Задачи:
- Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром. Обратить внимание на экологические проблемы, возникающие по вине человека.
- Развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом, картой, схемами. Устанавливать зависимости между неживой и живой природой.
- Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её сохранение.
I. Орг. момент.
У: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.
II. Начало урока.
(Звучит “Музыка леса”)
У: Широко раскинулся на карте нашей страны “зелёный океан”. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Это одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина.
У: О каком “зелёном океане” идёт речь?
Д: О лесе.
III. АОЗ
У: Посмотрите на карту “Природные зоны России”. Каким цветом показана лесная зона?
Д: Лесная зона показана на карте зелёным цветом.
У: Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Показать на карте)
Д: Зона лесов находится южнее зоны тундры.
У: Какая она по площади в сравнении с другими природными зонами?
Д: Она занимает большую площадь.
IV. Работа над новой темой.
1. Работа с картой и учебником.
У: Сегодня мы совершим путешествие в зону лесов.
Цель нашего путешествия – знакомство с растениями и животными лесной зоны. Прежде, чем начать путешествие, мы должны запастись знаниями о погодных условиях этой природной зоны.
Прочитайте текст на с. 19 учебника.
У: Назовите отличительные особенности зоны лесов.
Д: Глубокое оттаивание почвы.Достаточность тепла и влаги.Верхний слой почвы плодородный: растут деревья, кустарники, травы.
У: Зона лесов находится в умеренном поясе, в ней ярко выражены 4 времени года.
Попробуем мысленно пролететь на самолёте из тундры над лесной зоной. Просторы тундры с редкими карликовыми деревьями постепенно сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками из сосен, елей, лиственниц.
И вот мы в зоне лесов.
У: Познакомьтесь с описанием зоны лесов.(с.20)О каких видах лесов вы узнали?
Д: Широколиственные леса, смешанные леса, хвойные леса.
У: В соответствие с условными знаками покажите части лесной зоны на карте.
У: Откройте учебник на с.3 и укажите на карте местоположение зоны лесов.
(Снимаю карту)
На доске:
2. Работа в группах.
У: Для более подробного изучения зоны лесов нам нужны профессионалы: ботаники, зоологи, экологи. Переверните листы заданий и вы узнаете название вашей группы.
В течение 5 минут группа должна подготовить сообщение и поделиться полученными знаниями.
У: Заслушаем сообщение ботаников, изучавших тайгу.
Ботаники (группа №1)
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.
Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу.
В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.
Это высокие деревья с мощными корнями.
У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные.
Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений.
Растёт здесь мох, клюква, грибы. (Инд. сообщения детей о деревьях)
У: Вы узнали о представителях хвойного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев тайги, разместите их в соответствующую группу.
Д: (размещают карточки на доску)
У: На столах лежат рисунки с изображением деревьев. Определите тип леса на первом рисунке. Какой это лес?
Д: Хвойный лес.
У: Соотнесите название дерева и порядковый номер.
( 1-ель, 2- сосна, 3-лиственница, 4-пихта, 5-кедр – на доске указываю соотв. номер)
У: Послушаем сообщение ботаников о представителях смешанного леса.
Ботаники (группа № 2)
К югу на смену тайге приходит смешанный лес.
В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи и другие растения.
Зима в таком лесу мягче.
У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева.
Берёза – это символ России.
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.
У: Вы узнали о представителях смешанного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев этого типа леса, разместите их в соответствующую группу.
Д: (размещают карточки на доску)
У: Только ли эти виды растений произрастают в смешанном лесу?
Д: Нет. Здесь также встречаются хвойные деревья, кустарники и травянистые растения.
У: А теперь сообщение ботаников о широколиственных лесах.
Ботаники (группа № 3)
Ближе к югу становится ещё теплее. Смешанные леса сменяются широколиственными.
Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву.
Главное отличие этих лесов – многоярусность.В этих лесах растут дуб, липа, клён, ясень, вяз - это верхний ярус.
Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник.
Ещё ниже растут орешник-лещина, калина, крушина. Этот ярус называется подлеском.
Под ним располагаются шиповник, малина и др. низкие кустарники.
Затем идут травы и грибы.
Облик широколиственного леса постоянно меняется. Весной очень много первоцветов.
У: Вы узнали о представителях широколиственного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев этого типа леса, разместите их в соответствующую группу.
Д: (размещают карточки на доску)
У: На столах лежат рисунки с изображением деревьев. Определите тип леса на втором рисунке. Какой это лес?
Д: Широколиственный лес.
У: Соотнесите название дерева и порядковый номер.
( 1-дуб, 2-клён, 3-липа, 4-ясень, 5-вяз– на доске указываю соотв. номер)
У: Слово зоологам.
Зоологи (группа №4)
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных и насекомых. Способы питания лесных животных разные: одни питаются растениями, другие – хищники, третьи всеядны.
В тайге из растительноядных обитают лоси, зайцы, белки, полосатые бурундуки.
Из хищников – рысь, соболь.
Ну а бурый медведь всеяден: он не прочь отведать и малины, и мёда, и кедровых орешков, и рыбы. Недаром его называют “хозяином тайги”.
В хвойных лесах живут дятлы, кедровки, клесты.
В широколиственных лесах обитают кабаны, зубры, благородный олень, куница.
Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в эти леса разных птиц.
Здесь обитают сова, дрозд, иволга и др. птицы.
У: О животном мире леса можно говорить бесконечно…
Предлагаю вам посмотреть видеозапись “Животные леса”.
3.Работа в парах.
У: А теперь общее задание для всех групп. Составьте цепи питания животных.
а) кедр – белка - куница
б) дуб – мышь - лиса
( ________ - пропущены названия)
4. Роль леса. (Фронтальная работа с использованием информационного поля)
У: Какова роль леса в природе и жизни людей?
Д: (называют с опорой на инф. поле: ЛЕС
- “лёгкие” планеты
- источник древесины
- источник топлива
- дом для грибов, растений, животных
- аптека
- место отдыха
- источник пищи
- незаконная охота) – лишнее.
У: Почему?
Д: Это проблема леса.
У: Да, это экологическая проблема. А сейчас послушаем экологов.
Экологи (группа №5)
Экологические проблемы в лесной зоне связаны с:
- вырубкой леса;
- неумеренной охотой и браконьерством.
Мы, как экологи утверждаем:
- Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Это вредит животным, лес теряет свою красоту.
- Не разводи костров. Огонь - самый страшный враг леса. Охрана леса обязанность каждого человека и государства.
У: Замечательный русский поэт М. Пришвин говорил:
Д: (по 1 предложению)
“Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
У: Наше путешествие подошло к концу.Какую цель мы ставили в начале урока?
Д: Познакомиться с зоной лесов.
У: Достигли ли мы её?
Д: Да.
У: Спасибо за урок.