые должны получить шифровку и передать ее дальше. Если вы не справитесь с препятствиями на пути, то потеряете ценную секретную информацию. Поэтому необходимо сделать все, чтобы шифровка была передана в нужное время и в нужное место. Вы готовы к этому? Тогда желаю успеха! Поехали!
Для начала нам необходимо определить время передачи шифровки. Вам пришла телеграмма с заданием, решив которое, вы узнаете время. Итак, тур 3 – определение времени передачи шифровки.
3 тур: Определение времени передачи шифровки.
Командам выдается карточка, на которой написаны левые части уравнений. Учащиеся должны их дописать, уравнять и сложить все коэффициенты. Полученная сумма будет являться временем передачи шифровки. За правильно выполненное задание - 2 балла и 1 балл – за быстроту первой команде (для 3 – 5 туров состязания).
CaCO3
Ba(OH)2 + H2SO4
Li + O2
Zn + HCl
Правильный ответ: 20 часов.
Молодцы, теперь мы знаем время передачи шифровки, но как ее передать и куда. Давайте посмотрим, где может быть спрятана подсказка. Внимательно осмотритесь вокруг себя. Нашли, вы настоящие сыщики! Это письмо. Давайте скорее распечатаем и прочитаем это послание, наверное, там написано о наших дальнейших действиях.
“Уважаемые агенты! Вам необходимо определить номер телефона, по которому вы сможете передать шифровку дальше. Будьте очень внимательны, иначе прервется связь, и ценная информация будет утеряна. Желаем удачи!”
Ну что, ребята, постараемся? Тогда, начинаем 4 тур.
4 тур: Определение номера телефона для передачи шифровки.
Команды получают карточки с химическими формулами веществ. Участникам необходимо определить степени окисления элементов в веществах и выписать их у подчеркнутых элементов.
(Na, H2SO4, Al2O3) KMnO4, CuO, LiNO3, Zn, MnCl2, CO2, H2Cr2O7.
Правильный ответ: (063) 7250246.
Ребята, мы в вас не ошиблись, вы действительно хорошие агенты, если с такой легкостью решаете все сложные задания. Теперь мы знаем время передачи шифровки, телефон, по которому будем звонить, но без пароля никто с вами разговаривать не будет. Поэтому следующий шаг – это разгадать пароль. Пока вы выполняли предыдущее задание, ко мне прилетала знакомая сорока, которая принесла конверт с заданием для следующего тура. Разгадав, вы определите пароль. Итак, начинаем 5 тур.
5 тур: Определение пароля.
Команды получают карточки, на которых указаны знаки химических элементов. Учащиеся должны определить у них число протонов и перевести числа в буквы при помощи пронумерованного алфавита.
В, О, С, Na, Si, K He, S, P, B.
Правильный ответ и пароль: Джеймс Бонд.
Молодцы, справились с заданием. Теперь мы знаем все, что необходимо для выполнения секретного задания. Но каждый секретный агент должен не просто принять и передать шифровку, он должен суметь ее прочитать. Поэтому сейчас мы с вами потренируемся в этом. Я смогла достать у одного знакомого секретного агента (не будем называть его имя) несколько шифровок, которые вы попытаетесь разгадать. Готовы? Тогда начинаем 6 тур.
6 тур: Тест на смекалку, или расшифруй шифровку.
Каждая команда получает карточки с логогрифами, которые можно взять из книги Г. И. Штремплера “Химия на досуге: загадки, игры, ребусы: книга для учащихся”. - Москва, “Просвещение”, 1993. – 96 с. За каждый отгаданный логогриф игроки получают по 1 баллу.
Дом подземный перед вами – обычно звери там живут.
Но если ж буквы переставить Г иль Д еще добавить –
Два газа мигом будут тут (Аргон, радон).
Я – металл, меня ты знаешь, мощь громадная во мне.
Если Б ко мне добавишь, небо скрою в снежной мгле (Уран).Двенадцать пар – не забывай! У всех людей на свете.
В другом значенье – узкий край, - так учат в школе дети.
Если Се ко мне добавить – вмиг в металл я превращусь.
А к тому могу добавить – в первой группе окажусь (Серебро).Подумайте внимательно, чтоб слово отгадать.
Я, как круг спасательный, - попробуйте назвать.
Если Ф ко мне добавить – на болоте окажусь.
Если Ф ко мне подставить – в неметалл я превращусь(Фтор).С Ка – активный я металл, с Ге – я очень легкий газ:
Чтобы нас ты разгадал, глянь в систему еще раз (Гелий, калий).Музыкальный инструмент возьмите за основу.
Подставьте к слову Баз иль Коб и все прочтите снова.
Продукт вулканический предстанет пред вами
И элемент химический, что добавляют в сплавы (Базальт, кобальт).Я являю собой краткий клич боевой.
Но меняю легко я значенье свое.
Стоит Н ко мне добавить – в актиноид превращусь.
Можно Б ко мне подставить – сразу солью окажусь.
Если ж обе эти буквы вы приставите, друзья,
Замету я все на свете - ураганом стану я! (Уран, бура, буран).
Ну что, ребята, вы справились и с этим заданием. Я могу только поаплодировать вам и поздравить с успешным прохождением всех нелегких препятствий, которые мы приготовили. Вы с честью выдержали экзамен на то, чтобы стать секретными агентами. Возможно, это вам, действительно, когда-нибудь пригодится в жизни. А сегодня я хочу поблагодарить вас за активное участие. Теперь предоставим слово жюри, которое подведет итоги нашего приключения.
Подведение итогов урока. Награждение команд. Команда, занявшая 1 место, получает за урок оценку “отлично”, а все остальные – “хорошо”. Также команды получают грамоты и сладкие призы.