Цель:
- закрепить знания об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога, правильно писать и употреблять их в речи;
- развивать умение обобщать знания, устную и письменную речь, логику, внимание, память: способствовать формированию навыков грамотного и красивого письма, расширять и совершенствовать словарный запас;
- способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, усидчивости и прилежания, и взаимопомощи, прививать любовь к природе.
Оборудование: карточки, цветок “Ромашка”.
ПланI. Организационный момент (начинают 2 ученика)
1.
Отчего сегодня в классе
Все нарядные сидят?
Оттого, нынче праздник
У педагогов и ребят.
2.
Очень будем мы стараться
И не станем волноваться
Ну, ребята, чур, молчок
Начинается урок.
(На доске “Ромашка”)
Ребята мне очень хочется чтобы урок у нас получился вот таким: интересным, творческим, познавательным, с играми, с хорошими и правильными ответами. (Да!)
И я думаю получится он таким при взаимопонимании, сотрудничестве и добром отношении друг другу.
(Стук в дверь). Идёт колобок.
- Здравствуй! Ты кто?
- Куда держишь путь?
- Но у нас урок, пришли гости, мы заняты делом.
- Ну, тогда расскажи о себе.
(Колобок рассказывает о себе)
II. Учитель. (вывешивает слова на доску)
У: Ой, как интересно рассказал о себе колобок. Теперь ты можешь занимать своё место, а мы поработаем с твоим рассказом.
Колобок: Как интересно у вас на уроке, ребята. Как много вы знаете, умеете доказывать, спорит.
А с моими заданиями попробуете справится?
(на доске)
Замесила
Состряпала
Наскребла
Помела
Испекла
1) У: Ребята, можно ли объединить эти слова в одну группу?
Д: Да
У: Почему?
2) У: Вы ни чего не заметили особенного в написании этих глаголов?
Д: По мела – написан не правильно, это приставка, а не предлог, перед
глаголом предлога не бывает.
3) У: А в других словах вы можете найти приставки? Докажите.
Как найти приставку в слове?
Сейчас проверим, как вы усвоили это правило.
Колобок: Как интересно у вас на уроке, ребята. Как много вы знаете, умеете доказывать, спорит.А с моими заданиями попробуете справится?
Д: Да!
У: Мы с радостью поработаем с твоими заданиями. Ну, что, ребята, за дело?
III. На доске задание.
Вот первое задание от Колобка.
В одной из скобок записана приставка. Найдите и докажите.
(с) летел
(с) ветки
- Слетел – это приставка, потому что…
- Как называется то, что записано во второй скобке? (предлог) Доказываем.
Значит: в первом случае пишем слитно, потому что это приставка, а во втором случае пишем раздельно – это предлог.
Так как же отличаются приставки от предлога? (Послушаем двух ребят)
(Выходят два ученика 1 – “приставка”, 2 – “предлог”)
А теперь скажите самое главное отличие написания приставки от предлога?
IV. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня у нас последний урок по теме: “Приставки и предлоги”. Мы ещё раз вспомним и закрепим все главные признаки, по которым сможем определить, где предлог, а где приставка, и эти знания применять на письме.
Вот этим сегодня и будем заниматься на уроке.
V. Пора писать.
Давайте вспомним какую часть занимает письменная буква? (1/3 ч строки)
Хорошо.
И вот сейчас красиво и аккуратно запишем:
1 в – приставки и предлоги с а
2 в – приставки и предлоги с о.
(Проверка)
На этой же строчки напишите слово “Колобок” без отрыва ручки.
(пальчики размялись)
А сейчас можно записать и предложение.
(у доски один ученик)
А сейчас запишем целое предложение из сказки.
VI. Запись предложения под диктовку.
Ну сейчас колобок про тебя ещё напишем.
“Колобок вскочил лисе на нос и запел песенку”
У: Предложение связано с темой нашего урока?
Д: да, есть слова с приставками и предлоги.
У: Придумайте задание к предложению и выполните его. Ребята, хорошо помните сказку “Колобок”? Снова обращаемся к сказке.
VII. Словарная работа.
А какие словарные слова встречаются при чтении сказки “Колобок”?
Медведь Заяц Дорога |
язычком напишем 1 в - заяц |
Задание по рядам:составить предложение так, чтобы были предлоги и слова с приставками. Желательно связанные с нашей темой. |
VIII. А вот следующее задание от Колобка.
Сможете записать слова? Посмотрите на доску, как вы думаете к какой теме относится это:
(з) Галей
(з) грузил
Задание: нужно определить где предлог, а где приставка.
IX. Физминутка – упражнения под музыку.
X. Отдохнули? Пора за дело. Проверим вашу внимательность и сообразительность.
Дополни предложение подходящим по смыслу словом, либо с приставкой, либо с предлогом.
- Ранним летним утром мы с дедушкой отправились на … (на рыбалку)?
- Осенью листья с кустов и деревьев … (опали, облетели, осыпались)?
- Лейся дождь веселей
Мы с тобою дружим!
Хорошо нам бегать
Босиком … (по лужам)? - Семь раз отмерь, один раз … (отрежь)
а). Что это? (пословица)
б). Как вы понимаете? (прежде чем что-то сделать, хорошо подумай, чтобы не сожалеть, что поторопились)
И ещё одно задание от Колобка
XI. Сейчас мы с вами выполним задание, где нужно очень хорошо подумать, а потом сделать. А задание такого характера.
Вставить в предложение пропущенные предлоги и приставки.
- Зима. Ребята кормушки
- Они её школьный сад.
- птичью столовую много различных птиц.
Получился рассказ. Понятен смысл?
Вывод: Как важно правильно поставить предлог и приставку.
- А каких птиц можно было увидеть? Как вы думаете?
- А почему о них зимой нужно заботиться?
- В сказочном лесу тоже есть птицы. Вы их можете назвать?
- А что они в клювах несут? (приставки, предлоги)
(пример с приставками и предлогами, образуйте слово с приставкой пере)
У: Ну, что, Колобок, доволен нашими ответами, доказательствами?
Колобок: Да! Мне так понравилось у вас на уроке, что мне не хочется расставаться с вами
У: Ребята, вам хочется чтобы у сказки был хороший конец? Давайте попробуем изменить. Я буду говорить последнее предложение из сказки, а вы что-то делайте (аргументируёте)
Колобок прыг лисе на язык, а лиса его – ам! – и съела.
Колобок спрыгнул с язычка и покатился дальше
а) Что вы сделали? ( на противоположное заменили
)
б) При помощи чего? (приставки и предлоги)
Колобок: Спасибо вам ребята! Я все расскажу где я был, с кем познакомился, какие дети учатся в 3 классе ОСШ. Ну я покатился. До свидания.
XII. Итог урока
Урок завершается. Получился ли урок наш таким, каким мы его хотели видеть вначале?
А сейчас ответим на наш вопрос по теме “Приставки и Предлоги”
Как предлоги и приставки
Будем в тексте различать?
Если между предлогом и словом мы можем поставить вопрос или другое слово, то этот предлог пишется раздельно.
Перед глаголом предлога не бывает, поэтому ни слово, ни вопроса поставить нельзя – пишется слитно.
Оценки.
Д/З Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного?(к-то, коза)