Задачи:
- Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений.
- Развивать музыкальный слух, творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой.
- Закрепить умение самостоятельно перестраиваться в пространстве (становиться врассыпную, в общий круг, соблюдая интервалы).
- Тренировать слуховое внимание, волю ребенка, произвольность движений.
- Воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе; доброжелательное отношение к сверстникам.
Предварительная работа:
- Знакомство с двигательным материалом.
- Предложить детям нарисовать свою любимую игрушку.
Оформление: на стене выставка рисунков на тему “Моя любимая игрушка”;
Оборудование и материалы:
- Музыкальный центр
- Аудиокассеты с музыкальными записями
- Фуражка
- Рисунки детей на тему “Моя любимая игрушка”
- Музыкальные инструменты (тарелки, треугольник, деревянные палочки)
Ход занятия
Звучит песня “Кукла Маша” в исп. Группы “Иванушки Интернешнл”. Дети старшей группы заходят в зал.
Ведущая:
Вы любите играть? А что вам для этого нужно?
Ответы ребят: (игрушки).
Девочки любят играть в куклы.
Раньше были куклы Маши.
Куклы Даши. Куклы Глаши.
Куклы Кати и Надюши.
Куклы Миши и Андрюши.
А сейчас на полках Тины,
Барбары и Жозефины.
Очень стройные милашки,
Барби в локонах-кудряшках.
Ведущая: А в какие игрушки любят играть мальчики? (ответы)
Но ведь есть не только куклы, и машинки, но и другие игрушки. Давайте посмотрим, какие игрушки вы нарисовали. ( рассматривают рисунки)
- Игрушки любят и дети, и взрослые.
Дети с ними играют, взрослые коллекционируют.
Без игрушек жить решительно нельзя! Я приглашаю вас в волшебную страну, в которой живут игрушки. А называется она Кукляндия.
-Внимание, внимание отправляется игрушечный поезд, все желающие занимайте места.
Раз, два, три, четыре, пять -
Начинаем мы считать.
Начинаем мы считать,
Машиниста выбирать.
Раз, два, три -
Машинистом будешь – ты!
-Вот и выбрали машиниста, а чтобы все знали, что он машинист, наденем ему фуражку. Приглашаю всех занять места в поезде. Дети становятся друг за другом.
Стоим мы на перроне,
Ждем свои вагоны.
Машинист, поспеши!
Нас быстрее отвези.
(Исполняется музыкально – ритмическая композиция “Весёлые путешественники”, муз. М. Старокадомского, см. программу “Ритмическая мозаика”).
Ведущая: На главной площади игрушечного города висят волшебные часы. Часы долго не ломались, они все тикали и тикали, пока мышки не оторвали гири.
На стене часы висели: (хлопают на каждый слог)
Тик-так, тик-так (хлопки. Деревянные палочки)
Тараканы стрелки съели (хлопают на каждый слог)
Хрум - трак, хрум - трак (хлопки-тарелки)
Мыши гири оторвали (хлопают на каждый слог)
Бом-бом, бом-бом (шлепки. Тарелка)
И часы ходить не стали (хлопки на каждый слог)
Динь - стон, динь - стон (притопы. Треугольник)
Ведущая: Давайте попробуем завести часы
Игровая гимнастика "ЧАСЫ” (см. аудиокассету “Игровая гимнастика" Железновы )
-Вот заработали часы, и все игрушки в кукольной стране начали оживать и двигаться.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он — веселая игрушка,
А зовут его ... (Петрушка).
Серый байковый зверушка,
Косоглазый длинноушка.
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется... (зайка).
Не обижен, а надут,
Его по полю ведут.
А ударят — нипочем
Не угнаться за ... (мячом).
Эту толстую игрушку
Не уложишь на подушку.
День и ночь стоит бедняжка —
Спать не хочет ... (неваляшка).
Эти что за игрушки?
Разноцветные сушки
На столбе — не на нитке.
Это же ... (пирамидки).
Сам металлический,
Мозг электрический.
Раздается топот —
К нам шагает... (робот).
Исполняется музыкально-ритмическая композиция “Кукляндия", музыка П.Овсянникова (см. программу “Ритмическая мозаика”).
Ведущая:
Куколки красивые,
В пляске - не ленивые.
Ну-ка, Мишки, выходите.
Кукол медом угостите!
Дети исполняют “Танец кукол и Мишки”, музыка Д.Кабалевского, см. программу “Ритмическая мозаика” (все девочки - Куклы, все мальчики - Мишки)
Ведущая:
Динь-динь, динь-динь!
Открываем магазин.
Заходите, заходите.
Выбирайте, что хотите!
Проводится игра “Магазин игрушек”
(Один из детей становится покупателем. Остальные дети изображают игрушки. Все произносят слова:
Дин-дин, дин-дин, открываем магазин!
Заходите, заходите, выбирайте, что хотите!
Дети, двигаясь под музыку, изображают “Кукол”, передают образ через движения, пластику.
В конце все замирают в образной позе. Покупатель выбирает (покупает) “куклу”, которая ему больше понравилась. Выбранный ребенок становится следующим покупателем. Далее дети поочередно изображают игрушки - “медведя”, “петрушку”, “мячик”)
Ведущая:
Вот и закончилось наше сказочное путешествие по стране игрушек,теперь пора в обратный путь. Внимание! Внимание! Поезд из Кукляндии отправляется. Звучит песня “Голубой вагон” Дети строятся друг за другом и, подпевая, уходят.
Методические рекомендации: Большинство музыкально-ритмических композиций, включенных в занятие, предполагают освоение движений в процессе игрового сотрудничества педагога и детей без специального разучивания. Этот двигательный материал исполняется по показу взрослого и не ставится задача добиться от всех точного и правильного выполнения движений. Главное-это дать детям приобрести собственный целостный чувственный опыт движения под музыку, обогатить их запасом разнообразных двигательных упражнений, облегчить и ускорить процесс формирования музыкально-ритмических навыков и умений.
Использованная литература:
- Буренина А. И. Программа по ритмической пластике для детей “Ритмическая мозаика” С-П.,2000
- Горшкова Е. Учимся танцевать Путь к творчеству. М.: Психотехника, 1993
- Тютюнникова Т.Э. Учебно-методическое пособие “Бим! Бам! Бом!”. С-П., 2003
- Лифиц И.В. Ритмика: учебное пособие.- М.: Академия,1999