Окружающий мир, 1-й класс. "Когда жили динозавры?"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • дать первичные представления о самых древних пресмыкающихся (динозаврах), их разнообразии;
  • познакомить детей с далеким прошлым нашей планеты;
  • показать, как люди узнают о динозаврах и как это могут узнать дети.
  • развивать умение сравнивать и описывать животных, умение анализировать рисунки, развивать мышление, воображение, эмоции.
  • воспитывать любознательность, интерес к чтению дополнительной литературы о животных, об истории природы, экологически грамотное отношение к ней.

Оборудование:

  • Карточки со словами: “220 000 000 лет назад”, “хищники”, “травоядные”, “палеонтологи”.
  • Рисунок природы и динозавров для аппликации.
  • Видеозапись с фрагментом фильма “Прогулки с динозаврами”.
  • Объемные фигурки динозавров.
  • Картинки птиц, змеи, черепахи, ящерицы.
  • Гербарный лист папоротника.
  • Окаменелости.
  • Шкатулка с секретом.
  • Контурные рисунки динозавров.
  • Энциклопедии: “Все обо всем”, “Эти удивительные динозавры”, “Атлас животных”.

Ход урока

1. Сообщение темы и плана урока.

“Когда жили динозавры?”

Чтобы больше узнать о динозаврах, мы должны ответить на три вопроса: (план на доске)

  1. Когда жили динозавры?
  2. Какими они были?
  3. Откуда люди узнают, какими были динозавры?

2. Наш первый вопрос: “Когда жили динозавры?”

Может кто-то знает об этом? (Выслушиваются ответы детей).

Представим себе нашу планету в то далекое время. Если записать это число цифрами, то получится очень большое число, вы не сможете его прочитать.

Карточка

Это было примерно 220 000 000 лет назад.

В то время на Земле не было зверей, птиц, а тем более - людей. Даже растения были другими. Это был фантастический мир. На планете стояло вечное лето. Было много рек, озер, болот.

Лист папоротника

Землю покрывали леса из гигантских деревьев, похожих на пальмы, а траву заменяли папоротники.

Линейка 1 метр

В этом мире жили черепахи, ящерицы, громадные стрекозы, размах крыльев которых составлял 1 метр. Но хозяевами Земли были не они.

Кто же это?

3. Просмотр отрывка из фильма “Прогулки с динозаврами”.

Кого вы увидели в далеком прошлом нашей планеты?

- Мы ответили на вопрос и представили мир динозавров.

4. Физминутка.

5. Какими были динозавры?

Рассмотреть иллюстрацию в учебнике.

Что вам хочется сказать об этих животных? – Опишите их вид, размер, на что обратили внимание?

Динозавры стали для нас чем-то чуждым, страшным. Даже слово “динозавры” обозначает: “ужасные ящерицы”.

Почему их так назвали? – Дети высказывают предположения.

Эти чудовищные создания населяли моря, сушу, воздух.

6. Работа над аппликацией на доске.

Шкатулка.

Какой секрет скрыт в шкатулке? – Он поможет дополнить рисунок.

Дети достают по очереди фигурки динозавров. – Разместить их на рисунке природы.

Ихтиозавры – в воде.

Птеродактили – в небе.

Тиранозавр, игуанодон – на суше.

7. Рассказ об отличии динозавров от других животных.

Тело динозавров было покрыто сухой чешуей, как у змеи.

Больше всего нас поразили бы их размеры.

Сначала большими стали травоядные. Они поедали растения. Пищи у них было много и их главной заботой была забота о том, чтобы их не съели. Они вырастали побольше и вооружались пострашнее (шипами и наростами).

8. Разнообразие травоядных.

Шкатулка.

Дети достают фигурки динозавров.

Диплодок – он смог бы заглянуть в окно третьего этажа.

Стегозавр – спина украшена костяными пластинами, четыре шипа на хвосте.

9. Работа с иллюстрациями в книгах.

- Рассмотреть, поделиться своими впечатлениями от облика динозавров.

10. Хищные динозавры.

Кто был врагом травоядных? - Хищники.

Им пришлось догонять в росте травоядных. Они встали на задние ноги, а передние ноги стали короче.

Самый большой хищник – тиранозавр.

Но все динозавры появились на свет из яиц, которые были размером с футбольный мяч.

11. Рассмотреть иллюстрации.

Как отличить хищника от травоядного? – Рассуждения детей.

Плоские зубы – травоядный.

Острые – хищник.

12. Физминутка.

13. Чтение стихотворения В. Берестова “Самая первая песня”.

- Дети читают наизусть.

14. Рисунок в учебнике.

Муравьишка Вопросик: “Могло ли быть такое на самом деле?” – Несоответствие на рисунке.

15. Рассказ об исчезновении динозавров.

Мы ответили на два вопроса нашего плана.

Динозавров сейчас нет. Они исчезли с лица Земли. Что явилось причиной этого – не известно.

Жизнь на Земле очень хрупка. Нам надо сохранять нашу природу, чтобы больше ничего не исчезало.

Рисунки птиц и пресмыкающихся.

Ученые считают, что птицы – это и есть изменившиеся динозавры. А змеи, ящерицы и черепахи – их дальние родственники.

16. Как люди узнают, какими были динозавры.

Ученые-палеонтологи раскапывают слои земли и находят там окаменевшие остатки. По найденным костям, чешуйкам, зубам, отпечаткам следов они узнают о растениях и животных, населявших Землю.

Шкатулка.

Достать окаменелости и рассмотреть их всем классом.

17. Творческая работа.

Ученые не смогли восстановить голос и окраску динозавров. – Попробуем сами представить это.

- Дети закрашивают карандашами контурные рисунки динозавров.

Итог:

Читаем вывод в учебнике на стр. 79.

Что теперь вы можете рассказать о динозаврах своим друзьям?

Выставка книг.

Из каких книг о динозаврах можно узнать?