Россия - страна разнообразных природных, этнических, экономических, социокультурных условий. Свердловская область - одна из крупнейших областей страны, обладающая своеобразной социальной и производственной инфраструктурой, своими традициями школьного и семейного воспитания, поэтому в системе работы классного руководителя должны учитываться все особенности региона. С другой стороны, учет особенностей региона - это ориентация и опора на общие идеи и принципы, нормы педагогической работы.
Региональным подходом предполагается ряд особенностей воспитательной работы со школьниками, в том числе деятельности классного руководителя:
- по содержанию - органическое включение местных материалов в живую ткань учебно-воспитательного процесса на двух “уровнях” - познания истории и культуры региона и сознательного, активного участия ребят в его преобразовании;
- по технологии - помощь школьникам в осознании, прочувствовании ими своей принадлежности к региону, которая начинается с личного участия в его жизнедеятельности, самостоятельного поиска и реализации самими учениками путей и средств такого участия;
- по педагогическому стилю - использование в педагогической деятельности передового опыта педагогов региона, участие в его развитии, использование традиционных для данного региона средств, в том числе средств народной педагогики.
Таким образом, деятельность классного руководителя, определяемая общими и специфическими региональными задачами, может быть различна по технологии и обогащаться индивидуальным творчеством каждого педагога.
Воспитательная система класса, где я являюсь классным руководителем, моделируется, исходя из возрастных особенностей детей старшего возраста, где ведущей деятельностью становится учебно – профессиональная. 10 В класс является колледж – классом, т. е. учащиеся получают помимо основного образования дополнительные образовательные услуги в НОУ СПО “Колледж предпринимательства и социального управления”, что является стимулом к активной познавательной и творческой деятельности.
Для развития личностного потенциала учащихся воспитательная работа планируется по следующим направлениям: “Здоровье”, “Интеллект”, “Общение”, “Нравственность”, “Досуг”, “Гражданин”, “Семья”.
В своей системе работы использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с учащимися и родителями; одной из таких нетрадиционных форм стала реализация областного образовательного проекта “ОКР”.
Научному обоснованию и методической разработке проекта как формы внеурочной деятельности посвящено немало исследований и разработок, их результаты активно внедряются в практику современной школы. Проектную технологию обычно используют в учебном процессе, в научно-исследовательской деятельности школьников. Однако в настоящее время актуальным является использование проектного метода и во внеклассной работе с учащимися. Ведь проект — это не только совместная учебно-познавательная, но и совместная творческая или игровая деятельность учащихся, это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, а важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную деятельность.
Осознание этого привело к пониманию необходимости использования метода проекта во внеклассной работе. Тематика социальных проектных работ предлагалась в рамках ОКР на протяжении нескольких лет, а именно с 2001 года, когда мой классный коллектив впервые принял участие в областной контрольной работе.
Хочу представить этапы работы над ОКР, итоговым продуктом которого явился бюллетень - “Школа – это сказка, которую мы вместе проживаем”
(см. Приложение №1 и> Приложение №2(его можно спросить у автора статьи))
Учащиеся в ходе ОКР расширили свои знания по проблеме взаимоотношений между людьми, получили представление о механизмах и нормах, регулирующих межличностные отношения, у многих улучшилось взаимопонимание с родителями.
Неформальная обстановка во время работы способствовала самовыражению школьников. Они смогли проявить свою индивидуальность, раскрыться с неожиданной стороны.
У учащихся появилась возможность оценить себя, свое поведение и отношение к окружающим; проанализировать свои поступки, свой жизненный опыт; задуматься о ценностях жизни, о своем месте в обществе, о своем будущем и будущем общества.
Высокий уровень откровенности письменных работ учащихся и их ответов в ходе обсуждения позволил мне лучше узнать учащихся, их интересы, окружение; открыть для себя и понять их внутренний мир, мысли, чувства, жизненные принципы, реальные отношения с родственниками, семейные проблемы.
Проект организован с использованием компьютерных технологий и позволяет применять полученные на уроках информатики знания для решения практических задач проекта. Компьютер стал для ребят инструментом, необходимым для реализации их творческих планов, и существенно повлиял на качество полученного продукта.
Одним из результатов проектной деятельности можно считать также включённость в неё родителей учащихся, что способствовало сплочению коллектива детей и родителей класса. Совместная работа продемонстрировала способность к взаимопониманию, сотрудничеству, заставила задуматься о семейных ценностях, понять, насколько важна роль родителей в формировании личностных качеств детей. Родители поняли, какие важные проблемы решают их дети, какие серьезные учебные задачи ставятся перед ними.
Работа получила высокую оценку: проект был представлен на городской конкурс и учащиеся 10 В класса стали лауреатами и награждены дипломом III степени за реализацию социально – значимого проекта “Время, школа и мы” в рамках Областного образовательного проекта “ОКР”, номинация “Путеводитель”.
Опыт, полученный учащимися в результате проектной деятельности, эффективно формирует качества личности, позволяющие человеку моделировать активную жизненную позицию, стать самостоятельным и инициативным, способным спланировать своё образование и успешно самореализоваться.