Цели урока:
Образовательные: Научить учеников решать системы уравнений графическим способом, применять компьютерные технологии при решении систем уравнений.
Воспитательные: Повышение положительной мотивации учащихся в изучении алгебры, активизация познавательной деятельности.
Развивающие: Формирование активной жизненной позиции учащихся в современном информатизированном обществе, развитие творческих способностей, желания учиться самостоятельно.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, экран. Компьютерная сеть: 11 ученических мест.
- Электронное учебное пособие «Интерактивная математика», издательство «Дрофа», 2002 год.
- Карточки для самостоятельной работы «Техника безопасности при работе в компьютерном классе».
- Карточки для сотрудничества с учителем при актуализации знаний.
- Карточки-задания для самостоятельной работы «Решение систем уравнений».
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
Объяснение учителем структуры урока.
2. Повторение правил техники безопасности при работе в компьютерном классе.
3. Информатика: Сообщения учеников на тему: «Обзор программного обеспечения»
4. Алгебра: актуализация знаний. Эвристическая беседа учителя и учеников.
5. Самостоятельная работа обучающего характера по алгебре
(работа с программой «Интерактивная математика», 9 класс, лаборатория «Решение неравенств и уравнений»).
6. Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы собрались в кабинете информатики, но это будет не просто урок информатики, а информатика совместно с алгеброй. Наш урок сегодня интегрированный. И называется он так:
Графический способ решения систем уравнений с двумя неизвестными.
Как учебная компьютерная программа помогает решать системы уравнений.
Сегодня вы должны научится решать графически системы уравнений, узнать новое
о программном обеспечении компьютера. Итогами этого урока должны стать ваши
новые знания, которые вы получите из выступлений своих одноклассников,
и из практической работы на компьютере;
знания, которые вам пригодятся в жизни.
Задача каждого из вас не просто сидеть и слушать,
или выступить с сообщением,
а в том, чтобы уйти с этого урока с новыми
знаниями по алгебре и ощущениями того, что
вы идете в ногу со временем, что вы повысили уровень своей компьютерной
грамотности.
2. Повторение правил техники безопасности при работе в компьютерном классе.
Начнем мы с маленькой самостоятельной работы. Прошу вас получить карточки для ответа, вспомнить и записать правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. Я назвала эту работу « 5 нельзя в компьютерном классе», но если кто вспомнит больше правил, пишите все!
Попрошу эту работу выполнить поскорее, лучшую работу мы сразу зачитаем вслух.
3. Информатика: Сообщения учеников на тему: «Обзор программного обеспечения»
Учитель:
На уроках информатики мы изучаем сейчас тему «Программное обеспечение»
На прошлом уроке информатики вы познакомились с системным программным обеспечением. Сегодня послушаем сообщения по теме «Прикладное программное обеспечение». Это будет небольшой обзор существующих программ, и поговорим мы только о тех программах, которые будем использовать в своей школе.
1 сообщение.Прикладное программное обеспечение представляет собой комплекс программ, с помощью которых решаются конкретные задачи пользователей. Спектр этих задач необычайно широк: от научных и производственных до обучающих и развлекательных. Наибольшей популярностью пользуются следующие группы прикладных программ:
- текстовые редакторы;
- графические редакторы;
- табличные процессоры;
- программы демонстрационной графики;
- обучающие программы;
- системы управления базами данных;
- средства работы в сети Интернет;
- музыкальные редакторы;
- компьютерные игры.
Существуют интегрированные пакеты, которые включают в себя несколько прикладных программ разного назначения. Например, пакет деловых приложений Microsoft Office включает в себя текстовый процессор (Word), табличный процессор (Excel), систему управления базами данных (Access), пакет подготовки презентаций (Power Point), и электронный органайзер (Outlook).
2 сообщение
Назначение текстовых редакторов – создание и редактирование текстовых документов (писем, статей, рефератов, рассказов, рекламных объявлений). Простейшие текстовые редакторы – это программы Блокнот и WordPad, программы из группы стандартных OC Windows. Редакторы, обладающие более мощными средствами форматирования документов, возможностью подключения объектов другого типа (формулы, таблицы, рисунки) называют текстовыми процессорами. Одним из наиболее известных и популярных текстовых процессоров является Microsoft Word.
Графические редакторы предназначены для работы с графическими объектами. Например, создание и редактирование рисунков или обработка фотографий. В этом классе программ выделяются группы: растровые редакторы, векторные редакторы, редакторы трехмерной графики. Растровые редакторы применяются для обработки изображений, заданных в виде набора точек, образующих растр. Сложные изображения, например фотографии, выгоднее хранить и обрабатывать именно в виде растра. Признанным лидером среди растровых редакторов является программа Adobe Photoshop. В состав операционной системы Windows входит простой растровый редактор Paint. Векторные редакторы отличаются от растровых редакторов способом представления данных об изображении. В этом случае изображение состоит из набора линий, которые образуют геометрические фигуры. Такой подход непригоден для фотографий, но прекрасно подходит для чертежей. Кроме того, редактировать векторную графику проще. Изображение, созданное в векторном редакторе, легко перенести в растровый. Векторная графика широко используется при создании иллюстраций, стиль которых близок к чертежному. Наиболее популярной является программа Corel Draw.
3 сообщение
Пакеты демонстрационной графики предназначены для создания презентаций, чтобы иллюстрирововать доклад, лекцию, праздник, концерт. Презентация может содержать текст, диаграммы, графики, таблицы, фотографии, рисунки, видеоклипы и звуковые эффекты. Во время выступления слайды могут быть отображены на экран с помощью мультимедийного проектора, подключенного к компьютеру. Представителем такого класса приложений является программа Power Point.
Табличные процессоры работают с электронными таблицами. Они представляют средства для хранения различных типов данных. Пользователь имеет возможность осуществлять разнообразные вычисления, строить графики и диаграммы, управлять форматом ввода-вывода данных, проводить аналитические исследования, распечатывать результаты.
В настоящее время наиболее популярным и эффективным приложением этого класса является Microsoft Excel.
Обучающие программы широко используются в образовании, существует огромное количество различных типов обучающих программ: электронные справочники, словари, энциклопедии, учебники. Особенно популярны лингафонные курсы иностранных языков, которые помогают не только научиться читать и писать на иностранном языке, но и учат правильному произношению. Мы применяли в своей работе на уроках такие электронные учебные пособия, как «Математика 9 -11 класс: экспресс-подготовка к экзамену», издательство «Новая школа» 2006 год, «Математика 5-11 класс. Практикум» издательство «Дрофа», 2004 год, «Вычислительная математика и программитрование 10-11 классы» Издательство Министерства образования 2004 год, фирма «1С», и, наконец, «Интерактивная математика», издательство «Дрофа», 2002 год.
4. Алгебра: актуализация знаний. Эвристическая беседа учителя и учеников.
Учитель включает мультимедийный проектор и запускает программу «Интерактивная математика».
Учитель: Сейчас мы рассмотрим работу виртуальной лаборатории «Решение уравнений и неравенств». На прошлом уроке информатики мы работали в лаборатории «Графики функций», но сейчас нам эта лаборатория не подходит, потому что в системах есть уравнения вида х2 + у2 = 25, это окружность, а она не является функцией.
Но пользовательский интерфейс этих лабораторий одинаковый. Давайте вспомним назначение клавишей панели инструментов.
Ученики рассказывают о назначении клавиш:
1 – это клавиша добавляет график уравнения в декартову систему координат.
2 – удаление графика.
3 – второй график можно закрасить другим цветом.
4 – «рука» позволяет передвигать систему координат.
5 – увеличение или уменьшение масштаба.
6 – информация об уравнении.
7 – можно сохранить файл.
8 – электронный помощник расскажет о работе в лаборатории.
Ученики имеют на столах карточки с системами, решение которых показывает учитель.
Ответ: (1,5; 2,5); (-2,5; -1,5) Ответ: (2,8; -2,8) (-2,8;2,8)
Ответ: (0,8; 0,4) (-1,3;- 0,7) Ответ: система не имеет решения
Учитель показывает решение этих систем уравнений с помощью программы, ведет с учениками эвристическую беседу, отвечает на вопросы по работе программы.
5. Самостоятельная работа обучающего характера по алгебре
Ученики получают карточки с заданиями и самостоятельно работают с программой.
Первая карточка – задания обязательного уровня, вторая карточка – дополнительная.
Вторую карточку ученики получают, если успешно справились с первой обязательной частью. Если возникают вопросы по работе с программой, учитель приходит на помощь. Ученики сдают свои ответы в конце урока.
6. Подведение итогов. Рефлексия. Оценки. Домашнее задание.
– Чему вы научились на уроке?
– Какие трудности вам встретились?
– Какое у вас настроение после этого урока, хотите ли вы провести такие уроки по другим темам алгебры?