Опыт обучения школьников конструированию с применением интерактивной доски

Разделы: Технология


Уроки конструирования одежды являются наиболее сложными во всей программе технологии, так как девочкам в пятом классе уже приходится обращаться к основам черчения. Приходится запоминать много вычислительных формул, а также выполнять чертежи в двух масштабах.

Многим уроки конструирования не нравятся, поэтому, чтобы повысить положительную мотивацию к таким урокам, я решила обратиться к помощи компьютера.

Выход был найден – это работа на интерактивной доске. Во-первых, когда идет объяснение нового материала, учитель свободен и может проконсультировать ребенка на месте, во- вторых, расположив фрагменты чертежей на разных страницах, девочки могут перелистать страницу обратно, и если она отстала от работы класса, можно посмотреть предыдущий чертеж, в-третьих, каждая девочка может открыть свою страницу и построить чертеж на доске, а самое главное - чертеж и все расчеты можно сохранить на электронном носителе и дома самостоятельно построить чертеж в натуральную величину по своим меркам. Занятия проходят в кабинете, оборудованном интерактивной доской.

У всех детей дома есть персональные компьютеры, поэтому перед практической работой лишь коротко рассказываю девочкам об особенностях работы на интерактивной доске.

1. Выполнение практической работы “Построение чертежа фартука без нагрудника”.

Запускаем программу Notebook. На панели инструментов выделяем новую страницу. Сначала записываем на доске расчетные формулы ширины и длины фартука, для этого выбираем на панели инструментов кнопку А (текст) и записываем формулы на доске. Можно также записать формулы маркером интерактивной доски.

ТН=Ди=30см. Длина фартука.

ТТ1= Сб/2+6=40/2=6=26см. Ширина фартука.

Начинаем построение. На панели инструментов находим кнопку линии, выбираем настроить линию. В настройках линии берем тонкую вспомогательную линию и цвет, попутно повторяем виды линий и их назначение. Щелкаем ОК. (рисунок)

Линиями строим прямой угол с вершиной точкой Т. Внизу линии ставим т. Н, вправо откладываем отрезок ТТ1 и ставим тТ1. Достраиваем прямоугольник, ставим т.Н1.

Построение кармана.

Находим месторасположение кармана от т. Т вниз отмеряем 6 см и ставим т.К. Из т. К строим прямую линию (14см) и ставим К1, достраиваем при помощи линий квадрат с точками К2 иК3.

Построение пояса.

На доске записываем формулу расчета для построения пояса.

ПП2= Стх2+20= 30х2+20=80см. Длина пояса.

ПП1=9см. Ширина пояса.

Построение пояса можно выполнить с помощью фигур. На панели инструментов выбираем кнопку Фигуры. Находим прямоугольник и щелкаем по соответствующей кнопке. Выбираем Настройки фигур, открываем панель, выбираем тонкую вспомогательную линию и другой цвет контура. Рисуем пояс нужной длины и ширины. Рисуем маркером соответствующие буквы.

2. Выполнение практической работы “Построение фартука с нагрудником”.

На панели инструментов выбираем новую страницу.

Сначала рассчитываем ширину и длину фартука по формулам и записываем их на доске маркером или печатаем на компьютере. На панели выбираем кнопку А (текст), щелчком выделяем место записи на экране и набираем текст.

ТТ1=СБ/2+6=40/2+6=26см. (ширина фартука)

ТН=Ди=35см. (длина фартука)

Построение. Выбираем линии. В Настройках линии берем вспомогательную толщину и любой цвет контура.

Строим линиями прямой угол с вершиной т.Т, чтобы линии были прямые держим клавишу Shift. Маркером обозначаем точки и достраиваем прямоугольник.

Построение кармана.

Для построения кармана записываем расчетные формулы на доске. Строим карман так же как и у фартука без нагрудника можно только применить другой цвет контура или заливки.

Построение нагрудника.

Строим нагрудник, выбрав на панели кнопку Линии, или можно сразу построить прямоугольник, щелкнув на панели кнопку Фигуры.

Выбрать вид фигуры, в Настройках фигуры определиться с цветом контура и толщиной линий. Построение делаем обязательно тонкими вспомогательными линиями, применяя другой цвет контура.

Построение пояса и бретели.

Для построения этих деталей сначала рассчитываем длину пояса и записываем расчетные формулы.

Строим фигуры прямоугольниками, заданной величины, проставляем буквенное обозначение.

После окончания построения, проверяем детали чертежа. Ученицы на доске подписывают детали фартука и конструктивные линии на них. Выделяют их основным шрифтом, или заполняют фигуры заливкой.

Одновременно повторяем все названия деталей и их построение.

Все чертежи сохраняем на доске.

На дом ученицы получают задание построить чертеж основы фартука по своим меркам в натуральную величину.

Перед уроками конструирования предлагаю принести с собой дискетку, поэтому желающие могут скопировать себе построение любого чертежа с расчетными формулами.

На следующем уроке можно провести и повторение изученного материала с практическим закреплением.

Я провожу это так.

На чистых страницах до урока рисую отдельные детали фартука (например, пояс, бретель, нижнюю часть фартука) и предлагаю подписать деталь и рассказать, как ее чертить, записав ее расчетную формулу.

Задание. Достроить недостающие детали: карман, нагрудник.

В шестом классе уроки конструирования намного сложнее, девочки должны выполнить несколько чертежей юбок. С этим трудным заданием они справляются быстро и с большим интересом. Каждая девочка имеет в своей электронной копилке построение чертежа выкройки основы в М 1:4 всех видов конических юбок и клиньевую.

 В седьмом классе в копилку добавляется чертеж выкройки основы ночной сорочки с цельновыкроенным рукавом.

 

А в восьмом классе на интерактивной доске мы строим чертеж выкройки основы прямой юбки.

 

Распечатав выкройку основу любого чертежа, мы выполняем на них техническое моделирование.