Цель:
1) Актуализация словаря по изучаемой теме.
2) Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, глаголов от звукоподражания.)
3) Развитие связной речи.
4) Формирование общих речевых навыков.
5) Систематизировать представления детей о домашних животных.
6) Развитие зрительного внимания, логического мышления, творческого воображения. (Продолжительность занятия 30 мин)
Ход занятия
1. Организационный момент
-Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Теперь я с вами поздороваюсь: Здравствуйте грустные ребята! Я что-то не так сказала? Попробую по другому: Здравствуйте недружные ребята! Опять не так? Ну, тогда: Здравствуйте ничего не знающие ребята! Ах, знающие, ну тогда начнем наше занятие по развитию речи и проверим ваши знания. Сегодня мы поговорим о животных.
1. Для начала послушайте одну страшную историю:
(выставляется кукла, по мере отгадывания загадок из нее достаются игрушки-животные).
Робин-Бобин Барабек
Скушал сорок человек.
И телегу, и быка,
И хромого мясника!
- А кого еще съел этот обжора, вы узнаете, отгадав загадки:
1. Вместо носа – пятачок,
Вместо хвостика – крючок.
Голос мой визглив и звонок,
Я веселый … (поросенок).2. Ходит, бродит по лужку
Пятнистая … (корова),
И дает нам к вечерку
Молока парного.3. Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Берегись мышиный род,
На охоту вышел… (кот)4. Шубу теплую в колечках
Носит тихая… (овечка)5. Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам (верблюд).
- Про кого эти загадки? Почему их называют домашними?
Каких еще вы знаете домашних животных?
2. Игра: «Правда или нет?»
Я знаю еще одно домашнее животное, которое вы не назвали:
В подполье, в каморке
Живет она в норке.
Серая малышка,
Кто же это? (мышка)
- Вот какое хорошенькое домашнее животное! Почему нет?
3. Игра: «Кто где живет?»
Ребята, а кто мне напомнит, какое сейчас время года? (осень). А какое время года наступит потом? Значит, пора домашних животных расселять по своим жилищам. Кто где живет?
- Корова живет в коровнике,
- Лошадь в … и т.д.
4. Игра: «Назови детеныша»
Давайте поиграем в игру, которая называется «Назови детеныша»
У овечки – …
У верблюдицы – …
У кошки – …
У крольчихи – …
У собаки – …
У козы – …
У свиньи – …
У коровы – …
У лошади – …
Молодцы, всех назвали!
Вы, наверное, устали? И поэтому все встали.
5. Физкультминутка
Конь меня в дорогу ждет,
Бьет копытом у ворот,
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на седло вскачу –Не поеду, полечу!
Цок, цок, цок, цок.
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой.
6. Игра: «Кто как разговаривает?»
А теперь я хочу вам рассказать, как разговаривают домашние животные (чтение отрывка из стихотворения К. Чуковского «Путаница»):
Свинки замяукали,
Кошечки захрюкали,
Собаки замычали,
Коровы зарычали…
- Все верно? Тогда давайте поиграем вот в такую игру: я называю животное, а вы говорите, как оно разговаривает.
7. Игра: «Путаница»
Молодцы! Вы, правда, знающие ребята.
За это один мой знакомый художник дарит вам вот эти картинки. <Рис. 1>
Посмотрите, что за звери?
Я глазам своим не верю:
Чьи рога, чья голова?
Узнаю едва-едва.
Что тут так? А что не так?
Получился кавардак.
Звери разные у нас,
Разберемся мы сейчас.
- У этого животного голова…(кошачья), а туловище…(поросячье) и т.д.
8. Рисование: «Маска»
- Ребята, предлагаю нарисовать домашних животных, только без таких вот ошибок! У вас на столах лежат вот такие листочки, на что они похожи? (Рис. 2) А разве бывают маски без лица? Глазки уже есть, осталось нарисовать мордочку животного. Если хотите нарисовать поросенка или кота, то форма головы будет... (круглая), а если овечка или коза, то…(овальная). Вот вам в помощь образцы. Сейчас зазвучит песенка, и вы начнете рисовать, только поторопитесь, как только она закончится, вы должны завершить свою работу.
(Работа детей)
8. Сочинение сказки
Ребята, приложите свои маски к лицу. Молодцы, все справились с заданием! Вспомните, какие сказки про домашних животных мы читали? Давайте попробуем сочинить сказку «Спор домашних животных» и вспомним, какую пользу приносит каждое животное.
- Собрались однажды домашние животные и начали спорить, кто из них самый нужный для человека. Собака сказала: «Я самая нужная, потому, что…» (продолжают дети). Кошка не согласилась…, корова промычала…, коза возмутилась…, овца заблеяла…, лошадь…
В это время вышел хозяин и сказал: «Вы все мне нужны, все приносите большую пользу». С тех пор животные живут дружно.
Итог занятия: Сегодня мы с вами поговорили о домашних животных. Вспомнили, как они разговаривают, какую пользу приносят человеку. (Отметить активных детей)