Работая учителем башкирского языка и литературы на протяжении десяти лет, всегда ставлю перед собой цель: привить к ученикам уважение и любовь не только к своему языку, но языкам других народов. Ведь знание языка является необходимостью в наши дни.
Кто такой мой ученик?
Мой ученик – это развивающаяся личность, у него свой характер, свои способности, склонности и увлечения.
Мои ученики – это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны.
Мои ученики – будущие граждане многонациональной республики, которые владеют наряду со своим родным языком несколькими другими языками.
Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение,свое воспитание окружающей деятельности, ценностные ориентиры. С помощью языка мы не только общаемся, передаем свои мысли, но и выражаем образовательный, духовный и культурный уровень.
В условиях Башкортостана необходимо знать два государственных языка: башкирский и русский. Без знания языка коренного населения Урала, исторического прошлого края, без уважительного отношения к духовным ценностям, созданным в течении тысячелетий, невозможно формировать личность гражданина многонационального государства.
Каждая эпоха ставит свои задачи в разных областях человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Сегодня образованный человек владеет еще и русским языком, языком межнационального общения. Наряду с родным, владение другими языками дает возможность не только приобщаться к культуре разных народов, но и глубже познать красоту и уникальность своей собственной. «Столько языков ты знаешь – столько раз ты человек», - говорили древние мудрецы. И это действительно так, поскольку благодаря знанию разных языков, человек раздвигает рамки своего собственного миропонимания.
Сегодня уже не осталось сомневающихся по поводу необходимости изучать родной язык, как язык матери.
Перед семьей и школой ставятся такие сложные задачи, которые должны сформировать у учащихся целостное и глубокое понимание того, что:
- Республика Башкортостан представляет собой многонациональное государство, в котором все народы проживают в мире и добром согласии.;
- любовь к своему народу, к своему родному языку невозможна без уважения национальных культур других народов;
- полное приобщение к национальной культуре невозможно без знания родного языка.
В прошлом, в семьях, причем не только дворянских, изучали до пяти и более иностранных языков. Такие яркие представители башкирской интеллигенции, как Ахметзаки. Валиди Тоган — общественный деятель, ученый, политик, организатор автономии Башкортостана, Мажит Гафури — поэт Башкортостана, классик башкирской литературы, Ризаитдин Фахретдинов — известный ученый - просветитель, владели, например, несколькими языками, как родными и обладали широким кругозором. Изучение языков и культур обогащают человека, делает его выше нравственно, способствует улучшению памяти, развитию логического мышления, коммуникативных навыков, расширению словарного запаса.
Ребенок должен знать свой национальный язык, это закон жизни и природы.
Современный подход к обучению родного языка состоит в том, что в идеале мы учим не столько общению, сколько воспитываем личность, гармоничную, и, как того требует жизнь, социально-адаптированную. Воспитание личности требует, чтобы мы говорили с детьми на родном языке так, и на такие темы, когда они не могут оставаться равнодушными к происходящему на уроке. Этого можно добиться более успешно с привлечением таких дидактических материалов, как хорошие тесты, произведения живописи, музыки. Они помогают ребятам выражать свое мнение по теме разговора, формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.
Для того, чтоб ребенок успешно учился, нужен не только определенный запас знаний и умений. Гораздо важнее желание и умение учиться. А для этого в свою очередь необходимо развивать у ученика такие качества, как память, внимание, умение анализировать.
Основная цель обучения родному языку состоит в формировании у учащихся речевых умений в различных видах речевой деятельности. Речевые навыки и умения достигаются путем определенной системы упражнений.
Игровые упражнения являются наиболее эффективным средством активизации формирования у учащихся речевых умений, навыков и в целом речи.
Каждый учитель в своей работе должен четко знать, какая игра и для какого класса подходит больше.
Тщательная проработка игр в распределении их по темам поможет учителю сделать весь процесс обучения более интересным и более эффективным.
Каждый педагог должен определять основные направления воспитательной работы с детьми на основе их социальных, культурных традиций. Важно научить ученика понимать и ценить не только собственную национальную культуру, но и своеобразие других культур, воспитывать в духе уважения ко всем народам.
Большую роль в сохранении родного языка приобщении детей к культурному наследию, духовным ценностям народа, населяющих Башкортостан, играют уроки родного языка, на которых изучаются традиции, обычаи, обряды того или иного народа.
С раннего детства мы слушали сказки, рассказы, предания наших бабушек и дедушек, в которых ярко воссоздается красота родных гор и рек, озер и лесов.
Бабушки исполняли нам песни, рассказывали баиты, учили нас жизни своими пословицами, поговорками, объяснили приметы, которые несут не только познавательный, но и эстетический потенциал. Но ситуация сегодня изменилась. Современные условия почти полностью вытеснили из жизни детей школу бабушек и дедушек, которая играла огромную роль в воспитании, любви к родному языку, истории, традициям. И сегодня, уже ни у кого не вызывает сомнения та огромная роль, которую играет урок родного языка в развитии личности ученика.
Итоги опроса среди учащихся I-XI классов данного образовательного учреждения показали, что дети осознают значимость и необходимость изучения родного языка.
Для собственного развития | Для продолжения образования и приобретения профессии | Заставляют родители | Не знаю | Этот предмет не нужен вообще | Свой вариант ответа | |
Русский язык | 42,5 | 57,5 | ||||
Литература | 47,5 | 55 | Учит жизни. | |||
Математика | 35 | 62,5 | 5 | |||
Физика | 35 | 47,5 | 2,5 | 7,5 | 5 | |
Биология | 42,5 | 47,5 | 2,5 | 7,5 | 2,5 | |
Химия | 55 | 17,5 | 2,5 | 2,5 | ||
География | 52,5 | 50 | 5 | |||
Родной язык | 61,5 | 37,5 | 0,4 | 0,5 | 0,1 | Каждый человек должен знать свой родной язык. |
История | 42,5 | 13,5 | 12,5 | 2,5 | 5 | Интересно. |
Английский язык | 37,5 | 40 | 7,5 | 2,5 | 7,5 |
Завершая, хочу сказать, что все мы понимаем, что язык – душа народа. Долг каждой нации сохранить свой язык и сохранять другие языки, долг каждого человека – серьезно и свято относиться не только к своему, но и чужому языку. Каждый педагог и руководитель образовательного учреждения должен всегда помнить эту истину.
Использованная литература:
- Аминева Р./Некоторые проблемы обучения речевому общению на русском языке в башкирской школе.Учитель Башкортостана, 2003, №9.
- Валиди А.З. Воспоминания. - Уфа:Китап, 2003.
- Кильмухаметова М./Национальное образование. Учитель Башкортостана. 2005, №12.
- Рахматуллина З./ О задачах по изучению государственных и родных языков в образовательных учреждениях. Учитель Башкортостана.2006, №2.
- Юлмухаметов М. Национальное образование: проблемы и перспективы. Учитель Башкортостана, 2004, №2.