Окружающий мир в 4-м классе по теме "Зона леса"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Сформировать у учащихся представление о лесной зоне. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом; познакомить с растительным и животным миром. Обратить внимание на экологические проблемы, возникающие по вине человека.
  2. Развивать познавательную активность детей, умение работать с учебным текстом, картой, схемами. Устанавливать зависимости между неживой и живой природой.
  3. Воспитывать любовь к природе, чувство ответственности за её сохранение.

Ход урока

I. Орг. момент.

У: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте их.

II. Начало урока.

(Звучит “Музыка леса”)

У: Широко раскинулся на карте нашей страны “зелёный океан”. Плещутся в этом океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Это одно из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина.

У: О каком “зелёном океане” идёт речь?

Д: О лесе.

III. АОЗ

У: Посмотрите на карту “Природные зоны России”. Каким цветом показана лесная зона?

Д: Лесная зона показана на карте зелёным цветом.

У: Где находится зона лесов относительно зоны тундры? (Показать на карте)

Д: Зона лесов находится южнее зоны тундры.

У: Какая она по площади в сравнении с другими природными зонами?

Д: Она занимает большую площадь.

IV. Работа над новой темой.

1. Работа с картой и учебником.

У: Сегодня мы совершим путешествие в зону лесов.

Цель нашего путешествия – знакомство с растениями и животными лесной зоны. Прежде, чем начать путешествие, мы должны запастись знаниями о погодных условиях этой природной зоны.

Прочитайте текст на с. 19 учебника.

У: Назовите отличительные особенности зоны лесов.

Д: Глубокое оттаивание почвы.Достаточность тепла и влаги.Верхний слой почвы плодородный: растут деревья, кустарники, травы.

У: Зона лесов находится в умеренном поясе, в ней ярко выражены 4 времени года.

Попробуем мысленно пролететь на самолёте из тундры над лесной зоной. Просторы тундры с редкими карликовыми деревьями постепенно сменяются лесотундрой с обширными болотами, островками кустарников и перелесками из сосен, елей, лиственниц.

И вот мы в зоне лесов.

У: Познакомьтесь с описанием зоны лесов.(с.20)О каких видах лесов вы узнали?

Д: Широколиственные леса, смешанные леса, хвойные леса.

У: В соответствие с условными знаками покажите части лесной зоны на карте.

У: Откройте учебник на с.3 и укажите на карте местоположение зоны лесов.

(Снимаю карту)

На доске:

2. Работа в группах.

У: Для более подробного изучения зоны лесов нам нужны профессионалы: ботаники, зоологи, экологи. Переверните листы заданий и вы узнаете название вашей группы.

В течение 5 минут группа должна подготовить сообщение и поделиться полученными знаниями.

У: Заслушаем сообщение ботаников, изучавших тайгу.

Ботаники (группа №1)

Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу.

В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

Это высокие деревья с мощными корнями.

У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные.

Упавшая хвоя затрудняет рост травянистых растений.

Растёт здесь мох, клюква, грибы. (Инд. сообщения детей о деревьях)

У: Вы узнали о представителях хвойного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев тайги, разместите их в соответствующую группу.

Д: (размещают карточки на доску)

У: На столах лежат рисунки с изображением деревьев. Определите тип леса на первом рисунке. Какой это лес?

Д: Хвойный лес.

У: Соотнесите название дерева и порядковый номер.

( 1-ель, 2- сосна, 3-лиственница, 4-пихта, 5-кедр – на доске указываю соотв. номер)

У: Послушаем сообщение ботаников о представителях смешанного леса.

Ботаники (группа № 2)

К югу на смену тайге приходит смешанный лес.

В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи и другие растения.

Зима в таком лесу мягче.

У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева.

Берёза – это символ России.

Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра. Кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.

Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.

У: Вы узнали о представителях смешанного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев этого типа леса, разместите их в соответствующую группу.

Д: (размещают карточки на доску)

У: Только ли эти виды растений произрастают в смешанном лесу?

Д: Нет. Здесь также встречаются хвойные деревья, кустарники и травянистые растения.

У: А теперь сообщение ботаников о широколиственных лесах.

Ботаники (группа № 3)

Ближе к югу становится ещё теплее. Смешанные леса сменяются широколиственными.

Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву.

Главное отличие этих лесов – многоярусность.В этих лесах растут дуб, липа, клён, ясень, вяз - это верхний ярус.

Пониже располагаются черёмуха, дикие яблоня и груша, боярышник.

Ещё ниже растут орешник-лещина, калина, крушина. Этот ярус называется подлеском.

Под ним располагаются шиповник, малина и др. низкие кустарники.

Затем идут травы и грибы.

Облик широколиственного леса постоянно меняется. Весной очень много первоцветов.

У: Вы узнали о представителях широколиственного леса. У кого на столах карточки с названиями деревьев этого типа леса, разместите их в соответствующую группу.

Д: (размещают карточки на доску)

У: На столах лежат рисунки с изображением деревьев. Определите тип леса на втором рисунке. Какой это лес?

Д: Широколиственный лес.

У: Соотнесите название дерева и порядковый номер.

( 1-дуб, 2-клён, 3-липа, 4-ясень, 5-вяз– на доске указываю соотв. номер)

У: Слово зоологам.

Зоологи (группа №4)

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных и насекомых. Способы питания лесных животных разные: одни питаются растениями, другие – хищники, третьи всеядны.

В тайге из растительноядных обитают лоси, зайцы, белки, полосатые бурундуки.

Из хищников – рысь, соболь.

Ну а бурый медведь всеяден: он не прочь отведать и малины, и мёда, и кедровых орешков, и рыбы. Недаром его называют “хозяином тайги”.

В хвойных лесах живут дятлы, кедровки, клесты.

В широколиственных лесах обитают кабаны, зубры, благородный олень, куница.

Обилие насекомых и мелких грызунов привлекает в эти леса разных птиц.

Здесь обитают сова, дрозд, иволга и др. птицы.

У: О животном мире леса можно говорить бесконечно…

Предлагаю вам посмотреть видеозапись “Животные леса”.

3.Работа в парах.

У: А теперь общее задание для всех групп. Составьте цепи питания животных.

а) кедр – белка - куница
б) дуб – мышь - лиса

( ________ - пропущены названия)

4. Роль леса. (Фронтальная работа с использованием информационного поля)

У: Какова роль леса в природе и жизни людей?

Д: (называют с опорой на инф. поле: ЛЕС

  • “лёгкие” планеты
  • источник древесины
  • источник топлива
  • дом для грибов, растений, животных
  • аптека
  • место отдыха
  • источник пищи
  • незаконная охота) – лишнее.

У: Почему?

Д: Это проблема леса.

У: Да, это экологическая проблема. А сейчас послушаем экологов.

 Экологи (группа №5)

Экологические проблемы в лесной зоне связаны с:

  • вырубкой леса;
  • неумеренной охотой и браконьерством.

Мы, как экологи утверждаем:

  1. Одно из самых простых и важных правил: не оставляй в лесу мусора! Это вредит животным, лес теряет свою красоту.
  2. Не разводи костров. Огонь - самый страшный враг леса. Охрана леса обязанность каждого человека и государства.

У: Замечательный русский поэт М. Пришвин говорил:

Д: (по 1 предложению)

“Мы хозяева нашей природы. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса и горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.

У: Наше путешествие подошло к концу.Какую цель мы ставили в начале урока?

Д: Познакомиться с зоной лесов.

У: Достигли ли мы её?

Д: Да.

У: Спасибо за урок.