Цели:
- дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах), их разнообразии;
- познакомить детей с далеким прошлым нашей планеты;
- показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети.
- развивать умение сравнивать и описывать животных, умение анализировать рисунки, развивать мышление, воображение, эмоции.
- воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, об истории природы, экологически грамотное отношение к ней.
Оборудование:
- Карточки со словами: “220 000 000 лет назад”, “хищники”, “травоядные”, “палеонтологи”.
- Рисунок природы и динозавров для аппликации.
- Видеозапись с фрагментом фильма “Прогулки с динозаврами”.
- Объемные фигурки динозавров.
- Картинки птиц, змеи, черепахи, ящерицы.
- Гербарный лист папоротника.
- Окаменелости.
- Шкатулка с секретом.
- Контурные рисунки динозавров.
- Энциклопедии: “Все обо всем”, “Эти удивительные динозавры”, “Атлас животных”.
Ход урока
1. Сообщение темы и плана урока.
“Когда жили динозавры?”
Чтобы больше узнать о динозаврах, мы должны ответить на три вопроса: (план на доске)
- Когда жили динозавры?
- Какими они были?
- Откуда люди узнают, какими были динозавры?
2. Наш первый вопрос: “Когда жили динозавры?”
Может кто-то знает об этом? (Выслушиваются ответы детей).
Представим себе нашу планету в то далекое время. Если записать это число цифрами, то получится очень большое число, вы не сможете его прочитать.
Карточка
Это было примерно 220 000 000 лет назад.
В то время на Земле не было зверей, птиц, а тем более - людей. Даже растения были другими. Это был фантастический мир. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот.
Лист папоротника
Землю покрывали леса из гигантских деревьев, похожих на пальмы, а траву заменяли папоротники.
Линейка 1 метр
В этом мире жили черепахи, ящерицы, громадные стрекозы, размах крыльев которых составлял 1 метр. Но хозяевами Земли были не они.
Кто же это?
3. Просмотр отрывка из фильма “Прогулки с динозаврами”.
Кого вы увидели в далеком прошлом нашей планеты?
- Мы ответили на вопрос и представили мир динозавров.
4. Физминутка.
5. Какими были динозавры?
Рассмотреть иллюстрацию в учебнике.
Что вам хочется сказать об этих животных? – Опишите их вид, размер, на что обратили внимание?
Динозавры стали для нас чем-то чуждым, страшным. Даже слово “динозавры” обозначает: “ужасные ящерицы”.
Почему их так назвали? – Дети высказывают предположения.
Эти чудовищные создания населяли моря, сушу, воздух.
6. Работа над аппликацией на доске.
Шкатулка.
Какой секрет скрыт в шкатулке? – Он поможет дополнить рисунок.
Дети достают по очереди фигурки динозавров. – Разместить их на рисунке природы.
Ихтиозавры – в воде.
Птеродактили – в небе.
Тиранозавр, игуанодон – на суше.
7. Рассказ об отличии динозавров от других животных.
Тело динозавров было покрыто сухой чешуей, как у змеи.
Больше всего нас поразили бы их размеры.
Сначала большими стали травоядные. Они поедали растения. Пищи у них было много и их главной заботой была забота о том, чтобы их не съели. Они вырастали побольше и вооружались пострашнее (шипами и наростами).
8. Разнообразие травоядных.
Шкатулка.
Дети достают фигурки динозавров.
Диплодок – он смог бы заглянуть в окно третьего этажа.
Стегозавр – спина украшена костяными пластинами, четыре шипа на хвосте.
9. Работа с иллюстрациями в книгах.
- Рассмотреть, поделиться своими впечатлениями от облика динозавров.
10. Хищные динозавры.
Кто был врагом травоядных? - Хищники.
Им пришлось догонять в росте травоядных. Они встали на задние ноги, а передние ноги стали короче.
Самый большой хищник – тиранозавр.
Но все динозавры появились на свет из яиц, которые были размером с футбольный мяч.
11. Рассмотреть иллюстрации.
Как отличить хищника от травоядного? – Рассуждения детей.
Плоские зубы – травоядный.
Острые – хищник.
12. Физминутка.
13. Чтение стихотворения В. Берестова “Самая первая песня”.
- Дети читают наизусть.
14. Рисунок в учебнике.
Муравьишка Вопросик: “Могло ли быть такое на самом деле?” – Несоответствие на рисунке.
15. Рассказ об исчезновении динозавров.
Мы ответили на два вопроса нашего плана.
Динозавров сейчас нет. Они исчезли с лица Земли. Что явилось причиной этого – не известно.
Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять нашу природу, чтобы больше ничего не исчезало.
Рисунки птиц и пресмыкающихся.
Ученые считают, что птицы – это и есть изменившиеся динозавры. А змеи, ящерицы и черепахи – их дальние родственники.
16. Как люди узнают, какими были динозавры.
Ученые-палеонтологи раскапывают слои земли и находят там окаменевшие остатки. По найденным костям, чешуйкам, зубам, отпечаткам следов они узнают о растениях и животных, населявших Землю.
Шкатулка.
Достать окаменелости и рассмотреть их всем классом.
17. Творческая работа.
Ученые не смогли восстановить голос и окраску динозавров. – Попробуем сами представить это.
- Дети закрашивают карандашами контурные рисунки динозавров.
Итог:
Читаем вывод в учебнике на стр. 79.
Что теперь вы можете рассказать о динозаврах своим друзьям?
Выставка книг.
Из каких книг о динозаврах можно узнать?