Исследовательская работа учащихся старших классов при углубленном изучении английского языка

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Изучая иностранный язык, важно заниматься не только заучиванием фраз-клише, но и пытаться заглянуть в теорию, объяснить для себя явления, происходящие в грамматике, лексике. В этом нам помогает научное общество учащихся, которое вот уже много лет функционирует в нашей школе. Безусловно, это помогает не только ученику, который учится добывать информацию, систематезировать её и применять в дальнейшем, но и учителю,работа которого становится интереснее, насыщеннее.

Занятие исследовательской работой - дело очень кропотливое, требующее от ученика усидчивости, терпения. Но я считаю, что заинтересовать учащегося, подтолкнуть его к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда, практически на каждом уроке, ведь задача учителя, говоря словами В. Розова: «разгребать груды камней- а вдруг под ними окажется человек». Мы не занимались выбором темы заранее. Это произошло случайно, на уроке английского языка в одиннадцатом классе. Вводились новые лексические единицы и мне был задан вопрос: «А чем отличается глагол ask от глагола request?» Тогда я решила не отвечать на этот вопрос, и вместо этого мы открыли словарь синонимов английского языка и перед учащимися стали раскрываться некоторые очень интересные моменты. Заинтересовавшись данной темой, одна из учениц решила представить свои результаты в форме небольшого сообщения. Наша работа проводилась в несколько этапов. Сначала был собран материал по лексикологии, был проведён экскурс в теорию семантического значения слова и толко после этого мы непосредственно перешли к работе с данными глаголами и затем сделали некоторые выводы. Вкратце могу изложить содержание нашей работы.

Так, лексикологический метод - компонентный анализ стал для нас очень результативным при изучении сочетаемостных характеристик слова и сочетаемости семантически близких слов. Мы рассматривали семантическую группу глаголов говорения, в которую вошли такие глаголы как ask, request, apply, appeal, petition, beg, beseech, entreat, implore. Системное изучение лексики предполагает существование между словами определённых связей, в основе которых лежат отношения сходства и различия. Системный характер лексического состава слова проявляется в распределении слов по группам, полям, микрополям, имеющим какой-либо общий признак.

Известно, что лексическое значение слова включает в себя: номинативные значения, основанные на логико-предметном содержании слова; парадигматическую противопоставленность, т.е.наличие тех различительных или общих семантических признаков; синтагматическую сочетаемость, которая создаётся благодаря смысловому контрасту слов в линейном ряду. Любая полнозначная лексическая единица помимо номинативной /или концептуально-предметной, классификационной/значимости, обладает ещё и синтагматической /или функциональной/значимостью. Целю нашей работы было как раз установление той степени взаимозависимости, которая связывает парадигматическую характеристику слова с её сочетаемостью. Конечной целью нашей работы было: снять двусмысленность фраз, а также прокомментировать аномалии.

Синонимическая группа, наряду с антонимической и тематической является одним из типов лексико-семантической парадигмы. Члены данного синонимического ряда объединены отношениями семантической общности, что подтверждается толковыми и синонимическими словарями. В то же время все рассматриваемые глаголы противопоставляются друг другу по различным признакам: стилистическому и семантическому. В основе организации рассматриваемой иерархии лежит принцип расширения значения исследуемых единиц. По мере движения вверх наблюдается нарастание степени качества в семантической структуре лексем. Принцип бинарных противопоставлений на котором основан метод компонентного анализа, находит применение и при исследовании группы глаголов говорения. Иными словами, с точки зрения бинарной оппозиции request=ask+ «наслоение». Это обстрактное «наслоение» является ничем иным, новым компонентом, различающим семантические структуры слов ask и request и определяющим место каждого из них внутри данной системы. Таким образом нам удалось выяснить,что глагол ask является самым нейтральным в данной группе глаголов I've asked Andrew to babysit, в то время как глагол request используется чаще в официальной речи и в письме(«Customers are requested not to smoke»). Глагoл beg используется когда мы просим о чём-то важном(«He begged her forgive him for hurting her»).Что касается глаголов entreat,implore,beseech то мы выяснили,что они используются в книжном стиле и обозначают «просить о чём-то очень серьёзно»,например, «Please,don't go;I entreat you» или «He entreated the king to grant him on wish» или «Help me»-he implored» или «They implored her to stay» или «She gave him an imploring look» или «Spare him, I beseech you» или «I beseech you to think seriously about this».

Рассматривая синонимическую группу глаголов, объединенных общим дифференциальным признаком «речевое взаимодействие с окружающими с целью получения информации» (ask, request, appeal, beg, beseech, implore, apply, entreat, petition, solicit),мы можем противопоставить глаголы друг другу по одному семантическому признаку и построить иерархию.

Применение компонентного анализа возможно и для «семантического чтения текстов»,что позволяет не только глубоко проникнуть в семантику лексических единиц и снять двусмысленность предложений, но и установить, с помощью каких средств выражения, а именно компонентов значения, автору удаётся создавать тот или иной стилистический эффект. Методика компонентного анализа даёт возможность системного рассмотрения семантической стороны языка, более тонкого и углубленного исследования смысловой структуры лексем, выявления соотношения и связи между отдельными их значениями.

В заключении хотелось бы отметить, что компонентный анализ позволяет организовать слова, объединённые отношениями семантической общности и противопоставленности, в лексико-семантические парадигмы разных типов. Ценность применения метода компонентного анализа заключается в том, что он не только позволяет выявить характер системных отношений внутри определённой совокупности, но и способствует адекватному описанию форм проявления этих отношений в предложении. Компонентный анализ является объективным и эффективным средством проникновения вглубь семантики лексических единиц. Данный вид работы применим и к другим семантическим группам, кроме того, он позволяет учащимся углубленно изучить некоторые аспекты современной лексикологии.

Литература:

  1. Oxford Advanced Learner's Dictionary of Current English.Oxford University Press,1999.
  2. Longman Essential Activator.Longman Press,1999.
  3. Шафиков С. Г. «Семантические универсалии в лексике.» Москва,1995.