Открытый урок по русскому языку "Приставки и предлоги"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • закрепить знания об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога, правильно писать и употреблять их в речи;
  • развивать умение обобщать знания, устную и письменную речь, логику, внимание,  память: способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма, расширять и совершенствовать словарный запас;
  • способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, и взаимопомощи, прививать любовь к природе.

Оборудование: карточки, цветок “Ромашка”.

План

I. Организационный момент (начинают 2 ученика)

1.

Отчего сегодня в классе
Все нарядные сидят?
Оттого, нынче праздник
У педагогов и ребят.

2.

Очень будем мы стараться
И не станем волноваться
Ну, ребята, чур, молчок
Начинается урок.

(На доске “Ромашка”)

Ребята мне очень хочется чтобы урок у нас получился вот таким: интересным, творческим, познавательным, с играми, с хорошими и правильными ответами. (Да!)

И я думаю получится он таким при взаимопонимании, сотрудничестве и добром отношении друг другу.

(Стук в дверь). Идёт колобок.

- Здравствуй! Ты кто?

- Куда держишь путь?

- Но у нас урок, пришли гости, мы заняты делом.

- Ну, тогда расскажи о себе.

(Колобок рассказывает о себе)

II. Учитель. (вывешивает слова на доску)

У: Ой, как интересно рассказал о себе колобок. Теперь ты можешь занимать своё место, а мы поработаем с твоим рассказом.

Колобок: Как интересно у вас на уроке, ребята. Как много вы знаете, умеете доказывать, спорит.

А с моими заданиями попробуете справится?

(на доске)
Замесила
Состряпала
Наскребла
Помела
Испекла

1) У: Ребята, можно ли объединить эти слова в одну группу?

Д: Да

У: Почему?

2) У: Вы ни чего не заметили особенного в написании этих глаголов?

Д: По мела – написан не правильно, это приставка, а не предлог, перед

глаголом предлога не бывает.

3) У: А в других словах вы можете найти приставки? Докажите.

Как найти приставку в слове?

Сейчас проверим, как вы усвоили это правило.

Колобок: Как интересно у вас на уроке, ребята. Как много вы знаете, умеете доказывать, спорит.А с моими заданиями попробуете справится?

Д: Да!

У: Мы с радостью поработаем с твоими заданиями. Ну, что, ребята, за дело?

III. На доске задание.

Вот первое задание от Колобка.

В одной из скобок записана приставка. Найдите и докажите.

(с) летел
(с) ветки

  • Слетел – это приставка, потому что…
  • Как называется то, что записано во второй скобке? (предлог) Доказываем.

Значит: в первом случае пишем слитно, потому что это приставка, а во втором случае пишем раздельно – это предлог.

Так как же отличаются приставки от предлога? (Послушаем двух ребят)

(Выходят два ученика 1 – “приставка”, 2 – “предлог”)

А теперь скажите самое главное отличие написания приставки от предлога?

IV. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня у нас последний урок по теме: “Приставки и предлоги”. Мы ещё раз вспомним и закрепим все главные признаки, по которым сможем определить, где предлог, а где приставка, и эти знания применять на письме.

Вот этим сегодня и будем заниматься на уроке.

V. Пора писать.

Давайте вспомним какую часть занимает письменная буква? (1/3 ч строки)

Хорошо.

И вот сейчас красиво и аккуратно запишем:

1 в – приставки и предлоги с а
2 в – приставки и предлоги с о.

(Проверка)

На этой же строчки напишите слово “Колобок” без отрыва ручки.

(пальчики размялись)

А сейчас можно записать и предложение.

(у доски один ученик)

А сейчас запишем целое предложение из сказки.

VI. Запись предложения под диктовку.

Ну сейчас колобок про тебя ещё напишем.

“Колобок вскочил лисе на нос и запел песенку”

У: Предложение связано с темой нашего урока?

Д: да, есть слова с приставками и предлоги.

У: Придумайте задание к предложению и выполните его. Ребята, хорошо помните сказку “Колобок”? Снова обращаемся к сказке.

VII. Словарная работа.

А какие словарные слова встречаются при чтении сказки “Колобок”?

Медведь
Заяц
Дорога
язычком
напишем

1 в - заяц
2 в - медведь
3 в - дорога

Задание по рядам:составить предложение так, чтобы были предлоги и слова с приставками. Желательно связанные с нашей темой.

VIII. А вот следующее задание от Колобка.

Сможете записать слова? Посмотрите на доску, как вы думаете к какой теме относится это:

(з) Галей
(з) грузил

Задание: нужно определить где предлог, а где приставка.

IX. Физминутка – упражнения под музыку.

X. Отдохнули? Пора за дело. Проверим вашу внимательность и сообразительность.

Дополни предложение подходящим по смыслу словом, либо с приставкой, либо с предлогом.

  1. Ранним летним утром мы с дедушкой отправились на … (на рыбалку)?
  2. Осенью листья с кустов и деревьев … (опали, облетели, осыпались)?
  3. Лейся дождь веселей
    Мы с тобою дружим!
    Хорошо нам бегать
    Босиком … (по лужам)?
  4. Семь раз отмерь, один раз … (отрежь)
    а). Что это? (пословица)
    б). Как вы понимаете? (прежде чем что-то сделать, хорошо подумай, чтобы не сожалеть, что поторопились)

И ещё одно задание от Колобка

XI. Сейчас мы с вами выполним задание, где нужно очень хорошо подумать, а потом сделать. А задание такого характера.

Вставить в предложение пропущенные предлоги и приставки.

  1. Зима. Ребята кормушки
  2. Они её школьный сад.
  3. птичью столовую много различных птиц.

Получился рассказ. Понятен смысл?

Вывод: Как важно правильно поставить предлог и приставку.

  1. А каких птиц можно было увидеть? Как вы думаете?
  2. А почему о них зимой нужно заботиться?
  3. В сказочном лесу тоже есть птицы. Вы их можете назвать?
  4. А что они в клювах несут? (приставки, предлоги)
    (пример с приставками и предлогами, образуйте слово с приставкой пере)

У: Ну, что, Колобок, доволен нашими ответами, доказательствами?

Колобок: Да! Мне так понравилось у вас на уроке, что мне не хочется расставаться с вами

У: Ребята, вам хочется чтобы у сказки был хороший конец? Давайте попробуем изменить. Я буду говорить последнее предложение из сказки, а вы что-то делайте (аргументируёте)

Колобок прыг лисе на язык, а лиса его – ам! – и съела.

Колобок спрыгнул с язычка и покатился дальше

а) Что вы сделали? ( на противоположное заменили )
б) При помощи чего? (приставки и предлоги)

Колобок: Спасибо вам ребята! Я все расскажу где я был, с кем познакомился, какие дети учатся в 3 классе ОСШ. Ну я покатился. До свидания.

XII. Итог урока

Урок завершается. Получился ли урок наш таким, каким мы его хотели видеть вначале?

А сейчас ответим на наш вопрос по теме “Приставки и Предлоги”

Как предлоги и приставки
Будем в тексте различать?

Если между предлогом и словом мы можем поставить вопрос или другое слово, то этот предлог пишется раздельно.

Перед глаголом предлога не бывает, поэтому ни слово, ни вопроса поставить нельзя – пишется слитно.

Оценки.

Д/З Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?(к-то, коза)